Цели:
- закрепить умения -
а) выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями;
б) решать задачи;
- формировать у школьников интерес к русским народным традициям;
- способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому России и своего края.
В уроке принимают участие ученики, переодетые в скоморохов, Деда Мороза, Зиму, Лешего, Кикимору, Бабу – Ягу, Весну.
Ход урока
1. Объявление темы и цели урока
– Мы завершаем работу над интересной темой и на уроке будем решать примеры и задачи, в которых встречается умножение и деление с числами, оканчивающимися нулями. Какое время года сейчас? (Зима). Какие зимние месяцы вы знаете? Какой месяц зимы последний?. С давних времен на Руси в конце зимы целую неделю отмечался старинный славянский праздник проводов зимы – Масленица, во время которого пекутся блины и устраиваются веселые праздники. Это была Масленая или сытная неделя, которая предшествует Великому посту и разделяет в славянском календаре зиму и весну. Хотите сейчас отправиться на такой праздник? Нас уже зазывают на него.
1 скоморох.
Ой, вы, добры молодцы и красны девицы!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Провожаем зиму!
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
2 скоморох.
Подходи, честной народ,
Праздновать весны приход!
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать.
– А мы, провожая зиму и встречая весну, покажем нашу силу в математике. Для того чтобы проводит зиму, мы должны открыть ворота снежной крепости, которые заперты на огромный замок.
Рисунок 3
2 скоморох. Дверь вы можете отпереть, коли разгадаете код.
2. Закрепление изученного материала
Учитель. На доске зашифровано слово, с помощью которого мы сможем открыть замок. Вычислив значения выражений, найдите в таблице необходимый ответ и сопоставьте его с соответствующей буквой, тогда у вас получится нужное слово.
120 • 200
3200 : 800
3620 • 10027500 : 100
450 : 50
5400 : 9001800 • 200
24000: 30
4200 : 600
4 | 6 | 7 | 9 | 275 | 800 | 24000 | 360000 | 36200 |
А | Н | А | Е | Л | Ц | М | И | С |
В результате выполнения задания у учащихся получается слово МАСЛЕНИЦА.
Учитель. Попробуйте, подойдет ли к нашему замку это слово. Да, цепи с замком упали.
1 скоморох. Молодцы, справились с заданием. Код разгадан, замок сорван. Вы смогли отворить дверь.
В класс входят Дед Мороз и Зима.
Дед Мороз. Здравствуй, весь
честной народ! Зима. Спасибо, что пришли нас проводить! Дед Мороз.
Зима.
Дед Мороз.
|
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Задача 1.
Город Белгород протянулся с востока на запад на 20 км, а с юга на север – на 15 км. Всю площадь, которую занимает город Белгород, Дед Мороз засыпал снегом. Вычислите площадь, засыпанную снегом. (300 км2)
Задача 2.
Река Северский Донец имеет ширину 20 м, а длину – до 100000 м. Вычислите площадь льда, которым покрыта эта река. (2000000 м2)
Учитель. Все твои задания, Дедушка Мороз, ребята выполнили.
Дед мороз. Молодцы, ребята! Теперь все в полном порядке, можно и Весну встречать.
Под звон бубенцов Леший и Кикимора ведут Бабу-Ягу, переодетую в Весну.
Рисунок 5 | Рисунок 6 | Рисунок 7 |
Баба-Яга. Тр-р! Приехали! Весну приглашали?
Дед Мороз. Приглашали. Да что-то я тут весну не вижу.
Баба-Яга. Ты что, дед, весну-раскрасавицу не признал? Приглашали? Встречайте, как положено!
Дед Мороз. Ну раз у тебя большое желание быть Весной – Красной и ты такая же смышленая, как она, реши три задачи.
Баба-Яга. Ну, это я мигом! Задавайте свои задачки!
Задача 1.
Ученики двух школ за всю зиму слепил 1200 снеговиков. Ученики одной школы слепили 2/3 всех снеговиков. Сколько снеговиков сделали ученики каждой школы?
Баба-Яга. Ой, да как же я это решу? Я не могу, вот если бы ребята помогли.
Дед Мороз. Ребята, помогите Весне-Красне справиться с заданием.
