Словесное творчество как средство воспитания толерантности

Разделы: Общепедагогические технологии


Я не согласен с тем, что вы говорите,
но я пожертвую своей жизнью, защищая ваше право
высказывать своё мнение.

Вольтер.

Современный образовательный и воспитательный процесс в школе предполагает итериоризацию учащимися вечных духовных ценностей, что неизбежно при наличии существующих проблем в обществе вступает в противоречие с социальным опытом детей. Так, например, на классном часе я предлагаю обсудить слова Даниэля Дефо: “Работа гонит от нас три великих порока: скуку, лень и нужду”. Когда-то мы, русские педагоги, сформировались как личности, веря в эти не опровергнутые временем истины, но ученик поправляет меня: “Нужду прогоняет не работа, а бизнес”. Юное поколение переоценивает краеугольные понятия о самом главном в жизни, отвергая именно гуманные концепции опыта предшествующих поколений. Дети – “зеркало” мира взрослых людей, мы не можем сделать их лучше того общества, в котором они живут, но повлиять на социальный опыт и формирование духовной и интеллектуальной программы жизни педагоги могут, ибо, как говорил Конфуций, плоды принесет только вовремя брошенное в землю зерно.

Толерантность как интегративное качество современного человека необходима не только для успешной самореализации личности, но и для сохранения человеческой цивилизации. Толерантность определяется как интуитивное восприятие единства человечества, общей взаимозависимости, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры. Так в английском языке толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском – “уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов”, в арабском – “прощение, снисхождение”, в персидском – “терпение, готовность к примирению”. Как же с максимальной эффективностью передать эти истины детям, которые быстрее впитывают эгоцентризм и эгоизм современного мира? С. Л. Каганович утверждает, что в воспитании толерантности “эстетическая и образная система напрямую и особенно сильно воздействуют на эмоциональный мир личности, её ценностные ориентации”. В. А. Сухомлинский часто использовал словесное творчество детей как моделирование ситуации, когда ребёнок априори пытается воссоздать действительность, анализируя возможные варианты развития ситуации, совершая свой нравственный выбор до того момента, когда ему придётся делать его в жизни. Он советовал: “Ориентируйтесь на идеал, на самую высокую вершину нравственной красоты...” Как относятся современные дети к навязываемым им идеалам, знает каждый педагог, что скажут наши воспитанники о “добром, честном, терпимом к людям, живущем не забирая, а отдавая” герое, нам заранее известно. А если предложить им этот идеал создать самим? Я предлагаю детям написать рассказ о человеке, который спасёт наш мир, планету Земля от страшной опасности. Пятиклассники, с пелёнок знакомые с космическими сагами и фэнтэзи, создают компилятивный мир приключений. “Произведения” прочитываются в классе, и учитель легко делает обобщение о герое-спасителе: он как раз такой, каким и является общечеловеческий вневременной идеал личности. И именно этому виртуальному герою дети верят, ещё бы: они создали его сами, а уж самому-то себе человек всегда верит. Создавая идеал на бумаге, дети понемногу создают в себе Человека; придумав мир, основанный на добре и справедливости, дети невольно несут в реальную жизнь, повседневное общение те принципы, по которым действовали их герои. Конечно, от фантазии ребёнка до социального опыта ещё очень долгий путь, но начало ему положено.

Такой опыт словесного рисования эффективен и сензетивен для воспитания школьников 5-6 классов. Дети в создании словесных моделей начинают учиться мыслить и творить коллективно, появляются общие “сквозные образы” и постоянные герои. Так самыми любимыми стали три вечно спорящих волшебника и гномы, соревнующиеся в любых жизненных ситуациях. Полученный “творческий продукт” по сути является притчей, обладая всеми признаками жанра: бесконечным хронотопом, аллегоричностью, афористичностью. Дети стремятся к обобщению, фокусировке жизненных ситуаций, пытаются передать вневременной характер различных конфликтов. Подобные работы на уроках литературы называем стилизацией, а во внеклассной работе — творчеством и сотворчеством в воспитании чувств.

Обратимся к письмам В. А. Сухомлинского: “Я уверен, что многие конфликты, нередко ссоры между людьми бывают потому, что люди не умеют управлять своими чувствами или — что ещё хуже — совершенно не занимаются самовоспитанием чувств..., самое главное — не восполнять убогость мысли грубыми чувствами, выражающимися в крике, ожесточённости, свирепости. Где-то в глубине человеческой психики, в подсознании дремлют инстинкты — животный страх, свирепость, жестокость. Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают знать о себе грубостью... Источник тонкости чувств... – в тонкости мыслей, в богатстве интеллекта. Чувства облагораживают мысль, но подлинно человеческое чувство не может существовать без мысли — из мысли оно рождается, мысль его питает, мыслью оно живёт. Благодаря богатству мысли ... человеческое чувство становится самостоятельной силой духовного мира человека... Уметь уважать человеческое в каждом, кто живёт и трудится рядом с тобой, – это, пожалуй, самое большое человеческое мастерство. Тонкость чувств воспитывается только в коллективе... Ты будешь обогащаться только тогда, когда будешь что-то отдавать своему другу...” Нужно учить детей отдавать друг другу добрые мысли, делиться положительными эмоциями. Если жизнь учит ребёнка, что проявлять добрые чувства невыгодно, иногда даже опасно, то пусть он хотя бы вырастет боящимся не добра, а зла. Нужно не допустить того, чтобы полюсы добра и зла в душе ребёнка поменялись местами, и словесное творчество помогает реализации добрых побуждений ребёнка в то время, когда он ещё не способен на общественный акт.

