Игра-путешествие "По волшебным тропинкам в чудесный мир сказок"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Оборудование: портреты поэтов и писателей. Школьная доска оформлена в виде сказочно украшенной двери, к мероприятию дети и библиотекарь готовят книги различных авторов, рисуют красочные иллюстрации к сказкам, делают аппликации с изображениями героев сказок.

Ход мероприятия

I. Вступительная беседа.

Ведущая: Сегодня у нас необычный урок - путешествие в добрый, веселый, волшебный чудесный мир сказок. Трудно сказать, где впервые появилась сказка, мы не можем назвать имени того древнего русича, который первым рассказал сказку «Аленький цветочек» или «Иван – царевич и Серый волк». Мы не знаем, в чьем творческом воображении родились царевна – лягушка, жар – птица, баба – яга. У многих народов есть сказки с похожими героями.

Еще в Древнем Египте, можно было услышать рассказ о том, как герой, чтобы добыть себе невесту, должен был на своем коне допрыгнуть до окна красавицы, сидящей высоко над землей. Но мы можем точно сказать, что у каждого народа и во Франции, и в Китае, и на Руси были люди, которые сказки слушали, а были люди, которые сказки рассказывали. По-разному называли их в народе – скальды, трубадуры, ашуги, старинщики, сказители. Это новые для вас слова, теперь вы знаете, что они обозначают.

Сказитель – так называют рассказчика сказок на Руси. Это мастер, знаток русского слова, выдающийся исполнитель, которого всегда ценили и уважали. Особым уважением пользовались сказочники на промыслах. На севере, в Сибири осенью и зимой мужчины отправлялись в море, в тайгу, на лесозаготовки или охоту. Световой день для работы был короток, приходилось коротать долгие зимние вечера и, собравшись в одной избушке. Люди ждали встречи со сказкой. Вот тут-то и выступали на сцену сказочники или старинщики (от слова старина). Их обязательно приглашали с собой на промысел. Кроме того, сказкам придавалось и магическое значение. Считалось, что сказки отвлекают лесных духов и лучше идет охота. Сказки рассказывались, чтобы водяной не сердился и разрешил пользоваться богатством моря. Сказители знали много сказок и эти сказки, рассказанные нашим прабабушкам, потом бабушкам и мамам, читаем сейчас и мы.

II. Встреча со сказкой

Ведущая: И мне сегодня тоже захотелось побывать в роли сказительницы и рассказать вам сказку.

Сказка о богатом купце

В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных монет. Но главное свое богатство хранил он за семью дверями, восемью замками. И были этим богатством – сказки. Каждый раз требует купец новую сказку. Послушает, ухмыльнется себе в усы и спрячет сказку в сундук. Совсем не осталось на земле сказок. А купец только и кричит: «Давай сказку».
Вот однажды, пришел к купцу мудрец и говорит: «Я расскажу тебе новую сказку, но длинную, длинную”.
Обрадовался купец, приготовился слушать. Начал свою сказку мудрец: «Жил был купец. И была у купца одна забава – собирал он сказки и прятал их в тяжелые сундуки”.
– Дальше, дальше, – кричит купец.
– А дальше, я завтра расскажу, – отвечает мудрец.
На следующий день мудрец продолжает:
– Глупая это была забава, но не понимал этого толстый барин и каждый день требовал новую сказку.
– Дальше, дальше, – кричит купец.
– А дальше я завтра продолжу – говорит мудрец.
На следующее утро опять мудрец приходит к своему господину.
– Не тяни, рассказывай быстрее, – просит купец.
Да только начал мудрец говорить, как догадался он, что смеются над ним, одурачили его. Считал он себя умным человеком и не выдержал злой шутки. Стал он дуться, надуваться, да и разорвался на части. С тех пор полетели сказки во все концы земли. Каких только сказок там не было: и сказки о животных, и о детях, и о растениях, и бытовые сказки, и волшебные. Люди ловили эти сказки, так друг другу рассказывали, а некоторые переделывали и записывали. А мы с вами их прочитали и к себе в гости позвали.

III. Встреча с героем сказки

Ведущая: А вот и первый гость.

(под музыку входит Буратино)

Буратино:

– Здравствуйте, ребята!

– Сколько гостей у вас сегодня!

– А вы узнали меня? Как меня зовут?

– А из какой я сказки? Кто ее автор?

– Ой, да у вас тут и дверь, которую я ищу. К этой двери подходит мой золотой ключик. Попробуем ее открыть

Ведущая:

– Подожди, подожди Буратино. Ты очень торопишься открыть чудесную дверь.

– Вспомни, сколько тебе пришлось выдержать испытаний, прежде чем ты нашел дверь в сторожке папы Карло.

– Пусть и ребята попробуют пройти через некоторые препятствия, ведь дверь в сказку так просто не открывается.

Буратино:

– А какие препятствия?

