Особенности ознакомления дошкольников с народно-прикладным искусством в детском саду для детей с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Я учитель-дефектолог, тифлопедагог работаю в детском саду для детей с нарушением зрения и хочу поделиться своими успехами, которых я достигла в коррекционной работе благодаря изобразительной деятельности, а именно знакомству детей с декоративно – прикладным искусством и обучением декоративному рисованию. Система занятий по декоративному рисованию дала положительные результаты, у детей улучшились зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, зрительная память и внимание, навыки ориентировке в пространстве, цветовосприятие и воображение. Это оказался тот вид деятельности, где ребёнка легко погрузить в мир прекрасного и сказочного, где он может реализовать свои фантазии.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование – основные виды изобразительной деятельности, посредством которых дети образно отражают окружающую действительность. Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей.

Диагнозы детей: амблиопия, косоглазие, миопия.

(Дети со сходящимся косоглазием работают на специальных подставках) Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе. “Гжельская роза”

Рисунок 1

Особое внимание следует уделить детям с нарушением зрения. Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие. К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительными снижениями таких важных функций, как острота зрения или поле зрения. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся: слабость глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); снижение остроты зрения, связанное с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм).

В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной и изобразительной) дети с нарушениями зрения испытывают серьёзные трудности. В определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими, графическими и измерительными навыками выполнения конкретных действий, ориентировке на рабочей поверхности и на листе бумаги. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, способствуя формированию нечётких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) детей с нарушениями зрения, что значительно затрудняет их деятельность. Детям трудно увидеть и воспринять образец. Некоторые из них с трудом различают детали предмета и не могут выделить части из целого или мелкие детали. Поэтому очень важно подробно описать образец, проанализировать его изображение и детали и только после этого начинать работать. И наоборот, ребёнок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать ещё и потому, что он видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Детям средней и старшей группы легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать и рисовать по показу взрослого. Но и в этом  случае требуются подробные пояснения. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные с темпом работы и с качеством выполнения заданий.

Рисунок 2. "Капельки”, “линии” и простейшие узоры.

Рисунок 3. Поэтапное рисование простейшего растительного орнамента.

Для данной категории детей характерными являются:

– трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество деталей

– трудности в узнавании предметов, изображенных в различных модальностях (контур, силуэт, модель);

– нечёткие пространственные представления и низкий уровень сформированности умения ориентироваться в пространстве;

– длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, что в свою очередь затрудняет работу с карандашом и кистью.

Педагогам, которые работают с данной категорией детей, необходимо знать, что положительный результат ознакомления детей с народно прикладным искусством может, быть, достигнут за счёт использования специальных методов, учитывающих психофизические особенности этих детей. Педагоги должны знать, что у детей младшего и старшего дошкольного возраста внимание непроизвольное (произвольное, внутреннее внимание ещё не развито). Это значит, что ребёнок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Для этого на занятиях надо использовать красочные образцы и иллюстрации. Более тщательно подбирать наглядно – дидактический и демонстрационный материал.

Овладение умениями изображать, невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предметы и явления. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки. Ознакомление с формой, величиной и другими пространственными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и корректирует его. Ещё Микеланджело говорил: “Циркуль в глазах, не в руках, ибо руки работают, а глаз оценивает”. Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием движения кинестетические и зрительно, т.е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно корректируется.

Зрительный контроль за процессом изображения происходит на основе имеющегося у ребёнка представления о предмете. Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребёнок всё время сверяет получающееся изображение с представлением того, что должно получиться, и исправляет его. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок отчётливо представлял предмет. Например, прежде чем приступить к рисованию Гжельского чайника детям предлагается внимательно и детально рассмотреть его. Описать из каких частей и деталей состоит чайник, (носик, ручка, крышка, донышко). Какую форму и величину он имеет, из какого материала он сделан. И только после тщательного обследования чайника, обратить внимание детей на роспись, её характерные особенности и цвета.

Взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности прослеживается в повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, аппликации и рисованию. На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. При формировании изобразительных навыков, выполнение задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка, его зрения и общего развития. На отдельных этапах обучения при низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации возможно применение шаблонов и трафаретов. Если на занятии по декоративному рисованию детям предлагается для росписи силуэт, то он обязательно должен быть с контуром или на чёрном фоне. Это необходимо для того, чтобы ребёнок более чётко представлял границы данного объекта.

Образцы, предлагаемые для рассмотрения должны быть в два раза больше чем детские работы. Располагать их надо таким образом, чтобы при рассмотрении они не сливались, а бумага, на которой они выполнены, не давала бликов.

Рисунок 4.

Рисунок 5

Работы детей старшей группы “Филимоновская игрушка"

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Так как у детей с нарушениями зрения низкая зрительно – двигательная координация, то им можно дать зрительные ориентиры, например: “ведем линию сверху вниз, слева направо, от точки до точки”. Детям с низкой остротой зрения можно предложить обвести орнаменты по контуру. Будет очень полезно, прежде чем дети приступят к рисованию на бумаги, провести “рисование в воздухе” или пальчиковую гимнастику. В ходе таких игр и упражнений дети начинают непроизвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер, движения, темп и ритм.

