"В морфологии прилагательное – имя очень влиятельное"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Форма проведения: урок-исследование.

Тема урока: В морфологии прилагательное, имя очень влиятельное.

Цель: Совершенствование навыков употребления прилагательных в качестве выразительно-изобразительных средств.

Задачи:

  1. Усовершенствование знаний об имени прилагательном, как части речи. Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте. Работа над лексическим значением прилагательного. Обогащение словарного запаса учащихся.
  2. Развитие элементов словесно-логического мышления: умения сравнивать, анализировать, классифицировать и обогащать, делать умозаключение.
  3. Воспитание чувств ответственности, взаимовыручки, воспитания, любви к родной природе.

Проблемный вопрос: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

Оборудование:

  1. Карточки для работы над лексическим значением слов: ИССЛЕДОВАНИЕ, ИНСТИТУТ, ЛАБОРАТОРИЯ, МОРФОЛОГИЯ.
  2. Карточки частей речи: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ.
  3. Индивидуальные шапочки с надписью ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.
  4. Индивидуальные карточки с изображением
  5. Карточки с заданием для работы в парах.
  6. Индивидуальные тексты с пропусками прилагательного.
  7. Конверты для заданий.
  8. Карточки для проверки слов, объеденных орфограммой: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ, ЖИ,ШИ.
  9. Зашифрованные слова с морфологическим разбором.

  1. Схема:

  1. Подвижная схема – опора: “Имя прилагательное”.
  2. Карточки – сигналы для подведения итога урока О чём?, Что?, Как?, Зачем?
  3. Индивидуальные карточки с домашним заданием (3 варианта для выбора).
  4. Индивидуальные снежинки для оценивания.
  5. Использование магнитофона.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Подготовка к изучению нового материала повторением, проверка умений, связанных с именем существительным
  1. Сравнение групп слов (фронтальная работа)
  2. Объединение слов по изученным орфограммам (работа в тетрадях, используется вариативность в выборе слов)
  3. Угадывание слов по морфологическим признакам (запись слов в тетради)
  1. Ознакомление с новым материалом
  1. Образование словосочетаний, доказательства зависимости существительного и прилагательного (работа в тетрадях)
  2. Вопросы, примеры, обобщения и вывод по первому признаку имен прилагательных: слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?. Устная работа в парах, используя подвижную опорную схему. Взаимопроверка
  3. Проблема: Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?
  4. а) Работа с текстом (индивидуальная работа по распространению текста).
    Вывод: Прилагательные делают нашу речь более красивой и выразительной.
    б) Физкультминутка.
    Вывод: Прилагательные нужны нам для лучшего понимания друг друга.
    в) исследовательская работа в парах по карточкам.
    Вывод: Прилагательные нужны для точности описания.

  1. Первичное закрепление знаний о прилагательном.
  1. Самостоятельное выполнения упражнения.
  2. Взаимопроверка.
  3. Доказательство той или иной роли имени прилагательного.
  1. Рефлексия. Каким исследователем я был(а) сегодня на уроке?
  2. Итог урока.
  1. Оценивание учащихся.
  2. Постановка домашнего задания.

Ход урока

I. Орг. Момент.

Постановка цели урока. Мотивация деятельности учащихся.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование, и поэтому я предлагаю вам быть учениками – исследователями. А кто– же такие исследователи?

Ученики: Исследователи – это люди, изучающие те или иные предметы исследующие явления и их свойства и т.д.

Учитель: Вывод дается из словаря по лексическому значению слов ИССЛЕДОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.

– А где, как вы думаете изучают те или иные явления, определяют их свойства?

Ученики: В институте.

Учитель: ИНСТИТУТ (лексическое значение) В научно– исследовательских институтах есть отдельные лаборатории. ЛАБОРАТОРИЯ (лексическое значение слова).

– А вот что – же мы будем исследовать? Попытайтесь догадаться сами:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Ученики: Сегодня мы будем изучать, исследовать, “Имя прилагательное”.

Учитель: Правильно! А тема нашего урока звучит так: “В морфологии прилагательное, имя очень влиятельное”.

Значит, на сегодняшнем уроке мы исследуем и доказываем значимость имени прилагательного в нашей речи.

– А что же такое МОРФОЛОГИЯ?

Ученики: Морфология – это раздел русского языка, который изучает части речи, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функции.

Учитель: Внимание, закройте глаза и представьте себе, что ваш класс превращается в институт “Морфологии”. Мы вместе движемся по коридорам этого института и читаем названия лабораторий, где изучают ту или иную часть речи. (Запомните эти названия).

Откройте глаза и перечислите всё, что вы увидели.

Ученики: Перечисляют все изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречие, предлог, частица, междометие.

Учитель: Во время перечисления частей речи, появляются карточки с названиями, которые крепятся на магнитную доску.

МОРФОЛОГИЯ, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, НАРЕЧИЕ, ПРЕДЛОГ, ЧАСТИЦА.

Молодцы, вы показали хороший багаж знаний по разным частям речи, и поэтому вы вправе одеть специальные шапочки ИССЛЕДОВАТЕЛЬ и взять с парты приборы, для определения вашей самостоятельной деятельности.

(Правила пользования этим прибором состоит в том, что по мере выполнения той или иной работы сегодня, а так же за удачный ответ, вы сами оценивайте себя и пририсовывайте лучи.)

Подготовка к изучению нового материала повторением, а также проверкой, связанных с именем существительным.

