Цели урока: помочь детям усвоить понятие “ударение”.
Задачи:
- показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов;
- развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память, творческие способности;
- обогащать словарный запас детей;
- учить рассуждать, анализировать;
- дать возможность оценить свои достижения;
- формировать правильное отношение к природе.
Ход урока
I. Организация начала урока.
– Посмотрите на солнышко.
– Поднимите руку у кого такое же настроение. Повернитесь друг к другу. Покажите ладошки. Скажите: “Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу”.
– Желаю, чтобы у вас все получилось на уроке.
– Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Чистописание.
Бе бр бм аб
Береза, хлеб, берег, Белгород.
– Назовите слова с парным согласным звуком на конце.
– Подберите к ним проверочные.
– Почему слово Белгород написано с большой буквы?
III. Актуализация знаний
.– Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку (утка)Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не колечит,
А только лечит (дятел)
Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото (аист)У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыбы)Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ель)Возле речек и болот
Этот тучный зверь живет.
На носу имеет рог
Африканский …(носорог)Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами стук,
Как зовут его…(индюк)Кто пушистый у воды
Моет сладкие плоды?
Прежде чем отправить в рот,
Полоскает их …(енот)
– Найдите лишнее слово. Почему так думаете? (неодушевленный предмет)
– На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?
– На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?
– Как можно назвать остальные слова одним словом? (животные)
– На какие группы можно разделить всех животных? (дикие и домашние)
– Ребята, прочтите слово из выделенных букв сверху вниз.(ударение)
– Это тема нашего урока.
IV. Постановка учебной проблемы.
– Скажите, мы уже встречались с таким понятием?
(Да, мы встречались с понятием ударение, учились ставить ударение в словах, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали).
– Какую же задачу мы поставим перед собою на уроке?
(Узнать что такое ударение и какова его роль в русском языке?)
V. Работа над новой темой.
Работа в парах.
– Спишите слова с доски и поставьте в них ударение.
Портфель, магазин, свёкла, диалог, щавель.
– Проверим.
– Молодцы, ребята, правильно поставили ударение, но если вдруг у вас появится сомнение в правильности постановки ударения, то в этом вам поможет словарь “Трудности русского языка”.
– Произнесите слова с ударением.
– На какой слог падает ударение в словах?
– Как можно назвать такой слог?
– Сколько ударных слогов в слове?
– А как назвать слог, на который не падает ударение?
– Так что же такое ударение? Какой сделаем вывод?
(Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове)
Работа с правилом.
– Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте стр.102.
– Прочитайте правило.
– Дети, а какая гласная всегда ударная?
(Помните, что её однажды сильно ударили?)
– Мы решили только первую задачу урока, а чтобы двигаться дальше, давайте немного отдохнем.
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы над темой урока.
– Посмотрите на доску. Вы видите слово.
Гвоздики.
– Нарисуйте этот предмет на листочках. Что у вас получилось?
– Итак, у вас получились разные предметы. Почему? (потому что поставили ударение по-разному).
– Если я спрошу, что ты рисуешь? Как ты ответишь?
Я рисую гвоздики.
Я рисую гвоздики.
– Что вы можете сказать об этих словах?
(Пишутся одинаково, но если поставить ударение на разные слоги, то произношение и значение слова меняется)
– Отвечаем на вторую часть поставленной нами задачи.
– Какова роль ударения в русском языке?
(Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова)
– Важно ли уметь правильно ставить ударение в словах? Почему?
(Чтобы точно передавать значение слов)
Работа по учебнику.
Упр.177
VIII. Словарно-орфографическая работа.
Работа с фразеологическим оборотом.
Молоть чепуху – значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.
Что за шум, что за гром
Раздается в поле?-
Целый день Иван с Петром
Чепуху мололи!
Намололи три мешка.
Вот такая чепуха!
IX. Закрепление изученного материала.
1.Упр.178 (кол-но)
2. – А сейчас самостоятельная работа по вариантам.
(Учитель работает со слабыми уч-ся индивидуально)
– Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно поставьте ударение.
– Спишите предложения, поставьте ударение в словах.
1 вариант – Дежурная мела пол.
Света взяла кусочек мела.
2 вариант – Молоко налили в кружки.
Дети посещают кружки.
– Проверим.(2 человека у доски).
3. Работа в парах.
Откройте тетради на печатной основе на стр.63 №4
Взаимопроверка тетрадей.
Работа по карточкам.
Спиши предложения, поставь ударение в словах.
1) Мы сегодня ели уху. 2) Собака стоит у ворот.
Комар подлетел к уху. У рубахи был вышит ворот.
X. Итог урока.
– Вспомните, какую мы ставили задачу перед собой в начале урока?
– Удалось её решить?
– Так что же такое ударение?
– Для чего оно служит? (для того, чтобы понять значение слова)
– Что нового узнали на уроке?
– Что вызвало затруднение?
– У кого сохранилось хорошее настроение?
XI. Домашнее задание.
Стр.102, правило знать, упр.179.