Цели урока:
- опираясь на знания, полученные в ходе лекций и самостоятельной работы, в процессе судебного заседания познакомить студентов с важнейшими победами и успехами НТР;
- в ходе выступлений обвинителей судебного заседания сформировать у студентов знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д.;
- способствовать созданию у студентов представлений о тех экологических проблемах, которые сегодня выливаются в катастрофу.
Игровая задача: студенты должны дать собственную оценку явления НТР, вынести ей обвинительный приговор или оправдать ее. Важно, чтобы итоговый вывод урока был самостоятельно найденным.
Предварительная подготовка:
- Опережающее задание: познакомиться с основными фактами из истории НТР.
- Распределяются роли защитника и обвинителя, от уровня подготовки которых в большой степени зависит ход суда и его результативность. Необходимы индивидуальные консультации.
- Роль судьи должен выполнять студент с хорошими организаторскими способностями, с ним также необходимы индивидуальные консультации. Роль судьи может взять на себя преподаватель.
- Свидетели, по равному числу у защиты и обвинения. Это могут быть, например, ученый-электронщик из НИИ, медик, директор автозавода, журналист, эколог и т.д.
ХОД УРОКА
“Я – попутчик научно-технической революции.
При всем уважении к коромыслам
Хочу, чтобы в самой дыре завалящей
Был водопровод и движение мысли.”
“НТР” А. Вознесенский.
1. Вступительное слово учителя.
В начале 1960-х годов написано знаменитое стихотворение Б. Слуцкого “Физики и лирики”. Оно начиналось так:
Что-то физики в почете,
Что-то лирика в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе…
Действительно, если мы обратимся к 60-м годам, то вспомним, что это было время научного прогресса, “космическая эра”, время “технического бума”, когда не только на словах, но и на деле ценились ученые-технари. Успехи развития технических наук были необычайны, достаточно вспомнить освоение космоса, открытия в области квантовой электротехники, лазерной техники, промышленные установки для непрерывного разлива стали, обработку твердых металлов с помощью взрыва, внедрение природного газа в доменное производство.
Были задействованы лучшие умы, научные коллективы, производственные мощности, огромные финансы. Космические победы СССР воспринимались за рубежом как шок. Американский советолог У.Ростоу вспоминал: “В истории США аналогии, подобной кризису, вызванному запуском советского спутника в октябре 1957 года, нет”.
Р. Стеббинс отмечал: “Запуск двух советских спутников явился крутым поворотным пунктом в международных отношениях. Он обеспечил СССР и международному коммунизму всемерную психологическую победу первого ранга”.
Юрия Гагарина встречали лозунгами “Все там будем!”. Он стал Героем Советского Союза, С. Королев – дважды Героем социалистического труда. Атомные станции и ледокол “Ленин”, как впрочем, и подводный флот с ядерными ракетами стали символами эпохи 60-х годов. Типичными призывами времени стали такие: “Да здравствует укрепление связи науки с производством!”, “Добъемся дальнейшего прогресса советской экономики на путях ее химизации!”, “Енисей, мы тебя покорим!”, “За дальнейшее освоение новой топливно-энергетической базы СССР!”.
Однако, при том, что наука действительно широко шагнула в производство, НТР имела такие последствия, которые и сегодня человечество не в состоянии исправить. Достижения НТР обернулись увеличением смертности в СССР с 1960 по 1970 гг. на 15%. В 60-х годах простому человеку современное слово “экология” вряд ли было известно, но его хорошо знал узкий круг ученых-биологов. Они-то знали о тех экологических катастрофах, которые уже назревали. Достаточно вспомнить целину, озеро Байкал, Аральское море.
Военные расходы в 1960 году в мире составляли 4,7%, а в 70-х – 6%. Они превышали все затраты на разработку новых технологий в области энергетики, здравоохранения, повышения продуктивности сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Уже тогда наметились глобальные проблемы будущего – энерго-сырьевой кризис, который проявил себя в 70-х годах. Еще не так часто, как сегодня, произносили слово “рак”, но, тем не менее, эта болезнь, как и другие опасные и неизлечимые, уносили жизни тысяч людей. Давала о себе знать продовольственная проблема. И возникал закономерный вопрос: зачем нужно освоение космоса, когда от голода и болезней люди гибнут на земле, а две четверти человечества – неграмотно?
Перед нами стоит задача: выяснить все “за” и “против” НТР. Обратите внимание на эпиграф. Насколько необходим был научно-технический прогресс?
Напоминаю вам, что свидетели, проходящие по этому делу, несут ответственность за историческую достоверность показаний.
Присяжные заседатели приглашаются к активному участию в судебном заседании и коллективному поиску истины. Они получают возможность задавать вопросы свидетелям, уточнять и комментировать их показания.
