Цели: развивать навык чтения, формировать понятие "сказка", умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр,на основе анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказки, воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям; расширять читательский опыт детей, кругозор учащихся, творческое воображение
Оборудование: Русская народная сказка «Снеrypочка»; учебник Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой “Литературное чтение”, 2 класс; рабочая тетрадь Л.А. Ефросининой “Литературное чтение”, 2 класс, модели обложек книг, «Словарь сказочных слов».
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
II. Проверка домашнего задания.
– С каким произведением работали дома? (Девочка-Снегурочка)
– Какая это сказка? (Авторская)
– Кто автор? (В. Даль)
– Выберите модель обложки нашего произведения. Объяснить выбор модели.
– Как начинается сказка?
– Кто главные герои и персонажи сказки?
– На доске составлена цепочка персонажей сказки. Правильно ли она выстроена?
– В какое время года происходят события в сказке?
– Почему решили старик со старухой принести комочек снега домой?
– Как относились старики к Снегурочке?
– Прочитайте песенку стариков.
– Сколько предложений в песенке? Какие они по интонации?
– Как будем читать песенку? (Ласково, голосом передавая любовь к Снегурочке)
– Какая беда случилась у стариков по весне? За что они прогнали Жучку?
– Кто из-за этого опечалился?
– Что происходит со Снегурочкой летом?
– С кем в лесу встречается Снегурочка?
– Прочитайте по ролям, как встретилась Снегурочка с Медведем? (с передачей интонации, выделяя голосом характерные признаки животного)
– Кто помог Снегурочке?
– Как заканчивается сказка?
III. Работа в тетради.
– Соответствует ли на рисунке порядок событий в сказке? Какая часть вам больше понравилась?
– Какие слова в словарик сказочных слов вы записали? (Кузовок, корзиночка, короб)
IV. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним произведением по теме «Идёт волшебница зима», с русской народной сказкой «Снегурочка».
V. Первичное восприятие произведения.
VI. Работа над моделированием обложки
– Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала? (Сказку.)
– Почему вы так решили? Докажите.
– Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.
– О ком сказка, которую мы сегодня читали?(О девочке Снегурочке)
– Покажите это на своих моделях. (Дети закрашивают круг жёлтым карандашом. Сказка бытовая.)
– Кто автор сказки?(Сказка народная)
VII. Анализ прочитанного произведения и составление блок системы.
Задание по группам: Постройте цепочку персонажей сказки.
Обсуждение задания.
1 этап (1 часть сказки)
а) – Как начинается сказка? (зачин)
– Какие люди Дед с Бабой?
– Как они отнеслись к появлению у них Снегурочки?
– Какой цвет подберем для этих героев? (добрые отношения – красный, недобрые – синий) В какое время года начинаются события? (зимой)
в) Задания в тетради.
Задание * – трудное задание
Залание 2 – найди абзац, в котором описывается как Дед и Баба лепили
Снегурочку.
2 этап (2 часть сказки) .
– С приходом весны что меняется в отношениях Деда, Бабы и Снегурочки?
– Какая растет Снегурочка? (В сказке Даля и в народной сказке, зачитать)
– Какое настроение у Снегурочки? Почему она загрустила?
3 этап (3 часть сказки)
– Кто зовет Снегурочку в лес погулять?
– Как заканчивается сказка «Снегурочка»?
– Одинаково ли заканчиваются наши сказки?
– Чем схожи сказки?
- главные герои;
- время события;
- уход Снегурочки в лес.
– В какой сказке развязка понравилась больше? Как бы вы свою сказку закончили? .
– Существует несколько вариантов русской сказки.
– Мы с вами определили, что сказка «Снегурочка» – бытовая сказка.
– А сказка «Девочка-Снегурочка»? (не ограничена определённым жанром)
Физкультминутка: Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит:
Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей
Первоклассных малышей.
Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок.
VIII. Творческое задание.
Ребята инсценирует сказку.
Мы расскажем сказку вместе, вшестером.
