Проект воспитательной работы в начальных классах "Партнерство семьи и школы"

Разделы: Внеклассная работа


Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта.

В настоящее время, в современном обществе продолжается раскол между школой и обществом. Школа не всегда понимает родителей, родители в свою очередь, не слишком стараются сотрудничать со школой. Происходит резонанс. Ведь ни для кого не секрет, что например, родители без особого желания посещают родительские собрания, в силу разных причин, например, в моем классе в среднем, собрания посещают только – 53%. И как правило – это женский коллектив, и только 2% отцов. В итоге мальчики и девочки воспитываются по женскому типу и в недостаточной мере получают мужское внимание, и как результат у них больше развиваются: эмоциональность, чувствительность, а не деловитость и практичность. Вот почему в своем проекте я пап задействовала.

Для того чтобы выбрать родительский комитет, мне пришлось, целиком собрание посвятить проблемам взаимосвязи семьи и класса, убеждать родителей о важности этого комитета, разъяснять задачи и функции. Мне захотелось разработать такой проект, который мог бы объединить наши взгляды и помочь детям развиваться в правильном направлении с учетом физических, психологических, индивидуальных особенностей.

В учебно-воспитательном процессе участвуют три субъекта: ребенок, родители, педагоги. Для того чтобы ребенок действительно прошел в школе свой путь развития, то есть взросления, и на выходе из школы первой ступени соответствовал модели выпускника начальной школы, нужны согласованные действия всех сторон. Каждая сторона должна четко понимать, какое содержание учебной и неучебной деятельности является развивающим, формирующим личность ребенка, какими способами этого можно достичь.

Изучение материалов: “Национальной образовательной инициативы” “НАША НОВАЯ ШКОЛА” помогло понять, что проблема заключается в недостаточной сформированности взаимодействия семьи и школы. И как результат – не эффективные условия для успешного образования и развития учащегося. Современная школа должна решать эти проблемы.

“Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха”.

Исходя из всего, в нашем классе сложилась такая ситуация:

1. Тип семейного воспитания.

В декабре 2009 года, мною был проведен тест на выявление эмоциональной атмосферы в семье, то есть выявление типа семейного воспитания. По данным мониторинга у учащихся 2 “А” класса в семьях, имеются следующие результаты:

Типы семейного воспитания в классе. (Рисунок 1)

2. Отношение к школе семей.

По данным опроса 79% семей относятся к школе в целом, положительно, без каких– либо претензий. Остальные – 21% – отрицательно.

3. Посещаемость родительских собраний (состав).

Общая посещаемость родителей собраний – 53%, из них 51% – женская половина, 2% – мужская половина.

4. Интересы детей.

89,5% – посещают како-либо кружок, секцию в школе или в дополнительном образовании по интересам.

10,5% – не посещают ни какие кружки, секции по интересам.

5. Уровень воспитанности учащихся.

В феврале 2009 года, мною был проведен тест на изучение уровня воспитанности учащихся, для того чтобы выявить проблемы, от которых зависит тематика родительских собраний. По данным мониторинга получились следующие результаты:

Уровень воспитанности в классе. (Рисунок 2)

Вышеуказанные исследования и показывают наличие проблемы в эффективном взаимодействии семьи и школы.

Основная проектная идея.

Объединить усилия, творческий потенциал родителей и педагогов на основе совместной внеурочной деятельности для создания развивающей среды для учащихся.

Цель, задачи проекта, сроки реализации, ожидаемые результаты, показатели результативности.

Цель: создание развивающей среды для учащихся.

Задачи:

  1. Провести все запланированные родительские собрания, на которых информировать родителей в области воспитания детей в семье.
  2. Привлечь родителей (Гришиной Арины, Бурнашовой Ксении, Горшковой Арины, Сухановой Ольги, Долгаловой Арины, Токаревой Анжелики.) к участию в школьных делах.
  3. Провести педагогический консилиум для учителей – предметников с целью: Скоординировать деятельность всех педагогов занятых в проекте (изобразительного искусство, трудового обучения, физической культуры, музыки.)
  4. Формировать детский коллектив.

