Актуальность: Традиционная школа представляет основной результат работы в виде ученических знаний, умений, навыков, и оценочная система настроена на то, чтобы регулировать процесс их получения путем подсчета поставленных учителем баллов, в рамках такого подхода не определяют глубину и объем индивидуальных знаний, степень и характер личных усилий учащихся, а лишь уровень усвоения ими единообразной государственной программы.
Цель работы: Рассмотрение процесса и функций оценивания знаний учащихся; требования к оцениванию; разработка методов, форм, педагогические условий организации учебной деятельности, способствующих формированию оценочной самостоятельности учащихся при обучении математике; раскрытие последовательности процедур, обеспечивающих самооценку учебной деятельности.
Задачи:
- повысить качество образования на основе более точного определения достигнутых результатов;
- повысить достоверность и надежность процедуры определения степени обученности учащихся;
- сформировать оценочную самостоятельность учащихся;
- обеспечить рефлексию и самоконтроль в процессе деятельности учащихся.
Содержание
1) Преемственность в подходах безотметочного обучения
К концу начальной школы умение учиться самостоятельно еще не может быть сформировано. Мониторинг показал, что учащиеся хорошо выполняли пошаговую инструкцию в тестовых заданиях, но качество выполненных заданий резко снижалось в тех случаях, когда возникала необходимость контролировать каждый этап своей работы, проверять себя, то есть осуществлять самоконтроль и самооценку.
Навыки самостоятельного поиска ответов на собственные вопросы, а также умение самостоятельно проверять собственные гипотезы – эти грани умения учиться формируются в средней школе.
В 5-6 классах использую следующие методические приемы:
- Использование наглядности, но с учетом типа учеников по возможностям индивидуального обучения (у кого-то развито зрительное восприятие, у кого-то слуховое, механическое, особый тип мыслительной деятельности и т. д.)
- Учет индивидуального стиля обучения. Тип мышления ученика, темпа работы, особенности восприятия и запоминания.
- Поощрение детей на виду у всего класса. Умение найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
- Создание обстановки успеха, учить радоваться победам других и подбадривать проигравших.
В 5 классе применяю бездвоечный метод обучения в первой четверти, который позволяет успешно решать многие проблемы этого сложного периода, и безотметочный метод при отработке учебного материал, который обеспечивает комфортные условия пребывания ребенка в иной среде снимая эмоционально-стрессовые состояния.
Большое внимание уделяю развитию интереса к предмету:
- Для создания положительной мотивации включаю интересные вопросы по ходу разбора нового материала.
- Использую нестандартные формы при выполнении домашних заданий (придумать кроссворды, викторины, ребусы, сказку, рассказ).
- Организую обобщающие тематические уроки в форме познавательной игры с использованием викторин, соревнований по командам.
В своей работе использую приемы, способствующие стимулированию и положительной мотивации учащихся в учебно-познавательной деятельности.
а) Самостоятельный выбор деятельности учащихся
Например, 6 класс, тема «Раскрытие скобок»
На доске записываю учебные единицы, которые необходимо выполнить в течение урока:
- найди ошибки №536 – 539
- тест №540
- раскрой скобки и упрости №541, 542, 544-547
- решение уравнений №548-551
(6 класс. Учебник Математика Зубарева, Мордкович)
Предлагаю учащимся выбрать форму деятельности для выполнения этой работы:
- И – индивидуально (самостоятельно)
- Г2– групповая (парная) работа
- У – работа с учителем
При работе с учителем: учащиеся садятся в круг вместе с учителем и разбирают задания, если ученик понял, учитель садится к другим ученикам. В ходе работы учащиеся могут сменить вид деятельности.
б) при проведении срезовых работ по теме около задания прошу указать учащихся, каков уровень усвоения этого навыка.
в) для обеспечения самоконтроля и взаимоконтроля при проверке домашнего задания использую самопроверку и взаимопроверку (по эталону и без него).
г) объем домашнего задания учитывается с учетом запроса ученика. (выбери: задания, при выполнении которых испытывал затруднения в классе; задания, которые помогут тебе выполнить контрольную работу).Использую творческие домашние задания: составь проверочную работу по определенной теме, составь числовое выражение, используя действия с дробями.
2) Оценочная деятельность ученика
Организация обучения на основе внутренней мотивации связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке.
