Развитие творческих способностей и игровых умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время проблема раскрытия внутренних качеств личности ребёнка и самореализации ее творческого потенциала одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко, А.И.Волков и многие другие.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Возникает вопрос: нужно ли развить творческие способности ребёнка или предоставить развиваться его творчеству самостоятельно, спонтанно?

На этот вопрос можно дать однозначный ответ: “Творческие способности детей развивать необходимо в целенаправленном педагогическом процессе. Чем благоприятнее условия, тем активнее раскрывается детский творческий потенциал.”

Диагностические исследования, которые мы проводим ежегодно в нашем детском саду на протяжении трех лет показывают достаточно низкий уровень развития у детей творческих способностей: (воображения, мышления, способности к импровизациям, словотворчества и т.д.). Что доказывает актуальность проблемы.

В связи с этим возникла необходимость обратиться к театрализованной игре, как к средству развития творческих способностей и игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и игровых навыков средствами театрального искусства.

Задачи:

  • Создать условия, для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.
  • Формировать у дошкольников потребность в творчестве через театрализованную деятельность.
  • Скоординировать работу по развитию творческих способностей детей с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Театрализованная деятельность в нашем детском саду органично пронизывает все режимные моменты, и решает многие задачи программы, реализуемой дошкольным учреждением: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний до физического совершенства. В работе со старшими дошкольниками мы ставим задачи, направленные на приобщение детей к искусству (знакомство с театром, видами и жанрами театра, правилами поведения в театре, актерским мастерством); на эффективное развитие творческих способностей дошкольников (способности к импровизации, творческое воображение, умение передать образ вербальными и невербальными средствами выразительности).

При определении путей формирования творческих способностей и игровых умений у детей в театрализованных играх мы опирались на основные принципы отечественной психологии — единство сознания и деятельности, а также развитие психики в деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Педагогическая работа включала следующие направления:

Схема

Овладение нашими воспитанниками элементами техники перевоплощения в образы персонажей в игровых заданиях осуществлялось постепенно:

  • формировались умения интонационно передавать образ,
  • совершенствовались навыки пластической и мимической выразительности
  • развивались творческие умения в создании целостного образа персонажа.

В связи с этим детям предлагали как ролевые театрализованные игры с активным участием взрослого, так и различные игровые упражнения, направленные на активизацию творческой деятельности.

Развитие творческих способностей и игровых умений детей происходило под непосредственным руководством педагога. Для этого использовались различные методы и приемы:

  • наглядно-слуховой (слушание музыкальных произведений);
  • словесный (беседа, рассказ, пояснение, разъяснение);
  • метод прямого воздействия (предлагается образец и способ выполнения);
  • метод опосредованных воздействий (педагог направляет деятельность детей поощрением, напоминанием);
  • метод проблемного воспитания и обучения побуждающий детей к самостоятельному поиску решений для выполнения музыкального образа.

Педагоги побуждали детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Здесь помогали:

  • этюды, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы;
  • тренинговые занятия и упражнения, которые развивают навыки театрально – игровой деятельности;
  • упражнения, эмоционально-игровые ситуации, которые служат для оттачивания какого-либо навыка;
  • образные сравнения, для тренировки движений.

Во время работы над этюдами ребенок говорит то, что он хочет, и так, как он этого желает, используя свой словарный запас, интонационную и мимическую выразительность. Ребенок свободен в своем выборе движений, музыкальных характеристик своего героя.

В ходе этюдов и упражнений подбиралась музыка, соответствующая определённому настроению, движению. Дети учились слышать в музыке разное эмоциональное состояние, фантазировать и передавать “увиденные” при помощи воображения образы, учились изображать их в танцевальной импровизации. Педагог не должен навязывать детям своей схемы, модели восприятия образа и переживания, а постараться поставить перед детьми задачу самостоятельно разобраться в своих впечатлениях, чувствах, рассказать о них, т. е. дать детям установку на творческое восприятие услышанного и последующее его воспроизведение и самовыражение. Такой подход предполагает образно – игровой характер педагогической работы с детьми.

В процессе проигрывания игр, этюдов, диалогов педагог заботился о развитии интонационной выразительности речи вербальных (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальных (мимика, жесты, поза) средств выразительности. Здесь очень помогают:

  • упражнения на развитие голосового аппарата (тренировка дыхания; вокальных навыков);
  • вокально-двигательные разминки (координация движений с пением);
  • игры в звуки (формируют навык восприятия и воспроизведения звуков разного диапазона, развивают механизмы голосообразования, фонетический слух, способствуют координации слуха и голоса.)
  • ритмические игры, игры-стихотворения (которые являются интонационно-фонетическими упражнениями, в основе которых лежит фонопедический метод В.В. Емельянова.)
  • музыкальные складушки (носят характер спонтанного творческого голосового музицирования);

В ходе работы над этюдами, игровыми упражнениями, выразительностью реплик персонажей, активизируется словарь ребенка, “совершенствуется звуковая сторона речи”, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению в обыденной жизни и являются полезными для развития сценической речи и свободы самовыражения.

Театрализованная деятельность предполагает большой объём предварительной работы. Она проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада.

Последовательность работы над сказками шла через восприятие музыкальной драматизации; логоритмические занятия, включающие в себя (речь, движение и музыку); музыкально – двигательные занятия, включающие в себя (танцы, пластические игры, упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром). Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.

Таким образом, использование театрализованных игр на занятиях, в учебной деятельности, как игровые приёмы, на прогулках, детских утренниках и развлечениях делает воспитательно-образовательный процесс более насыщенным и интересным.

В своей работе особое внимание мы уделяем и организации самостоятельно-игровой деятельности, которая способствует развитию творчества детей, импровизации в играх драматизациях, проявлению творческой инициативы.

Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды:

  • оборудована театральная комната, которая вмещает в себя: сцену с декорациями, гримерную, с элементами костюмов персонажей, зеркало, различные атрибуты: расчески, головные уборы, детские парики и др.
  • для организации с детьми режиссерских игр в группах используются специально отведенные театральные уголки с демонстрационным материалом и разными видами театров.

Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Непосредственными и активными помощниками детей становятся – родители. Совместно с детьми они посещают театры, музеи, читают художественные произведения и просматривают видеофильмы, изготавливают костюмы и атрибуты, устраивают домашние мини-театры. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого будет учитываться взаимосвязь и четкая координация в работе педагогов, музыкального руководителя и родителей. Что позволит оптимизировать работу по развитию творческих способностей и игровых навыков в театрализованной деятельности.