Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье. Основной целью диалога ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
На протяжении веков сохранялись и передавались от поколения к поколению традиции воспитания малолетних детей. Но развитие индустриального общества повлекло за собой существенные изменения в культуре семейного воспитания, приобретение нового опыта “делегирования полномочий детскому саду” хватило, чтобы родители утратили многие ценные традиции народного воспитания. В возраст бабушек и дедушек входит поколение, воспитанное в детском саду, плохо помнящее традиции (а иногда непонимающие смысл этого слова). Педагогический коллектив нашего детского сада задумался о том, как возродить традиции родительской педагогики, не отказавшись от достижений общественного дошкольного воспитания. Проект “Родные люди” – это один из шагов по сближению двух институтов воспитания семьи и детского сада, привлечению к вопросам воспитания дошкольников представителей разных поколений.
Участниками проекта являются дети подготовительной группы, бабушки, дедушки, воспитатели и специалисты детского сада.
Неделя “Родные люди” проводится в детском саду в канун дня пожилых людей.
Цель проекта: Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек в образовательный процесс открытого образовательного пространства “детский сад–семья”
1 день. Понедельник.
Дети по просьбе воспитателя приносят в детский сад семейные фотографии и фотоальбомы, рассматривают фотографии, рассказывают друзьям о своих близких и родных людях: как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время. Воспитатель выясняет у детей, кто в их семье самый старший по возрасту? (бабушки и дедушки). Педагог говорит детям о том, что существует праздник “День пожилого человека”. Вопросы к детям: кого мы можем назвать пожилыми людьми? Почему? Как нужно себя вести с пожилыми людьми? И т.д.
Во вторую половину дня в группе работает “Детская мастерилочка” дети готовят подарки бабушкам и дедушкам.
2 день. Вторник.
В детском саду организуется выставка “Бабушкин сундучок”. Игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек.
Дети готовят своими руками пригласительные билеты для своих бабушек и дедушек на праздник. “А без бабушки и дедушки – это что же за семья”.
3 день. Среда.
День игры: “Во что играли наши бабушки” (заранее детям дается задание узнать в какие игры играли их дедушки и бабушки. Воспитатель из собранного материала готовит картотеку игр) Ребенку предоставляется возможность самому познакомить своих товарищей с правилами игры и организовать. (При затруднении на помощь приходит воспитатель)
Перечень предложенных игр: (“уголки”, “лапта”, “жмурки”, “глухие телефончики”, “краски”, “цепи кованные” и др.)
Во вторую половину дня в группе работает “Детская мастерилочка”.
4 день. Четверг.
Воспитатель напоминает детям, что до праздничной встречи с бабушками и дедушками остался один день, необходимо украсить зал. Дети высказывают свои предложения по оформлению зала. Одним из моментов оформления может стать стенд из портретов, нарисованных малышами “Мои любимые, мои родные”.
5 день. Пятница.
В детском саду праздник
“А без бабушки и дедушки – это что же за семья”
Звучит песня “Родительский дом”. Гости занимают места в украшенном зале.
Ведущая приветствует бабушек и дедушек стихами:
Проводится игра “Светик-семицветик” (гости разбирают цветок по лепесткам, на каждом из которых написаны вопросы)
1. – Изъявляете ли Вы желание помочь своим детям в воспитании внуков?
– Бывают ли трения между поколениями?
– Как это проявляется? Поделитесь опытом.
2.
– Говорите ли Вы иногда своим детям: “Сами еще в няньках нуждаетесь, а ребенка воспитывать взялись”?
– или : “У них и жалости-то к ребенку нет, а не то чтобы его воспитывать!”
– Как Вы думаете, какие могут быть последствия таких фраз.
3.
– В чем по Вашему мнению должна проявляться мудрость в отношениях со взрослыми детьми (теща и зять; свекровь и невестка).
4.
– Какой смысл тонко схвачен пословицей “Дети до венца, а внуки до конца”
– Балуете ли Вы своих внуков?
5.
- Как Вы реагируете на просьбы и вопросы своих внуков?
– Выступаете ли Вы в роли “адвокатов” ребенка, если он в чем-то провинился?
6.
– Расскажите, как Вы знакомите внуков с окружающим миром?
7.
– Даете ли Вы “историческое” образование внукам? (т.е. рассказываете ли им историю своей семьи, показываете семейные реликвии; рассказываете сказки, знакомите с пословицами поговорками, песнями стихами, игрушками).
8.
– В чем заключается искусство быть дедом?
9.
– Какие домашние дела Вы делаете вместе с внуками?
После беседы, в зал приглашаются дети. Дети вбегают в зал змейкой под веселую музыку.
Песня “Семья”
Говорят, что на женщинах земля держится. К нашим бабушкам эти слова имеют прямое отношение. Уважения и признательности достойны бабушки за бескорыстный труд, любовь к нам.
Дети читают стихи.
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке,
Рассказывали бабушки:
“У нас одни пятерки”.Друг друга поздравляли.
Друг другу жали руки.
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки.Ходит в школу на собранье,
Варит бабушка бульон,
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.Если бабушка сказала:
То не трогай, то не смей,
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
Бабушка – хранительница семейного очага, а дедушка опора большой семьи. Взрослый, умудренный жизненным опытом мужчина, всегда найдет правильный ответ на любой вопрос, научит своих внуков мужским делам. С дедушкой всегда весело и интересно можно провести время.
Дети читают стихи
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я стараться
На него во всем равняться.
Дети исполняют песню “Бабушка рядышком с дедушкой”
Игра “Узнай внука” (Дети стоят в кругу, в центр круга приглашается один из гостей, с завязанными глазами ему предстоит найти своего внука или внучку)
Конкурс “Бабушка рядышком с дедушкой”
Приглашаются несколько пар участников конкурса. Участники представляются по имени отчеству и говорят, кто их пригласил на праздник. ( необходимо заранее приготовить эмблемы с именами участников).
В жюри можно пригласить специалистов детского сада.
1. Конкурс “Эмблема нашей семьи” (нарисовать эмблему можно дома)
Бабушка, дедушка и внуки представляют эмблему и рассказывают о своей семье.
2. Конкурс “Народная мудрость”
Команды участников по очереди представляют пословицы и поговорки о воспитании.
3. Конкурс “Стрельба из лука”
На охоту выходят дедушки и внуки. Мишенью служит обыкновенное ведро, а луком обычный репчатый лук. Ведро – мишень устанавливаем на расстоянии 5 метров, на каждую команду по 10 луковиц. Побеждает та команда, в ведре которой окажется больше луковиц.
4. Конкурс “Разгадай ребус”
Каждой команде предлагается по 5 ребусов. Побеждает команда, разгадавшая большое количество ребусов.
5. Конкурс “Сварим суп”
Дедушка и внуки приносят по одному овощи, лежащие на столе у одной стороны зала бабушке, которая за столом у другой стороны зала должна их быстро почистить и порезать.
6. Конкурс “Секрет”
(Воспитатель и музыкальный руководитель записывают на аудио кассету рассказы детей о своей семье, о бабушке и дедушке) Внуки хранят секрет и не рассказывают о нем взрослым. Участники конкурса должны отгадать о ком идет речь в рассказе, проще говоря, узнать себя и свою семью.
Все участники конкурса награждаются призами и подарками. Дети дарят подарки своим бабушкам и дедушкам.
Праздник заканчивается чаепитием.