Данное тестирование по русскому языку проходит в форме телевизионной игры “Кто хочет стать миллионером?” Игра начинается с отборочного тура, пройдя который, ученик получает возможность ответить на 15 вопросов по русскому языку. Ученик, правильно ответивший на все вопросы, получает “пятерку”, либо какой-нибудь приз.
По желанию учителя, можно ввести три подсказки: помощь друга (на вопрос ответит один из одноклассников), 50/50 (учитель называет 2 неверных ответа, помощь класса (отвечают все учащиеся сигнальными карточками)
Эту же игру можно использовать как тренажер, т.к. после каждого вопроса представлен слайд с ответом.
Игра проводится в конце второй четверти 4 класса. В презентации подготовлены 3 игры, общей продолжительностью 40 минут.
Вопрос первого отборочного тура
Расположите слова в порядке убывания количества звуков в них:
он, конь, её, язык
Ответ отборочного тура
1.Язык (5)
2. Её (4)
3. Конь (3)
4. Он (2)
Игра первая
1. Назовите однокоренное имя существительное к прилагательному “богатый” (человек):
а) крутой;
б) богач;
в) мафиози;
г) бизнесмен.
2. Продолжите пословицу “Цену вещи узнаешь, когда её ...”
а) увидишь;
б) купишь;
в) заведёшь;
г) потеряешь.
3. Назовите словарное слово, обозначающее дорогу с рядами деревьев по сторонам:
а) тропинка;
б) аллея;
в) лазейка;
г) проход.
4. 6+5 получится …
а) двенадцать;
б) одинадцать;
в) одиннадцать;
г) одиннацать.
5. Раскройте смысл фразеологизма “точить лясы”:
а) вытачивать из железа;
б) лежать без дела;
в) говорить правду;
г) заниматься пустой болтовнёй.
6. Назовите “лишнее” слово:
а) водник;
б) водокачка;
в) водомер;
г) водитель.
7. Сколько гласных звуков в русском алфавите?
а) 6;
б) 10;
в) 0;
г) 33.
8. Поставь существительное “дело” в родительный падеж множественного числа:
а) дел;
б) делов;
в) дела;
г) делах.
9. Назовите слово, в котором есть мягкий звук:
а) шёпот;
б) почта;
в) мышь;
г) жуёшь.
10. Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”, суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученики”. Назовите слово.
а) подснежники;
б) снежки;
в) снеговики;
г) снежинки.
11. В предложении “Берег увидел командир” определите падеж имени существительного “берег”:
а) винительный;
б) именительный;
в) родительный;
г) предложный
12. Назовите проверочное слово для слова “увядать” (без влаги):
а) видеть;
б) вёл;
в) воды;
г) вянуть.
13. Назовите слово, имеющее звук [й], в предложении “У каждого судьба своя”:
а) такого слова в предложении нет;
б) все слова;
в) судьба;
г) своя.
14. Подберите имя прилагательное к слову “тюль”:
а) кружевная;
б) кружевной;
в) кружевное;
г) кружевные.
15. “Звонят во все колокола”. Сколько звуков [о] содержится в этой фразе?
а) 5;
б) 2;
в) 6;
г) 0.
Вопрос второго отборочного тура
Расположите слова в порядке увеличения числа слогов: школа, класс, первоклассник, знания.
Ответ отборочного тура
1. Класс
2. Школа
3. Знания
4. Первоклассник
Игра вторая
1. Назовите имя существительное:
а) зелёненький;
б) зелень;
в) зеленеть;
г) зелено.
2. Назовите словарное слово, обозначающее человека, совершающего поездку в транспорте:
а) безбилетник;
б) кондуктор;
в) пассажир;
г) “заяц”.
3. Начальная форма имени прилагательного:
а) им. п., ед. ч., м. р.;
б) род. п., ед. ч., ж. р.;
в) им. п., ед. ч., ж. р.;
г) им. п., ед. ч.
4. Подлежащее подчёркивается …
а) двумя чертами;
б) одной чертой;
в) пунктиром;
г) не подчёркивается.
5. Назовите однокоренное имя существительное к прилагательному “ленивый” (человек):
а) бездельник;
б) лентяй;
в) Лена;
г) лодырь.