Процедура самооценки включает в себя:
1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;
Например, для выработки вычислительных навыков учащихся, использую прием «Пятерка сильнейших»
В системе использую вычислительные пятиминутки. Для анализа результативности и создания мотивации учения веду учет выхода в лидеры в течение недели:
| Ф. И. | Азанов М. | Богомолова М. | Горбатов Ф. | Дигилев Д. | Ильиных С. |
| Число выходов в лидеры | 3 | 5 | 1 | - | 1 |
А также оформляю выставки с лучшими творческими работами учащихся на стенде «Математическая гостиная».
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
Для получения текущих оценочных суждений при прохождении учебного материала составляю срезовые работы (входные в начале урока), с этой целью тему разбиваю на учебные единицы. Например, 6 класс, тема «Кратные и делители». Выделяю следующие учебные единицы: нахождение кратных числа, делителей числа, НОК, НОД, сокращение дробей и приведение дробей к общему знаменателю. Свою деятельность по выполнению работы учащиеся оценивают самостоятельно на уровне «справился», «не справился», «затрудняюсь». После выполнения срезовой работы ученики разделяются на группы достигнувших усвоения учебной единицы и не достигнувших. Результаты срезовой работы рассматриваю вместе с учениками как указание на необходимость внести коррективы в процесс обучения.
3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;
Для обеспечения ситуации, когда эталон оценивания учащимся известен и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты использую пошаговое выполнение заданий:
Математическая цепочка

Игра «Молчанка»
![]()
В ходе выполнения заданий учащимся и учителю легко проследить на каком этапе допущена ошибка. Также использую следующие приемы:
- Учащимся предлагаю задания выполнить самостоятельно. Затем ученик сверяет его с эталоном (записанным на обратной стороне доски). Для установления обратной связи на доске фиксируется число учащихся, справившихся с заданием. Затем подводим итоги: сколько человек справилось с заданием, в чем ошиблись не справившиеся.
- На доске идет разбор учителем или сильным учащимся сложного задания. Учащиеся внимательно прослушивают решение, не записывая в тетрадь, затем учитель убирает объяснение с доски, а учащиеся самостоятельно воспроизводят решение. Затем выходим на взаимопроверку (выбор консультантов) и переходим к следующему этапу – выполни аналогичное задание. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и концентрации внимания.
4. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Для составления учениками собственной программы деятельности ввела зачетные работы в форме нарешивания заданий. Определяю продолжительный промежуток времени для выполнения 20-25 заданий (месяц, четверть). Учащиеся в свободном режиме выполняют задания и сдают отчет о проделанной работе. Во время прорешивания ведем открытый журнал, где учащиеся фиксируют количество выполненных заданий.
Открытый журнал
| Список учащихся | №554 | №555 | №556 | №557 | №558 | №559 | №560 | №587 ... |
| Азанов Максим | + | + | + | |||||
| Колодкин Миша | + | + | + | + | + | + | + | + |
После выполнения работы предлагаю учащимся написать PS, в котором учащиеся анализируют свою деятельность.
Для оценивания использую рейтинг класса (кто больше правильно выполнил заданий).
3) Организация рефлексивного управления
Системная рефлексия позволяет учителю совместно со школьниками определить новые направления в построении взаимодействия на учебных занятиях, а значит повысить их эффективность за счет включения в активную деятельность самих учащихся. Тем самым ученики становятся субъектами педагогической деятельности.
Общую логику рефлексивного управления можно представить в следующем виде:
- организация учителем получения информации для раскрытия содержания своего прежнего опыта;
- раскрытие содержания субъективного опыта учащихся посредством инициирования учителем их рефлексии;
- совместная постановка общих задач и задач индивидуальной учебной деятельности;
- инициирование учителем рефлексии учащихся по поводу процесса постановки общих и индивидуальных задач;
- рефлексия собственных действий по постановке задач;
- совместное конструирование логики учебного занятия и его структуры на основе выявленных учебных возможностей учащихся;
- индивидуальное конструирование своей деятельности;
- совместное определение критериев результативности совместной и индивидуальной деятельности;
Для организации рефлексивного управления непосредственно на учебных занятиях предлагаю школьникам провести анализ собственной деятельности в форме выполнения работы вида «Проверь себя».
Выполняя работу, ученик проводит самоанализ (в чем ошибся, проанализируй свою ошибку).
Например, 6 класс, тема «Решение уравнений».
Перед выполнением работы «Проверь себя» предлагаю учащимся шкалу отметок (отметь, как ты считаешь, на какую отметку усвоил материал?).
![]()
Прошу учащихся проанализировать, на каком этапе алгоритма по решению уравнений они испытывали затруднения. На доске появляется открытый журнал затруднений:
Алгоритм решения уравнений
а) раскрытие скобок – 3 чел.
