Традиционные логопедические подходы коррекции речевых нарушений у детей с четко прослеживаемым органическим фоном оказываются недостаточно эффективными, что требует от учителя-логопеда подключения других методов и форм коррекционной работы.
В данной статье предложенная методика формирования фонетической и просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии при помощи иппликатора Кузнецова. Новым в методике является включение и закрепление новых временных связей в структуре речедвигательного анализатора.
Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализатор. Речевая деятельность осуществляется по принципу объединения различных реагирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Значение манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обуславливают необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей кистей рук. Движение пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребенка. [1]
Звуковая речь осуществляется взаимодействием трех физиологических функций: дыхание, голосообразование и артикуляция. Эти функции возникают в определенных органах нашего тела: в диафрагме, легких, гортани с голосовыми складками и артикуляционном аппарате, к которому относятся полости рта (губы, язык, небо, зубы) и нос, где происходит образование отдельных звуков.
Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носят рефлекторный характер. Речевой процесс осуществляется через собственно речевой аппарат, к которому относятся органы артикуляции, дыхательного, голосового аппарата и регулирующие эти органы пути, и центры нервной системы. Все движения губ, языка зависят от деятельности двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору головного мозга от движения органов речи. Речедвигательный анализатор регулирует и координирует вся речевую деятельность. У детей с речевой патологией нарушается артикуляционный процесс, а также дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребенка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения.
При организации коррекционной работы с детьми, страдающими стертой формой дизартрии, учитываю характерные для них нарушения:
1) Нарушения речевого дыхания:
– чрезмерный забор воздуха;
– сокращение длительности речевого выдоха;
– судорожность вдоха и выдоха;
– расстройство координации между дыханием и
артикуляцией.
2) Нарушение речной моторики, тонуса
мышц, пальцев рук, шеи, лица и артикуляционного
аппарата:
– скованность и неловкость движений;
– уменьшение объема и силы движения мышц.
3) Изменение голоса:
– становится слабым, глухим, хриплым.
4) Нарушение мелодических
характеристик речи:
– монотонность;
– замедленный или убыстренный темп
произношения.
В виду наличия этих изменений коррекционная работа включает занятия над речевым дыханием, общей и артикуляционной моторикой, голосом и интонацией. Также отмечены следующие нарушения со стороны нервно-психического состояния детей со стертой формой дизартрии: неустойчивость психики, повышенная истощаемость при умственной нагрузке, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, раздражительность. Положительное эмоциональное общение – первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности.
Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в данном случае, иппликатора Кузнецова.[1] Иппликатор усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшает деятельность центральной нервной системы.
Занятия при помощи иппликатора Кузнецова проходят в форме игровой деятельности, когда включение достаточно мощного мотивационного фактора способствует развитию познавательной деятельности ребенка, его сенсомоторной сферы. Работа осуществляется следующим образом: происходит одновременное произношение гласных звуков с движением и прожимами на иппликаторе Кузнецова пальцев обеих рук, в результате чего возможно:
– улучшение интонационной стороны
речи;
– улучшение диапазона голоса;
– развитие модуляции голоса;
– закрепление нужных координаций голосового и
дыхательного аппаратов.
Руки не напряжены, расположены на иппликаторе. Кисти рук при этом располагаются как на игре на фортепиано. Началу каждого звука соответствует поочередное нажатие пальцев руки. Пальцы движутся поочередно. Гласные звуки располагаются в строго определенной последовательности.
Пальцы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вся ладонь |
Звуки |
а |
о |
у |
и |
ы |
э |
Выдох должен быть свободным, мягким. Упражнение выполняется при четкой артикуляции и приглушенном голосе на мягкой атаке. Целесообразно работать в трех регистрах поочередно: в нижнем, среднем, верхнем. Через руку налаживаем темп, ритм и слитное произношение гласных.[1] Такие упражнения расширяют диапазон голоса и закрепляют нужные координации голосового и дыхательного аппаратов. По мере тренировочных упражнений движения становятся более свободными. Первый и последний звуки выделяются более сильным нажатием пальцев на иппликаторе.
<Рисунок 1>
Гласные звуки рекомендуется пропевать, так как пение не только регулирует дыхание, но и воспитывает чувство сознательного и активного воспроизведения ритма и мелодики речи. Во время пропевания гласных исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение гласных помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания, снимает напряжение. Эти упражнения позволяют воспитывать навык эмоционально окрашенной речи. Также использую специальные упражнения, способствующие активизации дыхательного аппарата. В ходе этой работы учу детей изменять силу голоса от тихого к более громкому. Гласные а, о, у, и, ы, э произносим с ослаблением звука по трем позициям: громко, средне, тихо и наоборот.
Постепенно ввожу усложненный речевой материал: слоги, слова, фразы. При этом принцип работы сохраняется.
<Рисунок 2>
По результатам итоговой диагностики имеются следующие выводы:
– нормализовались такие
характеристики движения, как точность, четкость,
переключаемость, сила движения,
координированность, ритмичность, плавность;
– улучшилась моторная память;
– дети научились осуществлять анализ и синтез
артикуляционных и пальцевых движений,
превращать отдельные двигательные навыки в
плавные, организованные движения;
– дети научились без труда выполнять сложные
упражнения, требующие изолированных движений
одного пальца, быстрого переключения с одной
позы на другую;
– не вызвало трудностей выполнение движения
обеими руками.
В процессе коррекционной работы устанавливаются связи между движениями артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произношении. Также хотелось бы отметить, что процессы автоматизации и дифференциации звуков проходят у детей в более короткие сроки. Нормализовалось произношение гласных звуков, значительно улучшилось произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над просодикой.
В результате:
Голос |
– нормализовался по
громкости; |
Дыхание |
– нормализовался речевой выдох. |
Темп речи |
– нормализовался. |
Ритм |
– научились правильно употреблять логические паузы в речевом потоке. |
Дикция |
– стала более четкой. |
Выразительность |
– речь детей приобрела эмоциональную окраску, стала более выразительной. |
Интонирование |
– дети научились интонацией выделять отдельные слова или группы слов. |
Проведенная коррекционно-логопедическая работа с использованием иппликатора Кузнецова как мощного мотивационного средства способствует оптимизации не только фонетической и просодической стороны речи, но и ее коммуникативной функции, что улучшило развитие познавательной деятельности ребенка, его сенсомоторную сферу и личность в целом.
Список литературы
Сорочинская Т.В. Формирование фонетической и просодической речи у детей со стертой формой дизартрии // Методические рекомендации. Томск, 1994.