Цели урока:
Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
Развивать трудовые навыки при изготовлении тряпичных кукол-оберегов, развивать мелкую моторику пальцев.
Развивать творческие способности учащихся при оформлении костюма куклы, образное мышление.
Подготовка: элементы русского народного костюма для каждого ученика и учителя, русские платки, лотки для коробейников, содержимое лотков (лоскутки ситца, ленты атласные, бусы, нитки, тесьма), фонограмма песни “Кострома…”, Презентация к уроку, образцы кукол – оберегов.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор типа Micro lab, ноутбук, проекционный экран.
Демонстрационный материал: стенд с образцами готовых кукол-оберегов.
Раздаточный материал: инструкционные карты 4-х видов по выполнению кукол-оберегов.
Расходные материалы: лоскутки однотонного и цветного ситца, синтепон, вата, поролон, кружево, ленты, тесьма, катушечные цветные нитки, нитки-мулине красного цвета, шерстяная пряжа желтого, коричневого или черного цветов.
Инструменты: ножницы, иголки и портновские булавки в игольницах, напёрстки.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования.
II. Содержание занятия.
1. Мини инсценировка. (Презентация 1)
Учащиеся и педагог одеты в русские народные костюмы (сарафаны, на головах повязки). В руках держат лотки коробейников. На лотках лежат лоскутки ткани, ленты, тесьма, нитки, бусы. Под музыку “Кострома, Кострома …” заходят в кабинет, как на ярмарку, со словами:
1-й учащийся: Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!
2-й учащийся: А на ярмарке товары: продаются самовары!
3-й учащийся: Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары.
4-й учащийся: Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!
5-й учащийся: Ой, вы, гости дорогие! У нас игрушки непростые – веселы и ярки, примите их в подарки?
Гости из числа приглашенных педагогов Дворца и других учебных заведений города удобно сидят на противоположной стороне кабинета от учащихся. Учащиеся демонстрируют гостям содержимое лотков. Кладут лотки на рабочие столы и рассаживаются за столы кому, где удобно. На столах заранее разложены инструменты и приспособления (иглы, булавки, ножницы, наперсники).
2. Настрой на работу.
Педагог сообщает: “Этим весёлым, радостным задором мы начинаем занятие об игрушке”. Обращает внимание учащихся на экран. На проекционном экране написаны пословицы: “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”. (Слайд № 2).
Педагог обращает внимание учащихся на пословицы, сообщает, что они будут служить девизом этого занятия.
3. “Мозговой штурм” (
интерактивные формы обучения).Вопрос к учащимся: – Что вы можете сказать об игрушке?
Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях. На проекционном экране появляются ответы учащихся.
Ответы: – Игрушка – одно из наиболее дешевых произведений искусства.
– Игрушка доступна всем.
– Игрушка сопровождает человека с рождения до самой старости.
– Создание игрушки – это ремесло, оно прекрасное, древнее, веселое и всегда молодое.
– Это благородное ремесло: с игрушки начинается познание прекрасного, как с первых сказок, стихов и песен.
– Игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого.
– Игрушка украшает, освещает наш быт улыбкой. (Слайды № 3 и № 4).
Обсуждение высказываний учащихся, спроецированных на экране: Педагог зачитывает их последовательно. Если дети согласны, против высказывания ставится галочка. Если нет – зачеркивает.
4. Сообщение темы занятия.
Сегодня речь пойдет об игрушке особой – народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории Руси. (Слайд № 5).
В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали либо родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы. (Слайд № 6).
5. Рассматривание образцов тряпичных кукол.
Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью нехитрых приемов.
В каждой местности были свои способы их изготовления. (Слайд № 7). Вот как делали кукол в Полтавской, Киевской и Черкасской областях: брали кусок белой ткани, клали посередине кусок ветоши и перетягивали суровой ниткой – голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вон и вся кукла.
А в Подмосковье кукол – пеленашек сворачивали из 2-х платков и перевязывали ленточкой. (Слайд № 8).
На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накладывали платочек. Оставалось перетянуть верх валика – получалась головка, завязать 2 конца платочка – получались руки. Часто к голове куклы еще прилаживали кудельную косу. (Слайд № 9).
В любой самодельной игрушке отразились лучшие черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные. Дети, Вы знаете, какие существуют куклы-обереги? Назовите их. Учащиеся называют. (Неразлучники, Мартинички, Красота, Берегиня). Педагог демонстрирует их на экране. (Слайд № 10).