Задача 2.
Дед Мороз за 4ч намел сугробы высотой 210 см. За какое время он наметет сугробы высотой 210 см, если будет мести с той же скоростью?
Ученики помогают решить задачу.
Задача 3.
Девочки и мальчики на лыжах одновременно отправились навстречу друг другу. Девочки шли со скоростью 12 км/ч, а мальчики – со скоростью 18км/ч. Через сколько часов они встретятся, если от одного пункта выхода до другого 90 км?
Ученики помогают Бабе-Яге.
Учитель. А какими зимними видами спорта увлекаетесь вы? Дедушка Мороз, наши ребята тоже любят зимние забавы: и в снежки поиграть, и на санках и на лыжах покататься, да и в математике они сильны: помогли Весне решить три задачи.
2 скоморох. Ни одной задачи ты не решила без помощи ребят. Узнали мы тебя, ты – Баба-Яга, не быть тебе Весной-Красной!
Физкультминутка.Дети танцуют с бабой-Ягой. Зима.
Входит Весна. |
Рисунок 8 |
Весна. Спасибо, что меня с радостью встречаете, но Зимушку не обижаете. Сегодня еще день её правления. Так давайте её проводим с почестями.
1 скоморох.
Русскую зиму проводить нужно
По-старинному, весело и дружно
С пустыми руками от нас не уйдете.
Приз обязательно приобретете.
Проводы зимы всегда на Руси сопровождались играми. У нас особенно популярными были кулачный бой и перетягивание каната. Русские богатыри всем демонстрировали, какой силищей они обладают.
Разделимся на две команды по вариантам. Команда 1-го варианта называется Красный нос, 2-го – Синий нос.
Рисунок 9 | Рисунок 10 |
Реши с проверкой
1-й вариант 2-й вариант 13 400 : 200
32 700 : 30024 600 : 300
94 500 : 500
Учитель. В кулачном бою победит ученик, быстро и правильно справившиеся с заданием. А пока наши участники выполняют вычисления, мы поиграем по командам в игру перетягивание каната.
Ученики выполняют самостоятельно задание, записанное на доске. Учитель проверяет самостоятельную работу и объявляет победителя.
Учитель. Вот мы и поиграли в игры, которые были во времена Масленицы.
1 скоморох.
Слушайте, слушайте все!
По старинному, по русскому обычаю –
Зиму провожаем!
Зиму-масленицу сжигаем!
Учитель. В конце Масленичной недели (в воскресенье) катали по улицам “масленичную бабу” в виде чучела из соломы. У вас на партах лежит нарисованное чучело Масленицы. С обратной стороны – задание. Задания все разные, у каждого свое (по уровню сложности). Кто быстрее справится с заданием, тот быстрее и возьмет Масленицу в плен, а значит, и победит.
На карточках записаны уравнения.
1-й уровень. x • 50 = 2000
2-й уровень. y : 725 = 20 • 20
3-й уровень. (a – 125) : 350 = 640 + 1360
У нас сформировался отряд удальцов, которые пленили и победили Масленицу. А после того как над ней одержали победу, соломенное чучело всегда сжигали. Пришло время и нам сжечь её. И так же как и в старину, когда сжигали Масленицу, все дружно хором говорили:
А мы Масленицу прокатали,
Дорогую свою потеряли,
А мы в ямочку закопали,
А на лето мы раскопаем
И обратное раскидаем!
2 скоморох.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем: до свидания,
До счастливых, новых встреч!
3. Итог урока
Учитель. Закончился наш праздник “Масленица”, и мы говорим: “Прощай, Зимушка! Здравствуй, Весна-Красна!” Мы не заметили, что наш урок незаметно подошел к концу. Чему же мы научились на этом уроке? (Решать примеры и задачи с числами, оканчивающимися нулями). Все, кто отличился сегодня получат приз. Завершая наш урок, хочу спросить: какой сегодня день недели? (среда). Именно среда во время Масленицы называлась лакомкой, и в этот день ели блины, символизирующие солнце.
Вот румяные блины,
Во все стороны равны!
Что за праздник без блинов.
Налетай без всяких слов!
Рисунок 11