Одно из направлений качественного обновления профессионального образования – подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для системного решения профессиональных задач. Достижение этого возможно на основе междисциплинарной интеграции – новой дидактической концепции целостного образовательного процесса ССУЗа. Междисциплинарная интеграция призвана обеспечить единый подход преподавателей различных учебных дисциплин ССУЗа к решению общих образовательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний. Поэтому преподаватель должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями “своей” дисциплины, но и владеть современными методами консультирования по разрешению различных смежных профессиональных проблем, что предполагает совершенствование профессиональной деятельности в этом направлении, в том числе и средствами самообразования.
Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два учителя одновременно, помогает решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов. Интегрированные уроки можно сделать между разными учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, специальные дисциплины и производственное обучение. На интегрированных уроках формируются следующие компетенции:
- ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
- общекультурные (культура речи, исторические сведения о костюме и его отдельных составляющих);
- информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
- коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).
Однако, чаще могут быть проведены фрагментарные интегрированные уроки, что объясняется вполне объективными причинами: несовпадением общих учебных тем в разных учебных дисциплинах по времени изучения, невозможность посвятить целый урок, т.к. на этом уроке надо проходить и другой программный материал, который не может быть интегрирован с данным предметом.
Осмысление проблемы, самостоятельность нахождения путей её решения возможно при опоре на ряд компетенций: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные и другие. На интегрированном уроке чётко прослеживается коммуникативная компетенция, т.к.обучаемые, получив задания заранее, должны были выполнить их группами, подготовить одного выступающего. Во время урока они должны быть корректными оппонентами, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказывать актуальность проблемы, выделять практическую значимость, понимать роль интегрированных знаний для нахождения путей решения проблем.
Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.
Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
во-первых, это создание у обучаемых целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция предметов в современном образовании – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных преподавателей с целью более эффективного воздействия на обучаемых.
Интеграция как явление появилась, прежде всего в "большой" науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объема знаний к требований к ним в каждой отрасли, ведущих к углублению специализации в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужению круга профессиональных интересов узких специалистов, перестающих подчас понимать друг друга, рождению на этой базе все нового и нового числа наук, отпочковавшихся от одного древа, бывшего прежде единым.
Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоление недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Многолетние наблюдения показывают, что обучаемые, а позднее выпускники, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным дисциплинам.
В данном случае игнорируется закономерность, заключающаяся в том, что интеграция – не смена деятельности и простое перенесение знаний из одного предмета в другой, а процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современного научного знания.
Интеграция в образовании идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях. Отметим эти уровни:
– внутрипредметный;
– межпредметный.
При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание обучаемых и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения обучаемых к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля. Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым – всей системы образования.
Невыясненным остаётся вопрос: когда возможна интеграция дисциплин?
Она предполагает выполнение трёх условий:
– объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
– в интегрированных учебных дисциплинах используются одинаковые или близкие методы исследования;
– интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции дисциплин.
Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли обучаемым самостоятельно изучить такой объём материала? Студенты справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед преподавателем, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение обучаемых за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
В свою очередь к преподавателю предъявляется очень много требований.
Интегрированный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, преподаватель должен учитывать:
1. Цель урока (Это может быть
необходимость сокращения сроков изучения темы,
ликвидация пробелов в знаниях обучаемых,
перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации,
которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е.
нахождение основания для объединения
разнопредметной информации (Это – идея, явление,
понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение
функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания. (Разрушение старых
форм, создание новых связей между отдельными
элементами системы).
Поэтому, в современном образовании необходима технологизация учебного процесса для того, чтобы усвоение содержания учебного материала было полнее и распространялось на всех обучаемых, а не только на уже мотивированных. Создание уроков в этой технологии достаточно трудоемкий, сложный и многоплановый процесс.
- Формулировка проблемы в соответствии с темой урока;
- Выбор эмоциональной составляющей урока и поиск в зависимости от нее визуального и текстового ряда;
- Составление канвы урока;
- Подбор материала для урока: текстов, видеоматериалов, слайдов и т. д;
- Сведение идеи урока и внешних составляющих в цельную систему;
- Проведение связующих нитей урока с другими темами учебного курса;
- Подготовка раздаточного материала (распечатка текстов и т.д.);
- Создание визуального соответствия (подготовка класса к уроку),
Студенты отдают предпочтение интегрированным урокам, им импонирует действенное участие в таких уроках преподавателей разных учебных дисциплин. Такие уроки вносят элемент новизны в процесс обучения, повышают уровень обученности студентов. Поскольку студенты откликаются на такие уроки, принимают их, следует проводить интегрированные блоки, организационной единицей которых является учебный день.