6. Практическая самостоятельная работа в малых группах.
1. Сегодня вам предстоит изготовить самые простые тряпичные куклы. Работать будем в “малых группах” – (интерактивные формы обучения). Задание по изготовлению оберегов каждая группа выбирает сама для себя. Задания проецируются на экране. (Слайд № 11).
а) Изготовление свадебной куклы "Неразлучники" (Рис. 1)
б) Изготовление "Куклы-оберега" "Мартиничка" (Рис. 2)
в) Изготовление Куклы "Красота" (Рис. 3)
г) Изготовление Куклы – Берегини (Рис. 4)
Для работы Вам понадобятся лоскутки ситца, нитки, ленточки, кружево. (Слайд № 12).
Настройтесь на интересную работу, и вы получите огромное удовольствие. Можно пользоваться инструкционными картами. (Слайды № 13-16)
Педагог наблюдает за работой учащихся, при необходимости дает советы по выбору цвета ткани, ниток, помогает практически, обращает внимание на схемы инструкционных карт.
7. Оценка работ
Один из учащихся в “малой группе” выходит из-за стола, показывает сделанную куклу и рассказывает об истории своей игрушки.
Свадебная кукла "Неразлучники". Куклы пришли к нам из Тульской губернии. Их дарили на свадьбу. Ситец должен быть однотонного цвета (белого), а нитки – контрастного с тканью (красными). Для оформления куклы брали тюль или кружево. У "Неразлучников" одна общая рука, как символ единства 2-х новобрачных. (Слайд № 17).
Кукла "Красота". Эта кукла пришла к нам то же из Тульской губернии. Куклу делала невеста перед своей свадьбой. Здесь она показывала навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде куклы судили о мастерстве невесты. Кукла "Красота" выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты. На подносе создавалась целая композиция: в центр каравая ставилась кукла "Красота", поднос украшали ржаными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой. Отведав пышного каравая и оценив умение невесты, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодоженов. После свадьбы кукла бережно хранилась в семье. Делать куклу несложно. В ее основе рулон из поролона (можно использовать журнал, свернутый трубочкой и обшитый тканью). Украшение одежды сделали из лоскутков ткани. (Слайд № 18)
Кукла-оберег "Мартиничка". Всегда считалось, что хозяйка дома должна быть экономной. Поэтому никогда не выбрасывала старые нитки, кусочки ситца. Из них делала кукол. Есть такая примета: когда в семье дети бережно и долго играют куклами, в семье – прибыль. Если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она везде рядом с ним: и в играх, и во сне. Особенно поощрялись в народе игры с куклами у девочек. Так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. (Слайд № 19)
Кукла "Берегиня". В Древней Руси куколкой Берегиней пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".
О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству. (Слайд № 20).
III. Подведение итогов. Рефлексия. Оценка.
Вопрос учащимся:
– Для чего сегодня на занятии мы делали кукол-оберегов? (Чтобы вспомнить русские традиции).
– Зачем мы с вами этим занимаемся? (чтобы не забыть процесс изготовления кукол-оберегов).
Педагог: Хочу дать вам совет: вырастите большими, научите своих детей делать таких кукол, рассказывайте им о народных традициях русского народа.
Дети встают и дарят гостям, присутствующим на занятии кукол-оберегов со словами:
Ой, вы, гости дорогие! |
веселы и ярки, |
Педагог: А теперь обратите внимание на этот красочный цветок (Слайд № 21).
Отметьте, какое у вас сегодня на занятии было настроение.
Дети выбирают из множества лепестков, лежащих на столе нужный. (Каждого цвета по 6-8 штук). Педагог отмечает для себя выбор учащихся и делает выводы.
Разговор на бумаге.
"Я" (как чувствовал себя на уроке, с каким настроением работал) |
Фиолетовый лепесток – приподнятое настроение красный – восторженное настроение |
|
"Мы" (комфортно ли было работать в малой группе) |
– да – нет – если “нет”, то почему? |
|
"Дело" (достигли цели учения, какие затруднения возникли) |
– да – нет – Затруднения: а) в выборе материалов б) плохие навыки раскроя в) недостаточные навыки в практической работе г) другое (что именно?) д) некачественные инструменты (плохо режут ножницы, толстая игла, маленькое ушко в игле, другое) и) знаю мало об истории народной игрушки |