Цель: углубление экологических знаний учащихся.
Задачи:
- развивать речь учащихся, интерес к познанию окружающего мира, навыки
- самостоятельной и групповой работы учащихся;
- формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать материал;
- воспитывать бережное отношение к природе, экологические чувства.
Наглядность: физическая карта Казахстана с заповедниками, интерактивная доска, Красная книга.
Тип урока: урок-обобщение.
Методы урока: словесный, наглядный, практический, поисковый.
Формы урока: групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка, милый мой дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке - ручки, книжки и тетрадки?
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас заключительный урок по разделу "Многообразие животного мира". Посвящён он будет экологическим проблемам – охране и защите флоры и фауны. На уроке мы повторим полученные знания о животных, познакомимся с животными, занесенными в Красную книгу Казахстана, в группах подумаем над тем, как сохранить растительный и животный мир нашей Республики.
3. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется в виде игры "Крестики-нолики". Учащиеся ставят "+", если ответ положительный, "0", если ответ отрицательный.
1. Верно ли, что лиса, заяц, тюлень, морж- млекопитающие? (+)
2. Прячутся ли насекомые перед зимой? (+)
3. Верно ли, что перелётные птицы в тёплые края не улетают? (0)
4. Ласточка, соловей, скворец, кукушка- зимующие птицы? (0)
5. Действительно ли человек использует лошадь, верблюда, оленя как транспортное средство? (+)
6. Верно ли, что страусы, пингвины- нелетающие птицы? (+)
7. Правильно ли, что тритоны, жабы, ящерицы- пресмыкающиеся? (0)
8. Верно ли, что у медведя зимой появляются детеныши? (+)
9. Согласны ли, что зайцу хвост служит рулём, а иногда и парашютом? (0)
10. Нужно ли заботиться о птицах зимой? (+).
4. Работа над новым материалом.
Сегодня мы познакомимся с новой книгой. Страницы этой книги окрашены в разные цвета. На чёрных страницах списки животных, которых уже нет на земле.
На красных исчезающие животные.
На жёлтых- те, количество которых быстро уменьшается.
На белых страницах - животные, численность которых была всегда невелика. Это редкие в природе виды.
На зелёных - животные, которых удалось спасти.
Экскурсоводом по страницам этой необычной книги будут ваши одноклассники. Они сами подбирали материал об исчезающих животных и растениях, и теперь будут водить вас по страницам Красной книги и рассказывать о жизни зверей. А страницами книги будут слайды.
В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Этот союз выпустил первую книгу об исчезающих животных. Книга называлась "Красная книга фактов". Она была напечатана на отдельных листах разного цвета, чтобы показать степень опасности, которая грозит животному или растению. Позже была выпущена книга на английском языке. Её назвали международной Красной книгой и перевели на разные языки мира.
Красная книга- это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы. Демонстрируется Красная книга.
В книгу попали снежный барс и фламинго, кулан и беркут, джейран и белый журавль, лебеди и многие другие звери и птицы.(Слайды 2-10)
Итак, поочерёдно открываем страничку с куланом, архаром, фламинго, дрофой, тянь-шаньской елью, тюльпаном Грейга. (О каждом представителе рассказывают дети) (Слайды 11-12)
5. Физминутка.
Раз - прыжок, и два - присядка. Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят сладко потянуться.
Обязательно зевнуть, ловко хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть. И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый широко разводит лапы.
То одну, то обе вместе. Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - начинайте всё сначала! (Слайды 13-16)
6. Работа в группах. Вы увидели тех представителей, о которых заботится государство.
Теперь вы знаете, что их совсем мало на нашей планете. А какие законы создали бы вы сами, чтобы сохранить и увеличить численность этих прекрасных видов?
Дети " создают "законы по охране животного и растительного мира, которые в конце урока вывешиваются кластером. Доказывают его необходимость для охраны животного и растительного мира.
Не рвать на природе цветы
Не разжигать в лесу костров.
Не разорять гнёзд.
Не загрязнять природу.
Садить больше деревьев.
Не ловить бабочек, стрекоз, шмелей, др. насекомых.
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
7. Рефлексия.
Что запомнилось на уроке?
8. Домашнее задание: создать знак, запрещающий небрежное отношение с природой.