Ход урока
Преподаватель: Встать, суд идет!
(Заходит судья, защитник, обвинитель, рассаживаются за разными столами)
Судья: рассмотрению подлежит дело 1960. Судебное заседание прошу считать открытым. Обвинителем по данному делу выступает ___________________________.
Защитником по данному делу выступает _______________________________.
Обвинитель, вам слово.
Обвинитель поочередно приглашает свидетелей обвинения для дачи показаний.
Выступления свидетелей обвинения.
(раскрывают проблемы, которые породил научно-технический прогресс)
1-й свидетель медик (придумывает себе Ф.И.О., должность, место работы)
Хочу обратить внимание суда на тот факт, что НТР принесла экологические бедствия нашей стране. Предприятия выбрасывают в воздух, водоемы большое количество различных промышленных отходов, которые зачастую делают невыносимой жизнь окружающего населения, порождая массу хронических заболеваний таких как астма, увеличение щитовидной железы, болезни дыхательных путей и пищеварительной системы. Сбросы предприятий портят водоемы, нанося ущерб рыбному и сельскому хозяйству. Если взять для примера любой химический комбинат, который при своем производственном процессе ежегодно выбрасывает в атмосферу сернистого ангидрида 4 600 тонн, серной кислоты 2 150 тонн, окислов азота 2 800 тонн и другие продукты, загрязняющие воздух. Борьба против загрязнения воды, также как и загрязнения воздуха – не только санитарная, но и экономическая проблема. Достаточно сказать, что нефтеперерабатывающие предприятия сбрасывают в водоемы ежесуточно около 1 000 тонн нефтепродуктов, а потери волокна на любом целюлозно-бумажном предприятии составляет от 3 до 10% от количества вырабатываемой целлюлозы”.
(Приводят факты, цифры о загрязнении р.Амур – региональный компонент)
2-й свидетель эколог: (придумывает себе ФИО., должность, место работы)
Еще в 70-х гг ХХ в. в Стокгольме собиралась международная конференция по проблемам экологии. Уже тогда обратили внимание на так называемые “кислотные дожди”, от которых страдают водоемы, почвы, леса. От них гибнет рыба. В США, и некоторых странах Западной Европы из-за кислотных дождей стали высыхать леса. Только в Германии пострадало 50% лесов, в Австрии около 30%. Кислотные дожди разрушают даже архитектурные памятники.
Следующая проблема – это загрязнение воздуха, так называемый “парниковый эффект”. Он заключается в том, что углекислый газ в атмосфере, подобно стеклу оранжереи, окутывает землю и задерживает тепловое излучение почвы.
А леса? 1 гектар леса поглощает 32 тонны пыли. Недаром леса называют “фабриками кислорода”. Почему же их истребляем? Их вырубают для расширения сельскохозяйственных площадей, строительство городов, промышленных объектов, дорог. Древесина – это высококачественный строительный материал, мебель, спички, бумага и многое другое. Лес – это важнейшее топливо. Истребление лесов происходит и путем их вымирания в связи с загрязнением среды.
Проблема Арала. Высохшее дно Арала стало крупным очагом соленакопления и рождения солепылевых бурь. За пределы Приаралья ветер выносит около 72 млн. тонн соли. Эта едкая пыль оседает на многие километры территории, где берут начало реки Средней Азии. Из-за подпора подземных вод могут появиться новые моря в Средней Азии вместо Арала – там, где сейчас стоят города. Приаралье – зона экологического бедствия.
3-й свидетель журналист: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)
Хочу обратить ваше внимание на проблему автомобилизации. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.
4-й свидетель ученый гидролог: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)
Проблема развития промышленности также связана с проблемой загрязнения воды. Во-первых, на земле мало пресной воды – это примерно 0,6% всех вод. Во-вторых, она распределяется неравномерно. Вода нужна населению, сельскому хозяйству, промышленности, особенно химической. Так, например, для производства одной тонны синтетического волокна требуется 2500-5000 куб.метров воды, одной тонны никеля – 4000 куб. метров. Рыбный промысел увеличивается на 6-7% в год, а прирост улова снижается. В моря выводятся канализация, отходы химзаводов. Весьма плачевным становится попадание нефти в моря и океаны. Многие страны в свое время проводили захоронение своих радиоактивных отходов в морях. Добыча нефти со дна моря также представляет опасность для экологии из-за бурового раствора, протечки трубопроводов и выбросов нефти.
5-й свидетель: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)
Не стоит забывать о проблеме истощения ресурсов и источников сырья. Из всего добываемого сырья лишь 10% превращается в готовую продукцию, 90% – это отходы, которые загрязняют природную среду. Экстенсивные факторы развития мировой экономики в значительной степени исчерпали себя. Рост потребления сырья превысил прирост его разведанных запасов, снизилась ресурсообеспеченность. Тогда и появились прогнозы “Римского клуба” о скором исчерпании мировых ресурсов.