Ведущая:

– Давай, сначала проверим: хорошо ли они знают твою сказку ,

Викторина: «Да – Нет» по сказке «Приключения Буратино» А Толстого.

  1. Сказку про Буратино написал С. Михалков? (нет)
  2. Алексей Толстой? (да)
  3. Отца Буратино зовут Джузеппе? (нет)
  4. Отца Буратино зовут Папа Карло? (да)
  5. Буратино познакомился с куклами в театре? (да)
  6. Хозяина театра звали Карабас-Барабас? (да)
  7. Пьеро был злой и страшный? (нет)
    – А кто был злой и страшный?
  8. Пьеро любил Мальвину? (да)
  9. Мальвина сбежала из театра? (да)
  10. Ей помогали лиса Алиса и кот Базилно? (нет)
  11. В Страну дураков Буратино повели лиса и кот? (да)
  12. Буратино вырастил золотое дерево?(нет)
  13. Золотой ключик дала Буратино крыса Шушара? (нет)
    – А кто дал Буратино золотой ключик?
  14. Черепаха Тортила жила в болоте? (да)
  15. Буратино открыл потайную дверь?(да)
  16. Свершилась мечта Карабаса-Барабаса? (нет)
  17. Победила доброта и дружба? (да)

Ведущая: Молодцы, ребята. Эту сказку вы знаете, И ты, Буратино, можешь открыть нам сказочную дверь. Увидим, что нас ждет дальше.

Открывается палата
Смотрим, чем она богата,
Нет ли там чудовища,
Есть ли там сокровища.

Ведущая (открывает дверцы на доске): За этой сказочной дверью много интересных заданий заготовлено. И первое задание приготовила для ребят библиотекарь. Ты, Буратино, отдохни, а ребятам предстоит ответить на ее вопросы

IV. Задание библиотекаря

Библиотекарь:

– Какие бывают сказки?

Ответы детей: волшебные, о животных, бытовые сказки, народные, литературные.

Я к вам на урок шла, книги несла, да видно черная кошка через дорогу перебежала и все книжки перепутала. Как теперь разобраться, где сказки, а где не сказки?

Детям предлагаются несколько книг, среди которых ребята отбирают сказки и объясняют, почему они выбрали их. Свои ответы дети обосновывают, опираясь на иллюстрации на обложках, название книги, фамилии авторов (Пушкин, Гауф, Гримм, Перро), на оглавление, предисловие. Оформляется выставка книг.

– Выставка книг отличная получилась. Но, я знаю, что вы тоже не с пустыми руками на занятие пришли. Много сказок приготовили, давайте теперь вас послушаем.

V. Творческие задания детей

Первая группа детей представляет задания по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»

1 группа (инсценировка)

– Мы выбрали сказку про Ивана, про его приключения.

– Как в суседки он попал,
– Как перо свое проспал.
– Как хитро поймал Жар-птицу,
– Как похитил Царь-девицу.
– Как он ездил за кольцом.
– Как был на небе послом.
– Как он в солнцевом селенье
киту выпросил прощенье.
– Как к числу других затей
спас он тридцать кораблей.
– Как в котлах он не сварился,
– Как красавцем учинился.

Хором.

Словом, наша речь о том,
как он сделался царем.

Вопросы:

– Какая это сказка? Кто ее написал?

(«Конек-Горбунок» Написал ее Петр Павлович Ершов.)

2 группа (инсценировка)

А теперь посмотрите отрывок из другой сказки и приготовьтесь ответить на наши вопросы.

(Выходит ученица в костюме Жар-птицы)

Я медведя не боюсь,
От лисы я схоронюсь,
Улечу и от орла
Не догонит в два крыла.
А боюсь я только слез,
Ночью дождика и рос.
И от них умчусь я
За леса и за моря.
Свету, Солнцу я сестрица
А зовут меня … (Жар-птица.)

Вопросы:

– В какой сказке пела эту песню Жар-птица?

(А. Толстой «Жар-птица»)

Ведущая: Но Жар-птица у нас непростая. Хвост у нее такой чудесный, и перья у хвоста непростые, а заколдованные. Наверно, каждый бы хотел получить перо Жар-птицы. А для этого нужно их расколдовать, а это очень просто. Кто ответит на вопрос пера, тот его расколдует и в награду получит.

А первое перо получит тот, кто скажет, в каких еще сказках есть этот персонаж. («Иван-царевич и серый волк», « Жар-птица и Василиса царевна»).