Проведение интегрированных уроков, блоков способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
Рассмотрим пример интегрированного урока:
План интегрированного урока по дисциплине “Конструирование одежды” и производственному обучению
Специальность: 260903
Курс обучения: 2
Тема урока: Проектирование узла “горловина-воротник”.
Цели урока:
- Закрепить и систематизировать знания студентов по способам обработки различных видов воротников, методам их соединения с горловиной изделия, способам обработки горловин в женской одежде без воротника;
- Формировать умения и навыки обработки горловины женской одежды без воротника и с втачными воротниками.
- Развивать у студентов самостоятельность в выборе методов и способов обработки горловины в конкретных изделиях.
- Воспитывать аккуратность, внимательность, ответственность за качество выполняемой работы, культуру труда.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы в процессе подготовки творческих проектов;
- Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
- Способствовать развитию у студентов творчества, самостоятельного мышления и действия, умения логически мыслить, решать проблемы, получать и использовать информацию;
- Способствовать активности студентов на всех этапах урока
Тип урока: урок систематизации знаний и формирования умений
Вид урока: защита творческих проектов
Метод: ученическое самостоятельное теоретическое исследование, самостоятельная работа студентов на основе коллективно-мыслительной деятельности.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, ПК, электронная презентация – творческие проекты, подготовленные студентами, натуральные образцы и инструкционные карты по способам обработки горловины в женском платье.
Актуализация знаний:
Опорные знания: история костюма, способы обработки воротников и горловин без воротников в женском платье.
Межпредметные связи: Технология изготовления одежды – “способы обработки воротников и соединение их с горловиной изделия”; “Способы обработки горловины без воротника”;
Оборудование “Заправка швейных машин”;
Конструирование одежды “Построение воротников”
ОИВТ “Работа в программе “Презентация”.
Предварительный этап:
Из студентов группы по их желанию формируются 2 микрогруппы в составе 5-7 человек. Студенты каждой группы получают индивидуальные творческие домашние задания:
1 группа – “Стоечка”.
Творческое задание – проблема: “Что такое воротник и для чего он нужен?”.
2 группа – “Декольте”.
Творческое задание – проблема: “Можно ли обойтись без воротника в женской одежде?”.
Ход урока:
1. Организационная часть:
1.1. Физминутка
2. Проверка наличия студентов по списку, внешнего вида студентов, готовности студентов к уроку.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний.
Проверка ранее изученного материала по производственному обучению и “Конструированию одежды” проводится в форме компьютерного тестирования по темам “Построение базовых основ женского платья” и “Основы технологии изготовления одежды”. Каждой группе предлагается по 20 вопросов. Правильные ответы защитываются в командный зачет.
2.3. Изучение нового материала – “Защита творческих проектов”:
Студенты защищают творческие проекты по темам, предложенным преподавателем. В процессе защиты студентами используются компьютерные технологии.
2.4. Задание на день:
Всем студентам выполнить обработку горловины различными способами пользуясь инструментами, инструкционно – технологическими картами по обработке воротников и втачивание воротника в горловину, по способам обработки горловины без воротника и образцами с последовательностью обработки.
Всем студентам записать в дневники п.о. алгоритм обработки горловины и воротника выбранной модели.
Бригадирам проследить за работой бригады и подготовить отчет по выполнению дневного задания.
3.Текущий инструктаж:
3.1. Проверить соблюдение безопасности труда за
рабочими местами.
3.2. Проверить организацию рабочих мест, наличие
инструментов и т.д.
3.3. Контроль за выполнением трудовых приемов,
навыков самоконтроля, качеством, трудовой
дисциплиной.
3.4. Обратить внимание учащихся на соблюдение
технологической последовательности и
технических условий и т.д.
3.5. Индивидуальная работа с студентами,
встретившими затруднения в работе с целью
оказания практической помощи при выполнении
задания.
3.6. Оказание помощи студентам в наладке
оборудования.
4. Проверка выполненных работ по бригадам.
5. Заключительный инструктаж.
5.1. Подведение итогов работы по бригадам:
а) отчет бригадиров по выполнению дневного
задания.
5.2. Выставка лучших работ учащихся.
6. Уборка мастерской.
7. Домашнее задание: Подобрать способы обработки рукавов в женском платье
Примечание: Проект является долгосрочным и требует большой подготовительной индивидуальной и самостоятельной работы.