Ударение. Ударный и безударный слог. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: помочь детям усвоить понятие “ударение”.

Задачи:

  • показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов;
  • развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память, творческие способности;
  • обогащать словарный запас детей;
  • учить рассуждать, анализировать;
  • дать возможность оценить свои достижения;
  • формировать правильное отношение к природе.

Ход урока

I. Организация начала урока.

– Посмотрите на солнышко.

– Поднимите руку у кого такое же настроение. Повернитесь друг к другу. Покажите ладошки. Скажите: “Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу”.

– Желаю, чтобы у вас все получилось на уроке.

– Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Чистописание.

Бе бр бм аб

Береза, хлеб, берег, Белгород.

– Назовите слова с парным согласным звуком на конце.

– Подберите к ним проверочные.

– Почему слово Белгород написано с большой буквы?

III. Актуализация знаний.

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.

Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку (утка)

Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не колечит,
А только лечит (дятел)

Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото (аист)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыбы)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ель)

Возле речек и болот
Этот тучный зверь живет.
На носу имеет рог
Африканский …(носорог)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами стук,
Как зовут его…(индюк)

Кто пушистый у воды
Моет сладкие плоды?
Прежде чем отправить в рот,
Полоскает их …(енот)

– Найдите лишнее слово. Почему так думаете? (неодушевленный предмет)

– На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?

– На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

– Как можно назвать остальные слова одним словом? (животные)

– На какие группы можно разделить всех животных? (дикие и домашние)

– Ребята, прочтите слово из выделенных букв сверху вниз.(ударение)

– Это тема нашего урока.

IV. Постановка учебной проблемы.

– Скажите, мы уже встречались с таким понятием?

(Да, мы встречались с понятием ударение, учились ставить ударение в словах, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали).

– Какую же задачу мы поставим перед собою на уроке?

(Узнать что такое ударение и какова его роль в русском языке?)

V. Работа над новой темой.

Работа в парах.

Спишите слова с доски и поставьте в них ударение.

Портфель, магазин, свёкла, диалог, щавель.

– Проверим.

– Молодцы, ребята, правильно поставили ударение, но если вдруг у вас появится сомнение в правильности постановки ударения, то в этом вам поможет словарь “Трудности русского языка”.

– Произнесите слова с ударением.

– На какой слог падает ударение в словах?

– Как можно назвать такой слог?

– Сколько ударных слогов в слове?

– А как назвать слог, на который не падает ударение?

– Так что же такое ударение? Какой сделаем вывод?

(Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове)

Работа с правилом.

– Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте стр.102.

– Прочитайте правило.

– Дети, а какая гласная всегда ударная?

(Помните, что её однажды сильно ударили?)

– Мы решили только первую задачу урока, а чтобы двигаться дальше, давайте немного отдохнем.

VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы над темой урока.

– Посмотрите на доску. Вы видите слово.

Гвоздики.

– Нарисуйте этот предмет на листочках. Что у вас получилось?

– Итак, у вас получились разные предметы. Почему? (потому что поставили ударение по-разному).

– Если я спрошу, что ты рисуешь? Как ты ответишь?

Я рисую гвоздики.
Я рисую гвоздики.

– Что вы можете сказать об этих словах?

(Пишутся одинаково, но если поставить ударение на разные слоги, то произношение и значение слова меняется)

– Отвечаем на вторую часть поставленной нами задачи.

– Какова роль ударения в русском языке?

(Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова)

– Важно ли уметь правильно ставить ударение в словах? Почему?

(Чтобы точно передавать значение слов)

Работа по учебнику.

Упр.177

VIII. Словарно-орфографическая работа.

Работа с фразеологическим оборотом.

Молоть чепуху – значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.

Что за шум, что за гром
Раздается в поле?-
Целый день Иван с Петром
Чепуху мололи!
Намололи три мешка.
Вот такая чепуха!

IX. Закрепление изученного материала.

1.Упр.178 (кол-но)

2. – А сейчас самостоятельная работа по вариантам.

(Учитель работает со слабыми уч-ся индивидуально)

– Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно поставьте ударение.

– Спишите предложения, поставьте ударение в словах.

1 вариант – Дежурная мела пол.

Света взяла кусочек мела.

2 вариант – Молоко налили в кружки.

Дети посещают кружки.

– Проверим.(2 человека у доски).

3. Работа в парах.

Откройте тетради на печатной основе на стр.63 №4

Взаимопроверка тетрадей.

Работа по карточкам.

Спиши предложения, поставь ударение в словах.

1) Мы сегодня ели уху. 2) Собака стоит у ворот.

Комар подлетел к уху. У рубахи был вышит ворот.

X. Итог урока.

– Вспомните, какую мы ставили задачу перед собой в начале урока?

Удалось её решить?

– Так что же такое ударение?

– Для чего оно служит? (для того, чтобы понять значение слова)

– Что нового узнали на уроке?

– Что вызвало затруднение?

– У кого сохранилось хорошее настроение?

XI. Домашнее задание.

Стр.102, правило знать, упр.179.