Урок литературного чтения. Народные и литературные сказки. В.Даль «Девочка Снегурочка». Русская народная сказка «Снегурочка»

Разделы: Начальная школа


Цели: развивать навык чтения, формировать понятие "сказка", умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр,на основе анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказки, воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям; расширять читательский опыт детей, кругозор учащихся, творческое воображение

Оборудование: Русская народная сказка «Снеrypочка»; учебник Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой “Литературное чтение”, 2 класс; рабочая тетрадь Л.А. Ефросининой “Литературное чтение”, 2 класс, модели обложек книг, «Словарь сказочных слов».

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

II. Проверка домашнего задания.

– С каким произведением работали дома? (Девочка-Снегурочка)

– Какая это сказка? (Авторская)

– Кто автор? (В. Даль)

– Выберите модель обложки нашего произведения. Объяснить выбор модели.

– Как начинается сказка?

– Кто главные герои и персонажи сказки?

– На доске составлена цепочка персонажей сказки. Правильно ли она выстроена?

– В какое время года происходят события в сказке?

– Почему решили старик со старухой принести комочек снега домой?

– Как относились старики к Снегурочке?

– Прочитайте песенку стариков.

– Сколько предложений в песенке? Какие они по интонации?

– Как будем читать песенку? (Ласково, голосом передавая любовь к Снегурочке)

– Какая беда случилась у стариков по весне? За что они прогнали Жучку?

– Кто из-за этого опечалился?

– Что происходит со Снегурочкой летом?

– С кем в лесу встречается Снегурочка?

– Прочитайте по ролям, как встретилась Снегурочка с Медведем? (с передачей интонации, выделяя голосом характерные признаки животного)

– Кто помог Снегурочке?

– Как заканчивается сказка?

III. Работа в тетради.

– Соответствует ли на рисунке порядок событий в сказке? Какая часть вам больше понравилась?

– Какие слова в словарик сказочных слов вы записали? (Кузовок, корзиночка, короб)

IV. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним произведением по теме «Идёт волшебница зима», с русской народной сказкой «Снегурочка».

V. Первичное восприятие произведения.

VI. Работа над моделированием обложки

– Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала? (Сказку.)

– Почему вы так решили? Докажите.

– Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

– О ком сказка, которую мы сегодня читали?(О девочке Снегурочке)

– Покажите это на своих моделях. (Дети закрашивают круг жёлтым карандашом. Сказка бытовая.)

– Кто автор сказки?(Сказка народная)

VII. Анализ прочитанного произведения и составление блок системы.

Задание по группам: Постройте цепочку персонажей сказки.

Обсуждение задания.

1 этап (1 часть сказки)

а) – Как начинается сказка? (зачин)

– Какие люди Дед с Бабой?

– Как они отнеслись к появлению у них Снегурочки?

– Какой цвет подберем для этих героев? (добрые отношения – красный, недобрые – синий) В какое время года начинаются события? (зимой)

в) Задания в тетради.

Задание * – трудное задание

Залание 2 – найди абзац, в котором описывается как Дед и Баба лепили

Снегурочку.

2 этап (2 часть сказки)        .

– С приходом весны что меняется в отношениях Деда, Бабы и Снегурочки?

– Какая растет Снегурочка? (В сказке Даля и в народной сказке, зачитать)

– Какое настроение у Снегурочки? Почему она загрустила?

3 этап (3 часть сказки)

– Кто зовет Снегурочку в лес погулять?

– Как заканчивается сказка «Снегурочка»?

– Одинаково ли заканчиваются наши сказки?

– Чем схожи сказки?

  • главные герои;        
  • время события;
  • уход Снегурочки в лес.

– В какой сказке развязка понравилась больше? Как бы вы свою сказку закончили?           .

– Существует несколько вариантов русской сказки.

– Мы с вами определили, что сказка «Снегурочка» – бытовая сказка.

– А сказка «Девочка-Снегурочка»? (не ограничена определённым жанром)

Физкультминутка: Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит:

Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей
Первоклассных малышей.

Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок.