6. Продолжите пословицу “Герой воюет, а трус ...”:
а) грустит;
б) печалится;
в) горюет;
г) раздумывает.
7. Раскройте смысл фразеологизма “во весь дух”:
а) неуклюже;
б) духовно;
в) быстро;
г) медленно.
8. Сколько букв в русском алфавите?
а) 33;
б) 10;
в) 31;
г) 90.
9. Его корень в слове “писать”, приставка в слове “рассказать”, суффикс в слове “книжка”, окончание в слове “вода”. Назовите слово.
а) писака;
б) рассказ
в) записка;
г) расписка.
10. Поставьте имя существительное “килограмм” в родительный падеж множественного числа:
а) килограммов;
б) килограмм;
в) килограммы;
г) килограммах.
11. Часть речи, которая обозначает явления природы, называется …
а) местоимением;
б) глагол;
в) имя прилагательное;
г) имя существительное.
12. Какое слово является проверочным для слова “прим…рение”?
а) мирный;
б) примерный;
в) мирить;
г) мерить.
13. Найдите транскрипцию для слова “вьюга”:
а) [вьуга];
б) [вйуга];
в) [в,йуга ];
г) [в,йука].
14. Мой корень – родственник “сраженью”, приставка в слове “заявление”, в “наборщике” есть суффикс мой, а весь - тружусь я под землёй.
а) забойщик;
б) заражение;
в) каменщик;
г) шахтёр.
15. В Москве живёт москвич, а в Киеве?
а) киевлич;
б) киевчанин;
в) киевлянин;
г) киевич.
Вопрос третьего отборочного тура
Расположите падежи в правильном порядке: предложный, винительный, дательный, родительный.
Ответ отборочного тура
1. Родительный.
2. Дательный.
3. Винительный.
4. Предложный.
Игра третья
1. Закончите выражение “Поди туда – не знаю ...”
а) куда;
б) зачем;
в) почему;
г) с чем.
2. Назовите словарное слово, которое произносят при прощании:
а) до свидания;
б) чао;
в) пока;
г) бай-бай.
3. Раскройте смысл фразеологизма “перемывать косточки”:
а) сплетничать;
б) мыться в бане, душе;
в) играть на деньги;
г) мыть кости.
4. Назовите лишнее слово:
а) камыш;
б) вещь;
в) лещ;
г) плащ.
5. Продолжите пословицу “Дружба, как стекло: расколешь - ...”
а) не найдёшь;
б) не возьмёшь;
в) не соберёшь;
г) не увидишь.
6. Часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него, называется …
а) существительным;
б) местоимением;
в) наречием;
г) прилагательным.
7. 10+6 получится:
а) шеснадцать;
б) шеснацать;
в) шестнацать;
г) шестнадцать.
8. Назовите окончание прилагательного во фразе “о хорош… сестре”:
а) -ой;
б) - ей;
в) -ый;
г) -им.
9. Назовите словарное слово, обозначающее общее для всей семьи наименование,
которое добавляют к имени и отчеству человека:
а) прозвище;
б) кличка;
в) фамилия;
г) инициалы.
10. Выберите слово с правильным ударением:
а) дОкументы;
б) докУменты;
в) докумЕнты;
г) документы.
11. Определите падеж имени прилагательного “красивую” (девочку):
а) винительный;
б) именительный;
в) родительный;
г) дательный.
12. Раскройте смысл фразеологизма “бить баклуши”:
а) быть побитым;
б) бить неприятеля;
в) бездельничать;
г) бить куда попало.
13. Какое слово является проверочным для слова “пол…скать” (ребёнка):
а) ласка;
б) полощет;
в) лоск;
г) лак.
14. Как правильно сказать “у расчески нет …”?
а) нет зубов;
б) нет зуб;
в) нет зубьев;
г) нет зубев.
15. Назовите слово, в котором после “ш” ставится “ь” :
а) ш…ляпа;
б) штаниш…ки;
в) грустиш….;
г) мыш…ки.
В разработке использованы задания, взятые из справочных пособий по русскому языку О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой.