Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе;
  • показать роль солнца в поддержании круговоротов воздуха и воды в природе;
  • развивать познавательную активность;
  • обогащать словарный запас школьников.

Оборудование и материалы: схема «Круговорот воды в природе», карточки с рисунками, слайды.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по вопросам раздела.

  • Какова роль воды в жизни организмов?
  • Какие свойства воды вы знаете?
  • Что произойдёт со льдом или снегом, если их нагреть до температуры выше нуля градусов?
  • Расскажите о составе воды.
  • При каком условии вода испаряется быстрее?
  • Может ли вода испаряться при температуре ниже 100 градусов?
  • При каком условии водяной пар переходит в воду?

(Во время работы с классом трое учеников получают индивидуальные задания)

Выполнение заданий.

Задание 1. Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова (текст на доске).

Вода… при нагревании и … при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший … . Воду можно очистить с помощью … .

Задание 2. Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры.

Задание 3. (перфокарта) Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

Свойства   Ответы
1. Без цвета    
2. Не имеет запаха    
3. Расширяется при нагревании    
4. Сжимается при охлаждении Воздух 1, 2, 3, 4, 6, 7
5. Растворитель    
6. Плохо проводит тепло    
7. Прозрачность вода 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8
8. Текучесть    
     

III. Сообщение темы урока.

IV. Работа по теме урока.

Рассказ учителя.

В старину людей интересовал вопрос: «Откуда берётся дождь?» А вы как считаете? Может быть, на небе тоже есть море, озеро или река? Раньше люди так и думали. Но мы-то знаем, что ничего подобного там нет и быть не может. Так откуда же берётся вода, которая льётся с неба? Прежде чем отвечать на этот вопрос, зададим себе ещё один. Лучи солнца нагревают поверхность нашей планеты и при этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, рек, озёр, а также из почвы. Воду испаряют все растения. Пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз. Почему же вся вода до сих пор не исчезла с земли?

V. Инсценировка (готовится детьми заранее)

Автор: Рано утром лягушка с лягушонком сидели на берегу болотца и беседовали.

Лягушонок: Бабушка, почему вчера вечером облака с неба спустились?

Лягушка: Это не облака спустились, это над нашим болотом туман образовался.

Лягушонок:А что такое туман?

Лягушка: Вода всё время испаряется. Когда водяной пар охлаждается, он снова превращается в воду, образуются мельчайшие капельки. Туман состоит из таких капелек воды, которая образовалась из водяного пара близко к поверхности воды.

Лягушонок: А облака?

Лягушка: И облака тоже состоят из мельчайших капелек воды. Водяной пар с поверхности земли поднимается высоко в небо. Там он снова превращается в воду. Образуются мельчайшие водяные капельки, они собираются в облака. Потом из этих облаков идёт дождь, град, и снег- так вода снова возвращается на землю.

Лягушонок: Так вот почему дождь идёт. А я думал, откуда вода в небе? И что, вода так и путешествует, то вверх, то вниз?

Лягушка: Да, недаром её называют «вечной путешественницей»

VI. Работа с учебником.

– Прочитайте статью учебника на стр. 122-125 и вы узнаете, как называется представленное в сценке явление природы.

(Чтение статьи самостоятельно. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир» 2 класс)

– О чём же нам поведали лягушки?

VII. Практическая работа.

– Давайте проведём опыт: будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет, тарелка со льдом. Нижняя сторона тарелки вскоре становится влажной, капли начинают падать вниз.

– Как объяснить то, что мы наблюдаем?

Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды. Круговорот происходит и в природе.

(Показ слайдов)

Практическая работа в « Рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» 2 класс» (стр. 30 задание 69) Показать стрелками на рисунке как происходит круговорот воды в природе. Какие объекты и явления принимают участие в круговороте воды?

VIII. О каких свойствах воды вы узнали?

Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя, снега возвращается на землю.

IX. Домашнее задание.

Читать статью (стр. 122-125). Подготовить рассказ о круговороте воды по схеме (стр. 124)

Список используемой литературы:

  1. Учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, 2 класс, 2007.
  2. «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс, 2007.