Учитель: Ребята, вы знаете, вход в лабораторию имени прилагательного пока закрыт, но в самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что это слово должно к чему – то “прилагаться”, присоединяться. К какой же части речи, к каким словам присоединяются прилагательные?

Ученики: Прилагательные прилагаются к именам существительным.

Учитель: Так давайте вместе заглянем в лабораторию имени существительного и покажем свои умения в этой области знаний.

– Но сначала откроем свои личные тетради записи и наблюдений. Запишем в них сегодняшнее число нашего исследования. Название работы в классе. И в следующей строке, с помощью элемента скорописи записываем Ф.И.О., указывающих вашу личность.

Из лаборатории “Имя прилагательное” ученик достает карточки со словами ЗИМА, СНЕГ, СНЕЖКИ, МОРОЗ, ХОЛОДНАЯ, БЕЛЫЙ, ПУШИСТЫЙ, КРЕПКИЙ.

  1. Сравните эти слова; раздели них на две группы по какому – либо признаку (устно, фронтальный опрос).
  2. За правильный ответ не забывайте пририсовывать лучик на своем приборе

  3. Объедините слова по какому-либо сходству (орфограмме).

Проверка: Безударные гласные.
Парные согласные.
ЖИ – ШИ.

Учение проговаривают слова, той или иной группы, оценивают себя:

3. Посмотрите внимательно на морфологический разбор следующих слов:

Докажи, придумай свое.

– Какие слова зашифрованы? (Запись слов в тетради). Самооценка.

III. Ознакомление с новым материалом

Учитель: Ребята, еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные у вас в тетради: СНЕГ, ЗИМА. Присоедините к этим словам, прилагательные, образуйте словосочетания, и попытайтесь заменить зависимость существительного и прилагательного.

Ученики: Читают свои словосочетания и доказывают зависимость:
– связаны по смыслу;
– прилагательное всегда стоит в том же числе, роде, падеже, как имя существительное.

Учитель: Значит ключ к лаборатории имени прилагательное будет: х.

С помощью ключа образуем оставшиеся пары

Ученики: Зима холодная, снег белый, снежинки пушистые, мороз крепкий.

Учитель: Молодцы, с помощью ключа взаимосвязи мы попадаем в лабораторию имени прилагательного.

– На доске подвижная схема – опора:

Многое в этой лаборатории нам знакомо. Внимательно прочитайте вопросы слева. И попытайтесь рассказать друг другу все, что вы знаете об этой части речи. (Работа в парах.)

Оцените друг друга:

img12.gif (1107 bytes)

Вывод по схеме-опоре делает один ученик, одновременно учитель заполняет схему карточками.

Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашей теме урока “В морфологии прилагательное, имя очень влиятельное”.

– Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

Мы будем сейчас с вами исследовать и доказывать. Поможет нам в этом текст.

Наступила … зима. Падает … снежок, покрывая землю … одеялом. Деревья оделись в … наряды. …мороз веселит и бодрит душу.

Учитель: Ваши впечатления о тексте?

Ученики: Текст пуст, не красив.

Учитель: Сделайте этот текст ярким, эмоциональным, красивым.

Ученики: Индивидуальная работа в карточках с текстом, под музыку “Вальс снежинок”.

Доказательства: Прилагательные нужны для красоты описания, для выразительности речи.

Чтение 2-х учеников своих получившихся текстов.

Самооценка:

img13.gif (1057 bytes)

(Схема – опора, пополняется выводами: КРАСОТА ОПИСАНИЯ.)

Физминутка.

Учитель: Почувствуйте себя снежинками. Танцуют дети и описывают с помощью прилагательных свои ощущения. А затем превращаются мысленно в порывы ветра, метели (аналогичное описание).

Вывод: Прилагательные нужны нам для лучшего понимания друг друга.

(Схема – опора, дополняется выводом: ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ СОБЕСЕДНИКА).

Учитель: Ребята, красота нашей речи это просто прекрасно, умение правильно использовать прилагательные для лучшего понимания друг друга, это тоже хорошо, но есть еще что-то очень важное, говоря о роли имен прилагательных.

Ученики: Работа в парах.

Учитель: Попытайтесь вместе со своими товарищами по парте понаблюдать за признаками снега зимой и весной.

– исследовав снег, расскажите для чего еще нужны прилагательные в нашей речи?

Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания.

Оценка работы в парах:

Учитель: Используя карточку опишите сегодняшний снег (1-2 предложения) (Индивидуальная работа в тетрадях).

Схема – опора дополняется: ТОЧНОСТЬ ОПИСАНИЯ.

Учитель: Вывод по исследовательской работе детей.

– Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

Ученики: С опорой на схему делают вывод: Прилагательные делают нашу речь более красивой, выразительной, образной. Они необходимы нам для лучшего понимания друг друга. Уточняют имена существительные.

(Первичное закрепление знаний о прилагательном Работа в учебнике с. 118. упр.268.)

Учитель: Попытайтесь доказать ту или иную роль имени прилагательного в предложенном стихотворении. Выпишите словосочетания по ключу:

Ученики: Называют выписанное словосочетание и объесняют роль имени прилагательного в данном случае.

Взаимопроверка:

V. Рефлексия

Молодцы. Вы сегодня хорошо т и активно поработали, умело оценивали себя. А теперь попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, указывая на то, каким исследователем я был (а) сегодня на уроке.

VI. Итог

Выставление количества оценок с учетом лучиков на приборах учащихся.

Домашнее задание на выбор: написать мини – сочинение “Зима в лесу, нарисовать образ имени прилагательного”.