Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Современный урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль.
Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника от контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям, учится самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.
Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.
Модель работы над тестами: «Вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Исследования учёных показали следующие положительные стороны тестирования:
Во-первых, тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания, так как стандартизирована процедура их проведения.
Во-вторых, тесты – более ёмкий инструмент – показатели тестов ориентированы на измерения степени, определения уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не на констатацию наличия у учащихся определённой совокупности усвоенных знаний.
В-третьих, это более мягкий инструмент. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
В-четвёртых, с точки зрения интервала оценивания тест – широкий инструмент. Если провести аналогию с прыжками в высоту, то традиционная контрольная работа представит собой палочку, на которой нанесены метки: 2,3,4,5. В случае выполнения учеником всех заданий он получает отметку отлично. При этом совершенно не ясно, перепрыгнул он нашу палочку с запасом в два раза или пролетел прямо над ней. То же можно сказать и про нижнюю отметку.
В-пятых, необходимо отметить гуманизм тестирования, который заключается в тои, что всем предоставляются равные возможности, широта теста даёт возможность ученику показать свои достижения на широком поле материала.
Эти исследования привели к тому, что на протяжении последних лет в школах введена тестовая форма итоговой аттестации (ЕГЭ). К этому долго и плодотворно готовят учащихся средней школы. Не исключено, что такая форма аттестации будет введена и при окончании начальной школы. Поэтому, учителя начальных классов в своей работе для контроля знаний и умений учащихся также стали очень широко использовать тесты. Я тоже не осталась в стороне. Но, работая в 1 классе, я столкнулась с тем, что тестов по обучению грамоте практически нет, особенно по добуквеннному периоду, когда дети ещё не изучают буквы. А ведь в этот период они знакомятся с большим количеством различных понятий по фонетике. Степень усвоения материала и в этот период интересно проверить в форме теста. Я решила составить такие тесты, чтобы мои ученики умели правильно выполнять задания такого вида.
В соответствии с требованиями, при конструировании тестовых заданий я учитывала следующее:
- задания теста по содержанию такие, что знающий ребёнок выполнит его с первого взгляда;
- формулировка задания, по возможности, идеально простая – чёткая, ясная, исключающая двусмысленности понимания;
- лучше, чтобы главное слово в задании стояло первым;
- задания формулируются не в виде вопросительного предложения, а имеют форму незавершённого ответа;
- задания краткие, без лишних, не несущих информацию, слов;
- только один ответ может быть правильным.
Таким образом, у меня получилось девять тестов. В них включены все задания, которые дети должны научиться выполнять за добуквенный период обучения грамоте и первые орфографические правила, которые они должны усвоить за букварный период. Это
- умение выделять звуки из слова,
- производить слого-звуковой и звуковой анализ слов,
- рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение),
- изображать предположения в виде схемы,
- различать согласные по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости,
- несоответствие написания и произношения сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Такая форма проверки разнообразила работу по контролю над знаниями учащихся в 1 классе. А главное то, что с первых дней обучения дети понимают, что такое тест и как с ним работать.
Список использованной литературы
- Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная Школа – 1993, № 1.
- Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман-ПВ, 2004.
- Иванцова И., Куттыкужанова З. К вопросу о контроле качества знаний. // Учитель Казахстана. – 1999, 24 апреля.
- Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо. – М.; 1998.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы Образования. – М., «Интеллект центр».
- Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение” 1989 г.
- “Начальная школа”, Воронцов А.Б.: “Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки № 7, 1999 г.
- Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, № 4, 1999 г.
- Яковлев Н.М.: “Методика и техника урока в школе”, Москва “Просвещение”, 1985 г.