Сроки реализации. Проект рассчитан на 3 года.

Ожидаемые результаты.

  1. Изменение типа воспитания с конфликтной и враждебной атмосферой воспитания на благоприятную атмосферу в 49,9% семей ( В семьях: Долгаловой Арины, Симоненко Юлии, Сизова Кирилла, Бундана Владимира, Такаревой Анжелики, Заренской Вики, Кононенко Антона, Бетхера Вани.)
  2. Изменение отношения 21% родителей к школе с отрицательного на положительное ( Горьковы, Симоненко, Заренские, Самойловы.)
  3. Значительное повышение посещения родительских собраний, в том числе мужчин.
  4. Привлечь 10,5% детей (Бундан Вова, Павлов Денис) для того, чтобы они проявили себя и стали посещать какие– либо занятия в дополнительном образовании по интересам.
  5. Повысить уровень воспитанности в классе (особенно у Павлова Дениса), в 54% случаев (низкий и средний уровень).

Показатели результативности.

Количественные показатели:

  • В 8 семьях должен измениться тип семейного воспитания (указаны выше)
  • В 4 семьях должен измениться тип отношения к школе (указаны выше)
  • Родителей Заренской Виктории, до сих пор не посещавшие родительские собрания, привлечь и заинтересовать так, что они станут их посещать.
  • Должно увеличиться количество пап посещающих родительские собрания (с 1 до 6 пап)
  • Появятся родители, которые будут обращаться с вопросами к педагогам, за советом по проблемам воспитания.
  • Увеличение количества родителей принявших участие в классных мероприятиях (с 4 до 9 – 15)

Качественные показатели:

  • Улучшение микроклимата в классе (по результатам диагностики.)
  • Рост взаимопомощи в классе (по результатам анкет.)
  • Повышение качества обучения. (по результатам года.)

Участники проекта.

  • Родители 18 семей.

Предлагаемые формы занятости родителей в воспитательной работе класса.

(Рисунок 3)

  • Педагоги: учитель физического воспитания, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения.
  • Учащиеся 18 человек, из них 5 мальчиков и 13 девочек.

Партнеры проекта.

  • Логопед
  • Психолог
  • Социальный педагог
  • Организатор мероприятий в начальной школе
  • Зам. директора по УВР.

Имеющиеся и необходимые ресурсы (методические, дидактические, кадровые, материально-технические).

Вид ресурса Имеющиеся Необходимые
1. Методический
  • Доступ в Интернет
  • Информационно-методический центр
  • Методическая литература, разработки.
  • Библиотеки
 
2. Дидактический
  • Сценарии праздников и мероприятий.
 
3. Кадровый
  • Психолог
  • Логопед
  • Социальный педагог
  • Педагоги дополнительного образования
  • Предметники
  • Спорт. тренер
4. Материально-технический
  • Все необходимые канцелярские товары (бумага, грамоты…)
  • Спонсоры (родители)
  • Видеопроектор
  • Компьютер
  • Диски…

Механизмы реализации проекта.

Участники проекта Механизмы реализации
1. Учителя-предметники, классный руководитель, педагоги дополнительного образования.
  • Воспитательная программа “Мир русской народной культуры”.
  • Урок
  • Педконсилиум
  • Воспитательные мероприятия.
2. Родители.
  • Родительские собрания.
  • “День открытых дверей”.
  • Совместные классные мероприятия.
3. Учащиеся.
  • Классное самоуправление.
  • Дополнительное образование.
  • Внеклассные мероприятия.

Планкарта действий по реализации проекта (описание действий, формы, режимы работы с детьми).

