Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Форма проведения: урок-исследование.
Тема урока: В морфологии прилагательное, имя очень влиятельное.
Цель: Совершенствование навыков употребления прилагательных в качестве выразительно-изобразительных средств.
Задачи:
- Усовершенствование знаний об имени прилагательном, как части речи. Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте. Работа над лексическим значением прилагательного. Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развитие элементов словесно-логического мышления: умения сравнивать, анализировать, классифицировать и обогащать, делать умозаключение.
- Воспитание чувств ответственности, взаимовыручки, воспитания, любви к родной природе.
Проблемный вопрос: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
Оборудование:
- Карточки для работы над лексическим значением слов: ИССЛЕДОВАНИЕ, ИНСТИТУТ, ЛАБОРАТОРИЯ, МОРФОЛОГИЯ.
- Карточки частей речи: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ.
- Индивидуальные шапочки с надписью ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.
- Индивидуальные карточки с изображением
- Карточки с заданием для работы в парах.
- Индивидуальные тексты с пропусками прилагательного.
- Конверты для заданий.
- Карточки для проверки слов, объеденных орфограммой: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ, ЖИ,ШИ.
- Зашифрованные слова с морфологическим разбором.
- Схема:
- Подвижная схема – опора: “Имя прилагательное”.
- Карточки – сигналы для подведения итога урока О чём?, Что?, Как?, Зачем?
- Индивидуальные карточки с домашним заданием (3 варианта для выбора).
- Индивидуальные снежинки для оценивания.
- Использование магнитофона.
Ход урока
- Орг. момент.
- Подготовка к изучению нового материала повторением, проверка умений, связанных с именем существительным
- Сравнение групп слов (фронтальная работа)
- Объединение слов по изученным орфограммам (работа в тетрадях, используется вариативность в выборе слов)
- Угадывание слов по морфологическим признакам (запись слов в тетради)
- Ознакомление с новым материалом
- Образование словосочетаний, доказательства зависимости существительного и прилагательного (работа в тетрадях)
- Вопросы, примеры, обобщения и вывод по первому признаку имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?. Устная работа в парах, используя подвижную опорную схему. Взаимопроверка
- Проблема: Какую роль выполняют прилагательные в
нашей речи?
а) Работа с текстом (индивидуальная работа по
распространению текста).
Вывод: Прилагательные делают нашу речь более
красивой и выразительной.
б) Физкультминутка.
Вывод: Прилагательные нужны нам для лучшего
понимания друг друга.
в) исследовательская работа в парах по карточкам.
Вывод: Прилагательные нужны для точности
описания.
- Первичное закрепление знаний о прилагательном.
- Самостоятельное выполнения упражнения.
- Взаимопроверка.
- Доказательство той или иной роли имени прилагательного.
- Рефлексия. Каким исследователем я был(а) сегодня на уроке?
- Итог урока.
- Оценивание учащихся.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
I. Орг. Момент.
Постановка цели урока. Мотивация деятельности учащихся.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование, и поэтому я предлагаю вам быть учениками – исследователями. А кто– же такие исследователи?
Ученики: Исследователи – это люди, изучающие те или иные предметы исследующие явления и их свойства и т.д.
Учитель: Вывод дается из словаря по лексическому значению слов ИССЛЕДОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.
– А где, как вы думаете изучают те или иные явления, определяют их свойства?
Ученики: В институте.
Учитель: ИНСТИТУТ (лексическое значение) В научно– исследовательских институтах есть отдельные лаборатории. ЛАБОРАТОРИЯ (лексическое значение слова).
– А вот что – же мы будем исследовать? Попытайтесь догадаться сами:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Ученики: Сегодня мы будем изучать, исследовать, “Имя прилагательное”.
Учитель: Правильно! А тема нашего урока звучит так: “В морфологии прилагательное, имя очень влиятельное”.
Значит, на сегодняшнем уроке мы исследуем и доказываем значимость имени прилагательного в нашей речи.
– А что же такое МОРФОЛОГИЯ?
Ученики: Морфология – это раздел русского языка, который изучает части речи, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функции.
Учитель: Внимание, закройте глаза и представьте себе, что ваш класс превращается в институт “Морфологии”. Мы вместе движемся по коридорам этого института и читаем названия лабораторий, где изучают ту или иную часть речи. (Запомните эти названия).
Откройте глаза и перечислите всё, что вы увидели.
Ученики: Перечисляют все изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, предлог, частица, междометие.
Учитель: Во время перечисления частей речи, появляются карточки с названиями, которые крепятся на магнитную доску.
МОРФОЛОГИЯ, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, НАРЕЧИЕ, ПРЕДЛОГ, ЧАСТИЦА.
Молодцы, вы показали хороший багаж знаний по разным частям речи, и поэтому вы вправе одеть специальные шапочки ИССЛЕДОВАТЕЛЬ и взять с парты приборы, для определения вашей самостоятельной деятельности.
(Правила пользования этим прибором состоит в том, что по мере выполнения той или иной работы сегодня, а так же за удачный ответ, вы сами оценивайте себя и пририсовывайте лучи.)
Подготовка к изучению нового материала повторением, а также проверкой, связанных с именем существительным.
Учитель: Ребята, вы знаете, вход в лабораторию имени прилагательного пока закрыт, но в самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что это слово должно к чему – то “прилагаться”, присоединяться. К какой же части речи, к каким словам присоединяются прилагательные?
