Цели:
- Отработка и совершенствование вычислительных навыков, выполнение арифметических действий с многозначными числами;
- Развитие логического мышления, внимания, памяти;
- Воспитание трудолюбия, старательности, любви к предмету.
Оборудование:
- карта Камчатского края;
- пазлы (фрагменты карты);
- карточки с математическими выражениями, задачами, уравнениями;
- карты Камчатского края у каждого ученика на парте;
- ребусы.
Ход урока
I. Оргмомент
1) Учитель читает стихотворение о Камчатке
В земном поклоне редеют вербы,
Взметнулись в небо тополя,
Ты – сказка-быль,
Ты – сказка-небыль,
Моя Камчатская земля.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок математики, выполняя математические вычисления, мы расширим свои знания о Камчатском крае и поиграем в вашу любимую игру «Собираем пазлы». В конце урока вас ждет сюрприз.
Во время работы после каждого выполненного задания на доску прикрепляется 1 пазл мозаики с изображением Камчатки. У каждого ученика на парте лежит изображение контура Камчатского края и на нем стоят точки с числами (ответами заданий). Выполняя задания учащиеся ищут ответ, который у них получился на карте и соединяют точки линиями. В результате, получится контур Камчатского края.
2) Учитель: Чем мы будем заниматься на уроке узнаем, разгадав ребусы.
74 · 6 = 504 решать
5 ю 8 · 4 = 1600 думать
7 · 50 = 400 анализировать
Ученик: На уроке будем решать, думать, анализировать.
Учитель: А знаете ли вы?
(учитель ученикам сообщает дополнительную информацию о Камчатском крае)
- Что площадь Камчатского края составляет 504 тыс. км2
- Протяженность с севера на юг 1600 км.
II. Устный счет
1) Учитель: На территории Камчатского края 15000 рек, это от количества озер. Скажите сколько озер на территории Камчатского края.
Ученик: 90000.
(На доску прикрепляется пазл)
2) Беглый счет. (Записан на доске, ученики по одному выходят к ней и записывают ответ, работа проводится по рядам)
от 720 = 450 | ч = 36 мин | м = 60 см | ||
от 360 = 90 | км = 120 м | от 540 = 420 | ||
сут = 2 ч. | кг = 700 г | км = 180 м | ||
ч = 42 мин | сут = 18 ч. | ч = 24 мин | ||
км = 110 м | от 640 = 400 | м = 50 см | ||
ц = 30 кг | от 560 = 320 | кг = 170 г | ||
от 180 = 120 | от 270 = 90 | от 320 = 160 |
(На доску прикрепляется пазл)
Учитель: Запишите числа в порядке возрастания.
Ученик: 60, 70, 90, 120, 160, 210, 270
Учитель: Какую заметили закономерность?
Ученик: +30, +40
Учитель: Продолжите на 2 числа влево и вправо. Что можете сказать про числа?
Ученик: Чётные, нечётные, круглые
Учитель: А знаете ли вы?
- На территории Камчатского края 160 минеральных источников.
- Из них 120 горячих, а 90 расположены около ледников.
(Ребята, на карте которая лежит на парте, находят числа – 90, 120, 60 и соединяют линями)
Учитель:
3) Решив это выражение, мы узнаем, в каком году был открыт «Кроноцкий заповедник».
9600 : 16 + 6500 : 5 + 34 = 1934 г.
(На доску прикрепляется пазл)
III. Основная часть
1) Решение геометрических задач
Учитель: В Кроноцком заповеднике охраняются бобры, они хорошие строители. Как называется домик бобра?
Ученик: Хатка
Учитель: Жилища бобров имеют два или три этажа. Стены достигают толщины шестидесяти сантиметров. Над ними возвышается потолок в виде купола. Детали конструкции бобры соединяют, накладывая на них ил – при этом свой хвост животные используют как лопату.
Вот такую хатку построили бобры.
Найдите площадь фигуры (3 × 4) : 2 + 11 × 4 = 50 (дм2) |
(Более сильным учащимся предлагается выполнить работу на карточках)
Карточка
S - ? дм2 90 дм2 |
(Получившиеся ответы – 50 и 90 учащиеся находят на карте и соединяют линией)
(На доску прикрепляется пазл)
Учитель: А знаете ли вы?
- Что лебедь может развивать скорость до 90 км/ч
- А чайка до 50 км/ч
Физминутка (под музыку И. Демарина «Мой дом Петропавловск-Камчатский»)
2) Самостоятельная работа. (Записана на доске)
- (36000 + 800 + 17800) : 4 = 4750
- (1320 × 8 – 2360) : 40 + 2546 = 2751
(Дети решают по действиям за доской, кто все решил, решает задания из коробочек)
После работы осуществляется проверка.
Учитель: А знаете ли вы?
- Что высота Ключевской сопки – 4750 м
- Авачинского вулкана – 2751 м
(Получившиеся ответы – 4750 и 2751 учащиеся находят на карте и соединяют линией)
(На доску прикрепляется пазл)
3) Решение задачи
На Командорские острова зимой рыбаки привезли 252 кг рыбы на корм каланам и нерпе. Для каланов привезли 5 мешков рыбы, а для нерпы 4 мешка. Сколько килограммов рыбы понадобилось для каланов и сколько килограммов рыбы для нерпы?
(Ученик у доски решает, рассуждает).
- 4 + 5 = 9 (м.) – всего
- 252 : 9 = 28 (кг) – в 1 мешке
- 28 × 5 = 140 (кг) – для каланов
- 4 × 28 = 112 (кг) – для нерпы
Учитель: А знаете ли вы?
- Что ольха вырастает в высоту до 140 см
- А багульник до 112 см
(Получившиеся ответы – 140 и 112 учащиеся находят на карте и соединяют линией)
(Прикрепляется пазл)
4) Блиц турнир
(записываются только решения задач)
- Из разных бухт навстречу друг другу выплыли касатка и морской котик и встретились через 3 часа. Какое расстояние между бухтами, если скорость касатки 92 км/ч, а скорость морского котика 63 км/ч?
(92+ 63) х 3 = 465 - Скорость вороны в 2 раза меньше скорости чайки. Чему равна скорость вороны, если чайка за 3 часа пролетает 144 км.
(144 : 3 : 2 = 24) - За одну неделю на птичьем базаре один топорок потребляет 105 мелких рыб. Сколько рыб потребуется 30 топоркам на 1 день?
(105 : 7 х 30 = 450)
(Получившиеся ответы – 465, 24 и 450 учащиеся находят на карте и соединяют линией)
(Прикрепляется пазл)
Учитель: А знаете ли вы?
- Что масса бурого медведя может быть от 450 кг до 500 кг
- А рысь весит всего 24 кг
IV. Итог урока
Учитель:
Какие слова подходят к теме нашего урока?
задачи уравнения сложение |
вычитание умножение деление |
Слова записаны на доске
Ребята выбирают слова и доказывают своё мнение
Учитель: Одним словом, как сказать, чем мы занимались?
Ученик: Отрабатывали вычислительные навыки, тренировались в решении задач.
Учитель: Что еще интересного узнали?
Ученик: Много интересного о Камчатском крае.
Учитель: Ну что, берем последний пазл, что получилось?
Ученик: Карта Камчатского края
Учитель: А у вас на партах?
Учитель комментирует и выставляет оценки учащимся.