Цели:
- сформировать у учащихся представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе;
- показать роль солнца в поддержании круговоротов воздуха и воды в природе;
- развивать познавательную активность;
- обогащать словарный запас школьников.
Оборудование и материалы: схема «Круговорот воды в природе», карточки с рисунками, слайды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Краткий опрос по вопросам раздела.
- Какова роль воды в жизни организмов?
- Какие свойства воды вы знаете?
- Что произойдёт со льдом или снегом, если их нагреть до температуры выше нуля градусов?
- Расскажите о составе воды.
- При каком условии вода испаряется быстрее?
- Может ли вода испаряться при температуре ниже 100 градусов?
- При каком условии водяной пар переходит в воду?
(Во время работы с классом трое учеников получают индивидуальные задания)
Выполнение заданий.
Задание 1. Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова (текст на доске).
Вода… при нагревании и … при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший … . Воду можно очистить с помощью … .
Задание 2. Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры.
Задание 3. (перфокарта) Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:
Свойства | Ответы | |
1. Без цвета | ||
2. Не имеет запаха | ||
3. Расширяется при нагревании | ||
4. Сжимается при охлаждении | Воздух | 1, 2, 3, 4, 6, 7 |
5. Растворитель | ||
6. Плохо проводит тепло | ||
7. Прозрачность | вода | 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 |
8. Текучесть | ||
III. Сообщение темы урока.
IV. Работа по теме урока.
Рассказ учителя.
В старину людей интересовал вопрос: «Откуда берётся дождь?» А вы как считаете? Может быть, на небе тоже есть море, озеро или река? Раньше люди так и думали. Но мы-то знаем, что ничего подобного там нет и быть не может. Так откуда же берётся вода, которая льётся с неба? Прежде чем отвечать на этот вопрос, зададим себе ещё один. Лучи солнца нагревают поверхность нашей планеты и при этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, рек, озёр, а также из почвы. Воду испаряют все растения. Пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз. Почему же вся вода до сих пор не исчезла с земли?
V. Инсценировка (готовится детьми заранее)
Автор: Рано утром лягушка с лягушонком сидели на берегу болотца и беседовали.
Лягушонок: Бабушка, почему вчера вечером облака с неба спустились?
Лягушка: Это не облака спустились, это над нашим болотом туман образовался.
Лягушонок:А что такое туман?
Лягушка: Вода всё время испаряется. Когда водяной пар охлаждается, он снова превращается в воду, образуются мельчайшие капельки. Туман состоит из таких капелек воды, которая образовалась из водяного пара близко к поверхности воды.
Лягушонок: А облака?
Лягушка: И облака тоже состоят из мельчайших капелек воды. Водяной пар с поверхности земли поднимается высоко в небо. Там он снова превращается в воду. Образуются мельчайшие водяные капельки, они собираются в облака. Потом из этих облаков идёт дождь, град, и снег- так вода снова возвращается на землю.
Лягушонок: Так вот почему дождь идёт. А я думал, откуда вода в небе? И что, вода так и путешествует, то вверх, то вниз?
Лягушка: Да, недаром её называют «вечной путешественницей»
VI. Работа с учебником.
– Прочитайте статью учебника на стр. 122-125 и вы узнаете, как называется представленное в сценке явление природы.
(Чтение статьи самостоятельно. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир» 2 класс)
– О чём же нам поведали лягушки?
VII. Практическая работа.
– Давайте проведём опыт: будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, тарелка со льдом. Нижняя сторона тарелки вскоре становится влажной, капли начинают падать вниз.
– Как объяснить то, что мы наблюдаем?
Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды. Круговорот происходит и в природе.
(Показ слайдов)
Практическая работа в « Рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» 2 класс» (стр. 30 задание 69) Показать стрелками на рисунке как происходит круговорот воды в природе. Какие объекты и явления принимают участие в круговороте воды?
VIII. О каких свойствах воды вы узнали?
Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя, снега возвращается на землю.
IX. Домашнее задание.
Читать статью (стр. 122-125). Подготовить рассказ о круговороте воды по схеме (стр. 124)
Список используемой литературы:
- Учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, 2 класс, 2007.
- «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс, 2007.