1. Подготовительный этап:

Действия Формы работы Сроки Ответственные
1. Создание инициативной группы. Родительское собрание. 2 четверть 2-го класса. Классный руководитель.
2. Изучение сферы услуг дополнительного образования. Родительское собрание (сообщение). 3 четверть 2-го класса. Классный руководитель, педагоги дополнительного образования.
3. Информирование педагогов, работающих в классе. Малый педсовет. 4 четверть 2-го класса. Классный руководитель.
4. Мониторинг. Тестирование. 3 и 4 четверти 2-го класса, 3,4. Психолог, классный руководитель.

2. Основной этап (Реализация проекта) – 3–4-й класс.

Планирование ключевых мероприятий в 3–4-м классах на базе воспитательной программы “Мир русской народной культуры”.

Месяц 3-й класс: “Человек и его семья”. 4-й класс: “Человек и история его народа”.
сентябрь – Выставка рисунков “Вся семья вместе, так и душа на месте” (рисунки детей и родителей по желанию). – “Мастерская Марьи искусницы” (знакомство с костюмом своего края, изготовление).

– Викторина знатоков русско-народного костюма (совместно с родителями).

октябрь – Праздник-хоровод “Хожу я гуляю вдоль по хороводу”.

– Классный час: “Обряды и обычаи”.

– “День открытых дверей”.

– Музыкальная гостиная “В гостях у Леля” ( совместное исполнение русско-народных песен с мамами, папами.)

– “День открытых дверей”.

ноябрь – “Мамин праздник” (посвящен Дню матери).

– Выставка рисунков: “Моя мама”.

– Утренник “При солнышке тепло, при мамочке добро” (посвящении Дню матери).

– Конкурс сочинений “Моя мама”.

декабрь – “Русский человек без родни не живет” конкурс семей. – “Папа, мама, школа, я – вместе дружная семья” семейный конкурс.
январь – “Рождественская ярмарка-выставка”. – “Зимние посиделки. Как это было”.
февраль – День защитника Отечества (конкурсная программа для мальчиков и пап). – “Служу России” праздник посвящен 23 февраля (конкурсы).
март – “Праздник бабушек и мам” (совместное чаепитие, поздравление от мальчиков и пап). – “Женский день – 8 марта” (конкурсы для девочек и мам).
апрель – “День семьи”.

Классный час: “Шурин, брат, сват…”

– Выставка работ в классе “Родословное дерево”.

– Праздник семьи.

май – “Все мы родом из детства” (конкурсная программа для родителей и детей). – “Что было, то видели, что будет – увидим” (праздник прощания с начальной школой).

Календарно-тематическое планирование родительских собраний в 3–4-х классах

Срок проведения

Тема собрания,

Вопросы для обсуждения

Ответственные

Третий класс

сентябрь
  1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
  2. Физиологические, психические особенности развития детей 9–10 лет. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам в 3-м классе.
Учитель

Психолог

Учитель

октябрь
  1. Речь младших школьников и пути ее развития.
Учитель, логопед
ноябрь

1. Как преодолеть школьные трудности?

Родительский комитет, учитель, психолог.
январь

1. Семейные традиции (организационно-деятельностная игра)

Родительский комитет, учитель.
март

1. О роли семьи в трудовом воспитании школьников.

Родительский комитет, учитель.
апрель

1. Дети и компьютеры (мастерская общения).

Учитель, психолог.
май

1. Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).

Родительский комитет, учитель,

Четвертый класс.

сентябрь

1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2. Физиологические, психические особенности развития детей 10 – 11лет. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам в 4-м классе.

Учитель.

Психолог.

Учитель.

октябрь

1. Эмоциональное благополучие детей в семье.

Психолог, социальный педагог, учитель.
январь

1. Итоги первого полугодия.

2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися).

Родительский комитет, учитель.
март

1. Учет половозрастных особенностей детей в их воспитании.

Медицинский работник, психолог, учитель.
апрель

1. Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.

Учитель, будущий классный руководитель 5-го класса.
май

1. Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми).

Учитель, родительский комитет.

3. Аналитический этап (конец 4-го класса).

  • Рефлексия.
  • Анкетирование.
  • Опросы.