Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта.
В настоящее время, в современном обществе продолжается раскол между школой и обществом. Школа не всегда понимает родителей, родители в свою очередь, не слишком стараются сотрудничать со школой. Происходит резонанс. Ведь ни для кого не секрет, что например, родители без особого желания посещают родительские собрания, в силу разных причин, например, в моем классе в среднем, собрания посещают только – 53%. И как правило – это женский коллектив, и только 2% отцов. В итоге мальчики и девочки воспитываются по женскому типу и в недостаточной мере получают мужское внимание, и как результат у них больше развиваются: эмоциональность, чувствительность, а не деловитость и практичность. Вот почему в своем проекте я пап задействовала.
Для того чтобы выбрать родительский комитет, мне пришлось, целиком собрание посвятить проблемам взаимосвязи семьи и класса, убеждать родителей о важности этого комитета, разъяснять задачи и функции. Мне захотелось разработать такой проект, который мог бы объединить наши взгляды и помочь детям развиваться в правильном направлении с учетом физических, психологических, индивидуальных особенностей.
В учебно-воспитательном процессе участвуют три субъекта: ребенок, родители, педагоги. Для того чтобы ребенок действительно прошел в школе свой путь развития, то есть взросления, и на выходе из школы первой ступени соответствовал модели выпускника начальной школы, нужны согласованные действия всех сторон. Каждая сторона должна четко понимать, какое содержание учебной и неучебной деятельности является развивающим, формирующим личность ребенка, какими способами этого можно достичь.
Изучение материалов: “Национальной образовательной инициативы” “НАША НОВАЯ ШКОЛА” помогло понять, что проблема заключается в недостаточной сформированности взаимодействия семьи и школы. И как результат – не эффективные условия для успешного образования и развития учащегося. Современная школа должна решать эти проблемы.
“Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха”.
Исходя из всего, в нашем классе сложилась такая ситуация:
1. Тип семейного воспитания.
В декабре 2009 года, мною был проведен тест на выявление эмоциональной атмосферы в семье, то есть выявление типа семейного воспитания. По данным мониторинга у учащихся 2 “А” класса в семьях, имеются следующие результаты:
Типы семейного воспитания в классе. (Рисунок 1)
2. Отношение к школе семей.
По данным опроса 79% семей относятся к школе в целом, положительно, без каких– либо претензий. Остальные – 21% – отрицательно.
3. Посещаемость родительских собраний (состав).
Общая посещаемость родителей собраний – 53%, из них 51% – женская половина, 2% – мужская половина.
4. Интересы детей.
89,5% – посещают како-либо кружок, секцию в школе или в дополнительном образовании по интересам.
10,5% – не посещают ни какие кружки, секции по интересам.
5. Уровень воспитанности учащихся.
В феврале 2009 года, мною был проведен тест на изучение уровня воспитанности учащихся, для того чтобы выявить проблемы, от которых зависит тематика родительских собраний. По данным мониторинга получились следующие результаты:
Уровень воспитанности в классе. (Рисунок 2)
Вышеуказанные исследования и показывают наличие проблемы в эффективном взаимодействии семьи и школы.
Основная проектная идея.
Объединить усилия, творческий потенциал родителей и педагогов на основе совместной внеурочной деятельности для создания развивающей среды для учащихся.
Цель, задачи проекта, сроки реализации, ожидаемые результаты, показатели результативности.
Цель: создание развивающей среды для учащихся.
Задачи:
- Провести все запланированные родительские собрания, на которых информировать родителей в области воспитания детей в семье.
- Привлечь родителей (Гришиной Арины, Бурнашовой Ксении, Горшковой Арины, Сухановой Ольги, Долгаловой Арины, Токаревой Анжелики.) к участию в школьных делах.
- Провести педагогический консилиум для учителей – предметников с целью: Скоординировать деятельность всех педагогов занятых в проекте (изобразительного искусство, трудового обучения, физической культуры, музыки.)
- Формировать детский коллектив.
Сроки реализации. Проект рассчитан на 3 года.
Ожидаемые результаты.
- Изменение типа воспитания с конфликтной и враждебной атмосферой воспитания на благоприятную атмосферу в 49,9% семей ( В семьях: Долгаловой Арины, Симоненко Юлии, Сизова Кирилла, Бундана Владимира, Такаревой Анжелики, Заренской Вики, Кононенко Антона, Бетхера Вани.)