Конечно, создавать притчи, сказки, рассказы дети начинают не сами по себе, и отправным моментом для самовоспитания через литературное творчество является инициатива учителя. Л. В. Выготский говорил, что всякая функция в жизни человека проявляется дважды: сначала как интрапсихическая, а затем как интерпсихическая. Учителю важно найти в общем течении школьной жизни тот коллизийный момент, который потребует нравственного выбора, будет основан на необходимости обдумать и оценить результаты этого выбора. Так в 5-м классе дети, привыкшие к лояльности оценок учителя начальных классов, к бесконечным “переписываниям” контрольных работ, с острой обидой воспринимали систему оценок среднего звена. Пришлось им рассказать притчу о падишахе, который, тяжело заболев, призвал двух лекарей, один из которых окружил падишаха самым приятным для него, чтобы скрасить последние дни больного. Другой же применил болезненные и неприятные методы лечения, и падишах выздоровел. Я задала детям вопрос: а кто из лекарей был награждён? Дети ответили правильно, но были мнения и такие: доброго лекаря, ведь он падишаха жалел, утешал, страшную правду от него скрывал. Дети яростно спорили, к единому мнению так и не пришли, но обиды на оценки прекратились, хотя логически ситуации притчи и события в классе связаны не были.

Обращение к словесному творчеству актуально при формировании у школьников толерантного отношения к материальным и идеальным объектам жизни. Недостатки общественного сознания проецируются на детские группы, и с проблемами нетерпимости мы сталкиваемся очень часто. Серия школьных конфликтов, основанная на национальной розни и соперничестве стихийно сложившихся групп вызвала необходимость предложить детям написать притчи о ссорах волшебников, уже ставших постоянными героями работ детей. Вот две наиболее удачные, имеющие конструктивный вывод, то есть некую мораль, истину, которая и должна была открыться детям в процессе словесного творчества.

Оказались один раз волшебники в чистом поле в страшную непогоду и решили сотворить дворец. Только вот подумать и догадаться, каким он будет, не захотели: каждый именно себя считал самым умным и главным. Взмахнули они руками, и возникло перед ними чудо небывалое, ни на дворец, ни на любое другое жилище не похожее. Переделывать созданное не захотели, потому что никто не желал свои ошибки признать. Так и пришлось им заночевать в этом чудном сооружении. Но налетел смерч, и “дворец” рассыпался, похоронив незадачливых строителей, которые не умели друг друга слушать и понимать.

Три волшебника отправились путешествовать. Первый уехал на Восток, второй на Север, а третий отправился на Юг. Долго они жили в других странах, и первый вернулся совершенным китайцем, второй был как чукча, а третий стал похож: на негра. Долго они потешались друг над другом, потом стали оскорблять, затем и вовсе разодрались. Каждый бросился в ту страну, где жил, за подмогой, и вот уже сошлись три войска, готовые уничтожить всех, кто на них не похож. Однако пролетал над войсками голодный дракон и обрадовался, что столько много пищи в одном месте. Войскам ничего не оставалось делать, как вместе сразиться с драконом. Какая разница, кто во что одет, самое главное живым остаться. А после боя все помирились и больше друг друга не обижали.

Психологи применительно к личности различают несколько видов толерантности: естественную (любознательность и доверчивость), изначально присущую ребёнку, пока процесс персонализации личности ещё не привёл к расщеплению индивидуального и социального опыта; моральную, проявляющуюся в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологической защиты; нравственную, когда проявляется уважение ценностей и смыслов, значимых для другого. Становление нравственной толерантности начинается с самопознания и движения в направлении внутренней гармонии. Словесное творчество детей – одно из средств продвижения к внутренней гармонии. Его этапами являются осознание ситуации выбора, уяснение её сущности, определение критериальной основы, изложение, анализ и оценка.

В. А. Сухомлинский в “Письмах к сыну” писал: “Оттачивает человечность красота... (Она) ... воспитывает тонкость натуры, а чем тоньше натура, тем острее человек воспринимает мир и тем больше может дать миру...”. Пусть словесное творчество детей — красота далеко не той силы, которая спасёт мир, но попытки созидания помогают маленькому человеку учиться добру, справедливости и терпимости.