б) подобные слагаемые – 4 чел.
в) перенос слагаемых – 7 чел.
г) подобные слагаемые – 3 чел.
д) неизвестный множитель
Предлагаю учащимся учебный материал, в которых они испытывают большие затруднения:
а) перенос слагаемых
-27х + 220 = -5х
7а = -310 + 3а
-2х+16= 5х –19
25 –3b = 9-5b
3 + 11у = 203 + у
Запишите выражение после переноса слагаемых.
Затем провожу самопроверку и анализирую, кто не ошибся, но считал, что мог допустить ошибку (сравниваю результаты с журналом затруднений).
Аналогичную работу провожу по следующей учебной единице – приведение подобных слагаемых.
Используя этот прием, наблюдаю, как ученики рефлексируют свою учебную деятельность, я не называю учащимся ошибки и недочеты, а лишь фиксирую внимание на том, каким образом появились эти ошибки и что нужно сделать, чтобы избежать их в последующей работе.
Следующий этап работы на уроке – выполнение работы «Проверь себя» или «Пробы своих сил».
3 (х-1) = 2(2-х)+6 |
1 балл |
5 (х+2) = 4 (3-х) +7 |
1 балл |
7\8х + 3 (2-5\8х)=5 |
2 балла |
-31\2 х – 5 = 3-2х |
0,5 балла |
-8х-3=-6х+10 |
0,5 балла |
2,5 (3х-2)-4(2х+0,5) = -4 |
2 балла |
Учащиеся выбирают задания на определенное количество баллов. Эту же форму использую при проведении проверочных и контрольных работ. Допустим, контрольная работа включает в себя 6 заданий, каждое успешно выполненное задание оценивается соответствующей суммой баллов. Всего за выполнение работы можно получить N баллов. Для того, чтобы получить отметку «5» достаточно набрать (N-1) балл. Возможность выбора стимулирует деятельность учащихся, как бы подталкивает к «пробе своих сил», вселяет уверенность в возможный успех, создает спокойный эмоциональный фон в процессе выполнения работы.
Проведение контроля знаний учащихся в данной форме, помогают учащимся правильно определить уровень усвоения учебного материала.
4. Приемы оценивания учебных достижений учащихся
Необходимо обеспечить рефлексию и самоконтроль в процессе деятельности учащихся на уроке:
- при проверке домашнего задания – (самопроверка, взаимопроверка по критериям).
- при изучении нового материала – ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту восприятия материала.
- при рефлексии на конец урока – над чем поработать?
Для того, чтобы оценка была наиболее действительной и способствовала успеху учеников, необходимо действовать дифференцированно. С этой целью применяю метод «Отсроченной отметки»: если ответ ученика окажется слабым, то целесообразно применить метод отсроченной отметки (двойки – в журнал за проверочные работы не выставляются; отметки выставляются по желанию учащегося). Ученику предоставляю возможность улучшить качество своего учебного труда, у ученика возникает стремление овладеть лучше учебным материалом, т.е. этой мерой приводится в действие стимулирующая функция оценки.
За счет этого метода устраняется негативное влияние отрицательных оценок на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся, воспитывается трудолюбие и прилежание у учащихся и их положительные мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Тест школьной тревожности Филипса позволил нам сравнить и выявить различия некоторых факторов. предъявления себя другим, демонстрацией своих возможностей.
Самым высоким процентным показателем выявлен фактор страха ситуации проверки знаний. В 5-м классе он составил 58%, что на 28% больше, чем в 6-м классе (30%). Большинство учащихся в 5-м классе испытывали негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки своих знаний (особенно – публичной)
Если проанализировать анкету по отдельным вопросам, то можно увидеть следующую картину:
| Вопросы анкеты | 5 класс, 2004-2005 уч.г. |
6 класс, 2005-2006 уч.г. |
| Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? | 100% | 95% |
| Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? | 95% | 86% |
| Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? | 80% | 86% |
| Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? | 75% | 82% |
| Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? | 45% | 77% |
| Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? | 65% | 77% |
| Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? | 80% | 77% |
| Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? | 85% | 68% |
Опросник показывает, что изменение форм оценочной деятельности ученика может способствовать повышению успешности обучения.
В ходе исследования проанализировала результаты выполнения контрольных работ одних и тех же учащихся с 1 по 6 класс и сравнила качество обучаемости в начальной школе (1-4 класс) и основной школе (5-6 класс).
Исследование показало, что у 61% учащихся повысилось качество обучаемости.