VIII. Творческое задание.

Ребята инсценирует сказку.

Мы расскажем сказку вместе, вшестером.
Жили-были дед и бабушка вдвоём.
Вот однажды на озябший на лужок
Выпал свежий, молодой, густой снежок.

(Катают ком, лепят.)

Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.

(Вырастает Снегурочка.)

Снегурочка:

Я зимою, я зимою рождена.
Я из снега, я из снега создана.
Мои косы из пушинок из седых,
А глаза мои – из льдинок голубых.

Дед:

Не одни на свете мы живём.
Дочку ласково Снегурочкой зовём.

Ведущий:

Вот живут они уже втроём,
Но и мы заглянем в этот дом.
А Снегурочка всё убрала и подмела,
Взяла вёдра – за водицею пошла.

(Снегурочка выходит.)

Дед:

Ты, поди, бабуся, дочку позови:
Сделал я для дочки чудо-сапожки.

Баба:

Я ведь тоже много ночек не спала.
В косы ленты ей атласные ткала.

Снегурочка:

Вот спасибо я сердечное скажу,
За добро я вас всегда благодарю.

Ведущий:

Но пришли с весною солнечные дни,
А Снегурочка под берёзою в тени.
Песню ласково берёзонька поёт.
Собираются подружки в хоровод.

(Подружки водят хоровод.)

Ведущий:

Наплясались. Погулять пошли гурьбой
И снегурочку решили взять с собой.
Через садик, через поле в лес пришли.
Там костёр из тонких веток развели.

(Прыгают.)

Вот задумали они в игру играть:
Через пламя захотелось им скакать.
Ловко прыгнула подруженька одна
И другая перепрыгнула тогда.

Подружки:

Ты боишься, что ли прыгать, говори!

Снегурочка:

Не боюсь я, посмотрите. Раз, два, три.

(Прыгает.)

Ведущий:

Вот подпрыгнула Снегурочка моя
И растаяла, исчезла навсегда.
Над костром остался чуть заметный след.
И Снегурочки на свете больше нет.

IX. Анализ литературной сказки и народной сказки.

Какие сказки у нас сегодня были в гостях? (литературная, народная)

– Какие сказки появились раньше?

– Что мы можем сказать об авторе литературной сказки и народной?

– В какой форме (устной или письменной) создается литературная сказка?

– В какой форме (устной или письменной) создаётся народная сказка?

– Известно ли время создания литературной сказки? (Да)

– Известно ли время создания народной сказки? (Нет. Время создания определить невозможно)

– Ограничивается ли народная сказка определенным жанром? (Да. Волшебная, бытовая, о животных)

– Литературная сказка включает в себя черты бытовой, волшебной и сказки о животных.

– Можно ли вносить изменения в литературную сказку? (Нет)

– А народную? (Да. Она существует в нескольких вариантах.)

– Может ли автор использовать сюжет народной сказки? (Да)

Учитель: Конечно это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

– Почему сказки «Девочка Снегурочка и «Снегурочка» относятся к теме «Идет волшебница зима»?

– Вспомните, какие ещё произведения мы читали по этой теме. (М. Пришвин «Деревья В лесу», К. Ушинский «Мороз не страшен», сказка «Дети Деда Мороза», Э. Шим «Всем вам крышка», З. Александрова «Зима», С. Иванов «Каким бывает снег?»).       

X. Итог урока.

О каких произведениях мы говорили на уроке?

– Что общего о в моделях этих произведений?

Домашнее задание (по выбору)

  • в тетради задание №2, 3.
  • сочинить свою сказку.
  • нарисовать рисунок и придумать продолжение сказки.

XI. Самооценка своего труда на уроке.

Выберите и продолжите одно из предложений.

Запись на доске:

  • Я доволен собою, я всё запомнил ...
  • Я работал хорошо, но надо ещё ...
  • Не всё получилось, как хотелось бы ...

Учитель: Спасибо за работу! Страна сказок необъятна. Пусть сказки учат нас быть добрее к людям, к своим друзьям, ценить помощь, дружбу, быть отзывчивыми!