Вопросы на перьях

  1. Назовите имя несчастного юноши, о котором идет речь в отрывке? Почему с ним приключилась беда?
    «…В один миг юноша стал так же безобразен. Туловище съежилось и едва удерживало огромную бесформенную голову с большими вытаращенными глазами и широким безобразным ртом. Вместо косы сзади повис деревянный плащ, при помощи которого можно было управлять нижней челюстью…»(Молодой Дроссельмейер из сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)

  2. Где вы встречались с этим персонажем и кто автор сказки?
    «…Был одет во все желтое с Ног до головы, а на желтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик…»
    (Принц Лимон из сказки Д. Родари «Приключения Чипполино»)

  3. Кто это? Где вы с ней встречались? Кто автор этого произведения?
    «…Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, пока наконец не превратилась в женщину, из миллионов снежных звездочек, она была так привлекательна и нежна, изо льда, из ослепительного снежного льда, и все же живая...»
    (Снежная королева из сказки «Снежная королева» Г.Х. Андерсена)

  4. Кто эта красавица? Из какой сказки? Кто написал ее?
    Правду молвить, молодица
    Уж и впрямь была царица.
    Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла.
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива.

  5. А что это за чудовище? Из какой сказки?
    «…Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные. спереди-сзади горбы, весь лохматый от верху до низу. Изо рта торчали кабаньи клыки, а глаза были совиные...»
    (Зверь лесной, чудо морское. «Аленький цветочек» С. Аксаков)

  6. Как имя этого персонажа? Кто автор сказки?
    «…Неужели это он? Глаза у него стали меньше, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом был такой же, как семь лет назад, совсем маленький...»
    (Карлик Нос из сказки В. Гауфа)

  7. Назови фамилию автора и название сказки, в которой есть эти строки.
    «…Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем, у нее бедной, руки окостенели и пальчики побелели...»
    (Одоевский «Мороз Иванович»)

  8. Вы, конечно, знаете героев сказки «Огниво» Сколько собак встретил солдат в подземелье, и, какие глаза были у каждой собаки? Кто автор этой сказки?
    (У первой собаки – чайные блюдца,у второй – как мельничные колеса, у третьей – как башни Г.Х. Андерсен «Огниво»)

Ведущая: Перья Жар-птицы мы расколдовали. Про героев сказок составлено много загадок. Попробуйте-ка их отгадать.

Загадки

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
вытащил Он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор … (Айболит)

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена – … (Крокодил)

Он и весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок – … (Винни-Пух)

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется … (Чебурашка)

Ведущая: А теперь опять сказка? Как она называется, и, кто ее автор, вы скажете, когда посмотрите отрывок из этой сказки. Ее представят ребята из третьей группы.

3 группа (представляет инсценировку отрывка из сказки Бр. Гримм «Лиса и гуси»)

Вопросы:

– В каких еще сказках есть герои гуси, лебеди?

(Г. Андерсен «Дикие лебеди», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане….,» , Русская народная сказка «Гуси-лебеди» , Сельма Лагермар «Чудесное путешествие Нильса» )

VI. Интеллектуальная игра

(Дети разделились на 3 команды. В игре 3 тура. Итоги подводит жюри)

Вопросы первого тура

На доске иллюстрации к сказкам.

  1. Маша и медведь
  2. Мороз Иванович
  3. Лиса и журавль
  4. Кот, лиса и петух
  5. Красная шапочка
  6. Бременские музыканты

1. Вопрос

– В какой из этих сказок есть персонаж, который мог бы так сказать:

– Раздень меня, разуй меня!

– Ты меня, работушка, не бойся. Я тебя не трону!

(Ленивица из сказки «Мороз Иванович»)

2. Вопрос.

– Послушайте песенку. Ее поет маленькая веселая девочка. Назовите ее имя. Из какой она сказки. (звучит песенка про Красную шапочку)

(Красная шапочка).

Вопросы 2 тура

На доске изображения следующих героев сказок:

  1. Карлсон
  2. Карандаш
  3. Красная Шапочка
  4. Щелкунчик
  5. Айболит
  6. Царевна-лягушка
  7. Петух
  8. Незнайка

1. Вопрос

– Кто не знает этой сказки, сказки о добром отзывчивом сердце. Никакие преграды не страшны ему, идущему на помощь другим. Назови героя известной сказки К.И. Чуковского. (Доктор Айболит)

2. Вопрос

– Этот герой очень популярный персонаж в народных и литературных сказках о животных. То его украла лиса, то он сам гонит лису из избушки, помогая бедному зайцу. Это о нем загадка.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Петух)

Вопросы 3 тура

На доске портреты поэтов и писателей.

  1. Валентин Катаев
  2. Аркадий Гайдар
  3. Владимир Маяковский
  4. Александр Пушкин
  5. Лен Кассиль
  6. Александр Блок
  7. Лев Толстой

1. Вопрос

Кому из авторов принадлежат эти строки?

Лета, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
(В. Катаев «Цветик-семицветик»)

VII. Подведение итогов.

Ведущая: Ребята, занятие наше заканчивается, но ваше путешествие не заканчивается. Оно только начинается, ведь вам еще предстоит встретиться с героями очень многих сказок. Давайте отправимся в путь на паровозике с песней «Голубой вагон».

Мероприятие заканчивается исполнением песни.