Занятия по изобразительной деятельности тесно связаны с игрой, поэтому в процессе обучения той или иной темы мы подготовили вместе с воспитателями ряд наглядно – дидактических игр, благодаря которым дети лучше запоминают особенности и элементы народной росписи.

Это такие игры как: “Укрась сарафанчик дымковской барышни”, “Продолжи узор”, “Найди одинаковые узоры на чашках”, “Какой элемент лишний” и т.д.

Обучение детей той или иной росписью строится от простого к сложному, от простых линий и точек к узорам и орнаментам. Педагог вначале показывает самые простые элементы. В гжельской росписи это будут “капельки”, “точки”, “линии”. В хохломской росписи “травки”, “осочки”, “завитки” и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на размер “капелек”, толщину линий.

Рисунок 6

Рисунок 7

Напоминает детям правила работы с кистью и только после этого показывает, как из простых незатейливых элементов получаются красивые узоры. В процессе такого наглядного “превращения” точек, кружочков и простых линий в орнамент у ребёнка пропадает чувство страха перед листом бумаги и кисточкой. Народно-декоративная роспись богата разнообразием красок, но дети должны знакомиться с этим богатством постепенно. От основных цветов красного, зелёного, синего и жёлтого до их оттенков. Ребят учат смешивать краски, учитывая яркость и насыщенность характерную для данной росписи, но при этом, не забывая об особенностях цветовосприятия у детей со зрительной патологией.

В процессе всего обучения детей декоративному рисованию идет важная коррекционная работа, направленная на компенсацию зрительной недостаточности. Благодаря изобразительной деятельности у детей улучшается зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, зрительная память и внимание, воображение, навыки ориентировке в пространстве. Предлагаю использовать в работе по ознакомлению с декоративным рисованием следующее:

– предварительная работа должна включать в себя беседы, рассказы об истории народного промысла, выставки, подбор литературного материала (стихи, сказки, фольклор) и дидактические игры;

– наглядно-дидактический материал должен отвечать офтальмо-гигиеническим требованиям, на занятиях должны присутствовать яркость, новизна и красочный материал;

– планирование занятий должно строится от простого к сложному, от простых линий и точек до составления растительных орнаментов различной сложности;

– в работе с детьми обязательно должен соблюдаться принцип индивидуально – дифференцированного подхода, прежде чем приступить к занятию педагог должен учесть диагноз, остроту зрения и общее развитие ребенка, например, если один ребёнок может нарисовать самостоятельно, то другому можно и нужно дать трафарет или разрешить обвести по контуру;

Рисунок 8

– обязательно учитывается рабочая поверхность (вертикальная или горизонтальная), ребёнок со сходящимся косоглазием должен работать на специальной подставке или мольберте;

– после каждого занятия по рисованию и длительной зрительной нагрузки проводить упражнения на снятие зрительного напряжения;

А для того чтобы сделать знакомство детей с декоративным рисованием более интересным и запоминающимся давайте чаще использовать в игровой и повседневной деятельности детей изделия народных промыслов, которые дают богатый материал для составления описательных рассказов, сказок, разучивания наизусть народных потешек и стихов. В узорах и орнаментах декоративных росписей, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. В процессе рисования узоров формируются навыки и умения ориентироваться на листе бумаги разной формы. Это способствует развитию элементарных математических представлений.

Но главная задача в ознакомлении с народно прикладным искусством – это воспитать у детей любовь к народному творчеству и желание творить самим. Искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства и мысли. Общаясь со взрослыми, ребёнок открывает для себя новые чувства, их эмоциональные оттенки; впервые начинает переживать радость познания, тревогу за другого, гордость за свой успех. А.А. Грибовская писала “…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества”.

К оценке результатов детских работ следует подходить индивидуально, с учетом состояния зрения детей и уровня общего развития. Важно, чтобы взрослый был способен отнестись к детской работе как к произведению творчества и вместе с ребёнком увидеть все её положительные стороны. В результате такого отношения у ребёнка появляется осознание значимости собственных достижений и внутреннее ощущение успеха, которое необходимо при освоении любой деятельности. Работа и сам творческий процесс должны доставлять детям удовольствие и желание продолжать учиться дальше. Приведённый выше опыт работы дал положительные результаты. В нашем саду была создана система работы по ознакомлению дошкольников с нарушением зрения с народным декоративно – прикладным искусством во всех возрастных группах.

Рисунок 9. “Юбка для барыни”. Элементы дымковской росписи.
Средняя группа.

Литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для слабовидящих детей пор редакцией Плаксиной Л. И. Москва “Просвещение ” 1997 г.

  2. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Под редакцией Безруких М.М. 2001 г. “ВЛАДОС”

Примерная сетка занятий по декоративному рисованию в детском саду компенсирующего вида(для детей с нарушением зрения).

 

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Дымковская

роспись

2 занятия

3 занятия

2 занятия

2 занятия

Филимоновская

роспись

--

4 занятия

4 занятия

2 занятия

Городецкая

роспись

--

2 занятия

4 занятия

2 занятия

Гжельская

роспись

--

--

4 занятия

4 занятия

Хохломская

роспись

--

--

--

4 занятия

Приложение. Примерное планирование и рекомендации тифлопедагога по ознакомлению и обучению детей с нарушением зрения декоративному рисованию.

Продолжение статьи