Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий у детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Успешное овладение природоведческих знаний детьми с ограниченными возможностями здоровья зависит от правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования, адекватного выбора методов и приёмов обучения, опоры на личный чувственный опыт, связь обучения с окружающей действительностью, а также учёта интеллектуальных и психических особенностей детей, осуществления коррекционно-развивающей направленности обучения.

Учитывая уровень наглядно-образного мышления детей, который точнее можно было назвать наглядно-схематическим, одним из путей формирования природоведческих понятий на уроках ЗОМ я выбрала работу с зрительными опорами-схемами. Схемы разнообразны: это схемы-опоры, схемы – инструкции, динамические схемы, схемы-рисунок. Именно схемы помогают выделить из всех признаков предмета существенные, демонстрируют структуру формируемого понятия, открывают основные взаимосвязи и отношения в изучаемых объектах, направление и результат природных объектов. Схемы помогают детям сосредоточить внимание на главном, глубже усвоить логическую сущность понятия, облегчают усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала. Схемы помогают из единичных закономерностей выводить общие, позволяющие легко объяснить причины сложных природных явлений. Моделирование, т.е. создание схем, учит учащихся мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения на поставленный вопрос. Работа со схемами развивает познавательную активность учащихся, т.к. опираясь на них, дети становятся более уверенными в своих знаниях, учатся самостоятельно составлять связный рассказ или высказывание, рассуждение на заданную тему.

Мне как учителю схемы позволяют руководить мыслительной деятельностью учащихся на уроке в зависимости от поставленных целей и задач, а также использовать на разных этапах урока.

Работа по схемам идёт в двух вариантах:

  • предъявляется уже в готовом виде и по ней идёт объяснение нового материала;
  • составляется по ходу всего урока, а на этапе итогового контроля используется для фронтального и индивидуального закрепления и оценивания качества полученных знаний.

Результатом применения опорных схем послужило создание основ для формирования природоведческих понятий, обеспечение достаточного уровня усвоения обязательного минимума содержания начального естественнонаучного образования в соответствии с основными требованиями государственных стандартов обучения, развитие и коррекция личностных качеств ребёнка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Схема 1. Формирование о взаимосвязи живой и неживой природы.

Основными обобщающими понятиями являются: природа живая и неживая, растения, животные, человек, общество, продукты труда человека. Впервые вводится во 2 классе в виде рисунков-символов, близких к образу самого предмета. В 4 классе ввести словесные обозначения. Схема носит универсальный характер, т.к. применима при изучении всех тем и позволяет систематизировать природоведческие понятия всего курса природоведения.

Схема 2. Жизнь диких животных зимой.

В схеме отражены экологические механизмы адаптации живых организмов к изменению среды, физиолого-морфологические и поведенческие приспособления животных к новым условиям.

Схема 3. Осенние изменения в неживой природе.

Прослеживаются и устанавливаются связующие звенья среди компонентов неживой и живой природы, позволяет систематизировать знания о последовательности изменений в неживой природе в связи с приходом осени.

Схема 4. Весенние изменения в неживой природе.

Установление взаимосвязей между компонентами в неживой природе в связи с приходом весны.

Схема 5. Солнце над линией горизонта.

Схема применяется при изучении темы «Осенние изменения в природе» и «Весенние изменения в природе». Схема помогает из единичных закономерностей выводить общие, т.е. помогает легко объяснить причины сложных природных явлений (причины похолодания осенью или потепления весной). Анализируя содержание схемы, делаем вывод: если тень от гномона короткая – значит солнце находится высоко над горизонтом и хорошо прогревается земля, температура воздуха повышается; если солнце низко над горизонтом (тень от гномона длинная), то температура воздуха понижается.

Схема 6. Явления природы.

Применяется эта схема в начале практической работы «Свойства воды».

Схема 7. Правила ухода за комнатными растениями.

При составлении такой схемы каждое правило ухода за комнатными растениями приобретает убедительное, научное доказательство. Работа по схеме состоит из двух этапов. Первоначально предлагается вспомнить части растений и определить основные функции каждого из органов. Затем определяются условия, необходимые всякому организму для нормальной жизнедеятельности. В разрешении проблемной задачи «Как создать растительному организму все условия для роста и развития?» схема пополняется правилами ухода за комнатными растениями и приобретает окончательный законченный вид.

Схема 8. Определение объекта природы.

Схема показывает удобство пользования обобщёнными понятиями и одновременно активизирует употребление этих понятий в речи учащихся, отрабатываются приёмы группировки и классификации.

Схема 9. Состав почвы.

Применяется при изучении темы «Почва и её свойства», также при подведении итогов практической работы по изучению состава почвы.

Схема 10. С кем дружит ель.

Схема используется при изучении темы «Растения и животные зимой», с её помощью устанавливаются взаимосвязи между живой и неживой природой, отрабатываются экологические установки (разумная вырубка новогодней ели).

Схема 11. Компоненты здоровья.

Рассматривается образ жизни и поведение здорового человека в зависимости от сезонных изменений.

Схема 12. Взаимосвязь компонентов здоровья.

С помощью схемы делается вывод, что здоровье человека – жизненно важная ценность, она складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.

Схема 13. Природные факторы оздоровления.

Организм человека находится в постоянной и тесной связи с внешней средой. На него обрушиваются резкие колебания температуры воздуха, влажности. Организм необходимо делать устойчивым ко всем вредным воздействиям. В этом ему помогают природные факторы оздоровления: солнце, воздух, вода, растения. Избавление от заболеваний с помощью природных факторов называют оздоровлением организма.

Схема 14. Закаливание организма человека.

Закаливанием называют получение организмом стойкости для сопротивления болезням. Какие формы закаливания существуют? Они взаимосвязаны с природными факторами. От солнца – загорание, воздух – прогулки и босохождение, от воды – обтирание (помощь коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме), купание или принятие ванны. С помощью схемы систематизируются знания о формах закаливания организма и пропаганда здорового образа жизни. Также можно организовать совместное обсуждение правил закаливания: психологический настрой, постепенность, систематичность, комплексность, состояние практического здоровья, получение удовольствия.