Жили-были дед и бабушка вдвоём.
Вот однажды на озябший на лужок
Выпал свежий, молодой, густой снежок.
(Катают ком, лепят.)
Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.
(Вырастает Снегурочка.)
Снегурочка:
Я зимою, я зимою рождена.
Я из снега, я из снега создана.
Мои косы из пушинок из седых,
А глаза мои – из льдинок голубых.
Дед:
Не одни на свете мы живём.
Дочку ласково Снегурочкой зовём.
Ведущий:
Вот живут они уже втроём,
Но и мы заглянем в этот дом.
А Снегурочка всё убрала и подмела,
Взяла вёдра – за водицею пошла.
(Снегурочка выходит.)
Дед:
Ты, поди, бабуся, дочку позови:
Сделал я для дочки чудо-сапожки.
Баба:
Я ведь тоже много ночек не спала.
В косы ленты ей атласные ткала.
Снегурочка:
Вот спасибо я сердечное скажу,
За добро я вас всегда благодарю.
Ведущий:
Но пришли с весною солнечные дни,
А Снегурочка под берёзою в тени.
Песню ласково берёзонька поёт.
Собираются подружки в хоровод.
(Подружки водят хоровод.)
Ведущий:
Наплясались. Погулять пошли гурьбой
И снегурочку решили взять с собой.
Через садик, через поле в лес пришли.
Там костёр из тонких веток развели.
(Прыгают.)
Вот задумали они в игру играть:
Через пламя захотелось им скакать.
Ловко прыгнула подруженька одна
И другая перепрыгнула тогда.
Подружки:
Ты боишься, что ли прыгать, говори!
Снегурочка:
Не боюсь я, посмотрите. Раз, два, три.
(Прыгает.)
Ведущий:
Вот подпрыгнула Снегурочка моя
И растаяла, исчезла навсегда.
Над костром остался чуть заметный след.
И Снегурочки на свете больше нет.
IX. Анализ литературной сказки и народной сказки.
Какие сказки у нас сегодня были в гостях? (литературная, народная)
– Какие сказки появились раньше?
– Что мы можем сказать об авторе литературной сказки и народной?
– В какой форме (устной или письменной) создается литературная сказка?
– В какой форме (устной или письменной) создаётся народная сказка?
– Известно ли время создания литературной сказки? (Да)
– Известно ли время создания народной сказки? (Нет. Время создания определить невозможно)
– Ограничивается ли народная сказка определенным жанром? (Да. Волшебная, бытовая, о животных)
– Литературная сказка включает в себя черты бытовой, волшебной и сказки о животных.
– Можно ли вносить изменения в литературную сказку? (Нет)
– А народную? (Да. Она существует в нескольких вариантах.)
– Может ли автор использовать сюжет народной сказки? (Да)
Учитель: Конечно это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.
– Почему сказки «Девочка Снегурочка и «Снегурочка» относятся к теме «Идет волшебница зима»?
– Вспомните, какие ещё произведения мы читали по этой теме. (М. Пришвин «Деревья В лесу», К. Ушинский «Мороз не страшен», сказка «Дети Деда Мороза», Э. Шим «Всем вам крышка», З. Александрова «Зима», С. Иванов «Каким бывает снег?»).
X. Итог урока.
– О каких произведениях мы говорили на уроке?
– Что общего о в моделях этих произведений?
Домашнее задание (по выбору)
- в тетради задание №2, 3.
- сочинить свою сказку.
- нарисовать рисунок и придумать продолжение сказки.
XI. Самооценка своего труда на уроке.
– Выберите и продолжите одно из предложений.
Запись на доске:
- Я доволен собою, я всё запомнил ...
- Я работал хорошо, но надо ещё ...
- Не всё получилось, как хотелось бы ...
Учитель: Спасибо за работу! Страна сказок необъятна. Пусть сказки учат нас быть добрее к людям, к своим друзьям, ценить помощь, дружбу, быть отзывчивыми!