Ученики: Прилагательные прилагаются к именам существительным.
Учитель: Так давайте вместе заглянем в лабораторию имени существительного и покажем свои умения в этой области знаний.
– Но сначала откроем свои личные тетради записи и наблюдений. Запишем в них сегодняшнее число нашего исследования. Название работы в классе. И в следующей строке, с помощью элемента скорописи записываем Ф.И.О., указывающих вашу личность.
Из лаборатории “Имя прилагательное” ученик достает карточки со словами ЗИМА, СНЕГ, СНЕЖКИ, МОРОЗ, ХОЛОДНАЯ, БЕЛЫЙ, ПУШИСТЫЙ, КРЕПКИЙ.
- Сравните эти слова; раздели них на две группы по какому – либо признаку (устно, фронтальный опрос).
- Объедините слова по какому-либо сходству (орфограмме).
За правильный ответ не забывайте пририсовывать лучик на своем приборе
Проверка: Безударные гласные.
Парные согласные.
ЖИ – ШИ.
Учение проговаривают слова, той или иной группы, оценивают себя:
3. Посмотрите внимательно на морфологический разбор следующих слов:
Докажи, придумай свое.
– Какие слова зашифрованы? (Запись слов в тетради). Самооценка.
III. Ознакомление с новым материалом
Учитель: Ребята, еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные у вас в тетради: СНЕГ, ЗИМА. Присоедините к этим словам, прилагательные, образуйте словосочетания, и попытайтесь заменить зависимость существительного и прилагательного.
Ученики: Читают свои словосочетания и
доказывают зависимость:
– связаны по смыслу;
– прилагательное всегда стоит в том же числе,
роде, падеже, как имя существительное.
Учитель: Значит ключ к лаборатории имени прилагательное будет: х.
С помощью ключа образуем оставшиеся пары
Ученики: Зима холодная, снег белый, снежинки пушистые, мороз крепкий.
Учитель: Молодцы, с помощью ключа взаимосвязи мы попадаем в лабораторию имени прилагательного.
– На доске подвижная схема – опора:
Многое в этой лаборатории нам знакомо. Внимательно прочитайте вопросы слева. И попытайтесь рассказать друг другу все, что вы знаете об этой части речи. (Работа в парах.)
Оцените друг друга:
Вывод по схеме-опоре делает один ученик, одновременно учитель заполняет схему карточками.
Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашей теме урока “В морфологии прилагательное, имя очень влиятельное”.
– Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?
Мы будем сейчас с вами исследовать и доказывать. Поможет нам в этом текст.
Наступила … зима. Падает … снежок, покрывая землю … одеялом. Деревья оделись в … наряды. …мороз веселит и бодрит душу.
Учитель: Ваши впечатления о тексте?
Ученики: Текст пуст, не красив.
Учитель: Сделайте этот текст ярким, эмоциональным, красивым.
Ученики: Индивидуальная работа в карточках с текстом, под музыку “Вальс снежинок”.
Доказательства: Прилагательные нужны для красоты описания, для выразительности речи.
Чтение 2-х учеников своих получившихся текстов.
Самооценка:
(Схема – опора, пополняется выводами: КРАСОТА ОПИСАНИЯ.)
Физминутка.
Учитель: Почувствуйте себя снежинками. Танцуют дети и описывают с помощью прилагательных свои ощущения. А затем превращаются мысленно в порывы ветра, метели (аналогичное описание).
Вывод: Прилагательные нужны нам для лучшего понимания друг друга.
(Схема – опора, дополняется выводом: ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ СОБЕСЕДНИКА).
Учитель: Ребята, красота нашей речи это просто прекрасно, умение правильно использовать прилагательные для лучшего понимания друг друга, это тоже хорошо, но есть еще что-то очень важное, говоря о роли имен прилагательных.
Ученики: Работа в парах.
Учитель: Попытайтесь вместе со своими товарищами по парте понаблюдать за признаками снега зимой и весной.
– исследовав снег, расскажите для чего еще нужны прилагательные в нашей речи?
Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания.
Оценка работы в парах:
Учитель: Используя карточку опишите сегодняшний снег (1-2 предложения) (Индивидуальная работа в тетрадях).
Схема – опора дополняется: ТОЧНОСТЬ ОПИСАНИЯ.
Учитель: Вывод по исследовательской работе детей.
– Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
Ученики: С опорой на схему делают вывод: Прилагательные делают нашу речь более красивой, выразительной, образной. Они необходимы нам для лучшего понимания друг друга. Уточняют имена существительные.
(Первичное закрепление знаний о прилагательном Работа в учебнике с. 118. упр.268.)
Учитель: Попытайтесь доказать ту или иную роль имени прилагательного в предложенном стихотворении. Выпишите словосочетания по ключу:
Ученики: Называют выписанное словосочетание и объесняют роль имени прилагательного в данном случае.
Взаимопроверка:
V. Рефлексия
Молодцы. Вы сегодня хорошо т и активно поработали, умело оценивали себя. А теперь попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, указывая на то, каким исследователем я был (а) сегодня на уроке.
VI. Итог
Выставление количества оценок с учетом лучиков на приборах учащихся.
Домашнее задание на выбор: написать мини – сочинение “Зима в лесу, нарисовать образ имени прилагательного”.