2. Выступление свидетелей защиты.
(Раскрывают преимущества НТР и поиски путей решения возникших проблем)
1-й свидетель ученый-электронщик из НИИ (придумывает себе ФИО, должность и место работы)
НТР дал миру очень много. Был изобретен первый в истории человечества компьютер, первая микросхема, стремительное освоение компьютерного пространства, достигнуты успехи в атомной энергетике. Например, можно привести такие данные. Если бы все атомные станции в мире заменить на угольные электростанции, то понадобилось бы ежегодно добывать дополнительно более 600 млн. тонн угля, в окружающую среду поступило бы 2 млрд. тонн углекислого газа, более 30 млн. тонн оксидов азота, 50 млн. тонн серы, 4 млн. тонн летучей золы. Эксплуатация АЭС позволяет экономить 400 млн. тонн нефти в год.
2-й свидетель директор автозавода (придумывает себе ФИО, должность и место работы)
Автомобиль уже в середине ХХ века стал во многих странах мира не роскошью, а необходимым средством передвижения. Существует немало способов снижения вредного влияния автомобильного транспорта на атмосферу. Вот некоторые из них: совершенствование конструкции автомобиля с точки зрения токсичности, создание новых нетоксичных моделей, повышение уровня технического обслуживания и совершенствование систем и методов контроля за техническим состоянием машин, перевод автомобилей на другие виды топлива.
3-й свидетель ученый (придумывает себе ФИО, должность и место работы)
Во всем мире известна практика лесовосстановительных работ. Так в Великобритании лесной покров увеличивается на 30-40 тысяч гектаров в год. Использование энергетических ресурсов – один из показателей уровня развития цивилизации. Уже активизировались поиски новых месторождений, совершен переход к ресурсосберегательным технологиям, разработки в виде альтернативной энергетики. Она заключается в использовании энергии солнца и ветра, приливов и отливов, морской энергии и ядерно-сырьевых ресурсов, использовании вторичного сырья. При повторном использовании металла экономятся запасы сырья, меньше загрязняется среда, отсутствуют отходы, такой металл легче производить. Так затраты труда при выплавке стали из вторичного сырья в 7 раз меньше, меди – в 8 раз, алюминия – в 30 раз.
4-й свидетель ассистент из НИИ сельского хозяйства (придумывают себе ФИО, должность и место работы)
Существует немало способов решения продовольственной проблемы: интенсификация сельского хозяйства, передовые методы его ведения, природоохранительная политика, аграрные реформы, внедрение достижений НТР в сельское хозяйство. За счет этого надо добиваться повышения плодородия почв, селекции сельскохозяйственных культур и животных, использование биологических ресурсов. Особенно остро стоит эта проблема перед слаборазвитыми странами. Сравните цифры. На одного сельского жителя приходится в Африке – 2 горожанина, в Западной Европе – 20, в США – 80, в Бельгии – 100.
5-й свидетель журналист (придумывают себе ФИО, должность и место работы)
Я хочу сказать о НТР и демографической проблеме. Последствия НТР в этом плане таковы: сильнейшая урбанизация, приоритетный рост столиц, формирование агломераций, развитие крупных форм расселения – мегаполисов. Половина всего населения земли занимает 1% суши, производит 4/5 всей мировой продукции и соответственно загрязняет атмосферу гораздо сильнее, чем вторая половина человечества и 99% территории. Но проблема демографического регулирования давно получила международное признание: были созданы международные региональные демографические центры ООН. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по населению и развитию, был образован ЮНФПА (Фонд ООН для поощрения деятельности в области народонаселения). Т.к производство продуктов питания идет в ногу с ростом городского населения земного шара.
3. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель сосредоточивает внимание на основных аспектах НТР:
- использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства;
- воздействие производственной деятельности людей на окружающую природную среду;
- демографическое давление на природу;
- урбанизация.
4. Слово предоставляется защитнику.
Защитник строит свою речь по следующим направлениям:
- неизбежность и объективность НТР;
- успехи науки и техники, польза достижений;
- НТР и удобства в жизни человека;
- социальные плюсы НТР.
5. Заключительная часть.
Судья предлагает присяжным заседателям сформулировать собственное отношение к НТР и вынести приговор.
Литература:
- Глобальная экологическая проблема. М., 1988.
- Земля и человечество: глобальные проблемы. М., 1985.
- История России ХХ век: Энциклопедия для детей. М., 1989.
- Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу Истории ХХ века. М., 2000.
- Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Э тот контрастный мир. Географические аспекты некоторых глобальных проблем. М., 1985.