- Изменение отношения 21% родителей к школе с отрицательного на положительное ( Горьковы, Симоненко, Заренские, Самойловы.)
- Значительное повышение посещения родительских собраний, в том числе мужчин.
- Привлечь 10,5% детей (Бундан Вова, Павлов Денис) для того, чтобы они проявили себя и стали посещать какие– либо занятия в дополнительном образовании по интересам.
- Повысить уровень воспитанности в классе (особенно у Павлова Дениса), в 54% случаев (низкий и средний уровень).
Показатели результативности.
Количественные показатели:
- В 8 семьях должен измениться тип семейного воспитания (указаны выше)
- В 4 семьях должен измениться тип отношения к школе (указаны выше)
- Родителей Заренской Виктории, до сих пор не посещавшие родительские собрания, привлечь и заинтересовать так, что они станут их посещать.
- Должно увеличиться количество пап посещающих родительские собрания (с 1 до 6 пап)
- Появятся родители, которые будут обращаться с вопросами к педагогам, за советом по проблемам воспитания.
- Увеличение количества родителей принявших участие в классных мероприятиях (с 4 до 9 – 15)
Качественные показатели:
- Улучшение микроклимата в классе (по результатам диагностики.)
- Рост взаимопомощи в классе (по результатам анкет.)
- Повышение качества обучения. (по результатам года.)
Участники проекта.
- Родители 18 семей.
Предлагаемые формы занятости родителей в воспитательной работе класса.
(Рисунок 3)
- Педагоги: учитель физического воспитания, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения.
- Учащиеся 18 человек, из них 5 мальчиков и 13 девочек.
Партнеры проекта.
- Логопед
- Психолог
- Социальный педагог
- Организатор мероприятий в начальной школе
- Зам. директора по УВР.
Имеющиеся и необходимые ресурсы (методические, дидактические, кадровые, материально-технические).
Вид ресурса | Имеющиеся | Необходимые |
1. Методический |
|
|
2. Дидактический |
|
|
3. Кадровый |
|
|
4. Материально-технический |
|
|
Механизмы реализации проекта.
Участники проекта | Механизмы реализации |
1. Учителя-предметники, классный руководитель, педагоги дополнительного образования. |
|
2. Родители. |
|
3. Учащиеся. |
|
Планкарта действий по реализации проекта (описание действий, формы, режимы работы с детьми).
1. Подготовительный этап:
Действия | Формы работы | Сроки | Ответственные |
1. Создание инициативной группы. | Родительское собрание. | 2 четверть 2-го класса. | Классный руководитель. |
2. Изучение сферы услуг дополнительного образования. | Родительское собрание (сообщение). | 3 четверть 2-го класса. | Классный руководитель, педагоги дополнительного образования. |
3. Информирование педагогов, работающих в классе. | Малый педсовет. | 4 четверть 2-го класса. | Классный руководитель. |
4. Мониторинг. | Тестирование. | 3 и 4 четверти 2-го класса, 3,4. | Психолог, классный руководитель. |
2. Основной этап (Реализация проекта) – 3–4-й класс.
Планирование ключевых мероприятий в 3–4-м классах на базе воспитательной программы “Мир русской народной культуры”.
Месяц | 3-й класс: “Человек и его семья”. | 4-й класс: “Человек и история его народа”. |
сентябрь | – Выставка рисунков “Вся семья вместе, так и душа на месте” (рисунки детей и родителей по желанию). | – “Мастерская Марьи искусницы”
(знакомство с костюмом своего края,
изготовление). – Викторина знатоков русско-народного костюма (совместно с родителями). |
октябрь | – Праздник-хоровод “Хожу я гуляю вдоль
по хороводу”. – Классный час: “Обряды и обычаи”. – “День открытых дверей”. |
– Музыкальная гостиная “В гостях у
Леля” ( совместное исполнение русско-народных
песен с мамами, папами.) – “День открытых дверей”. |
ноябрь | – “Мамин праздник” (посвящен Дню
матери). – Выставка рисунков: “Моя мама”. |
– Утренник “При солнышке тепло, при
мамочке добро” (посвящении Дню матери). – Конкурс сочинений “Моя мама”. |
декабрь | – “Русский человек без родни не живет” конкурс семей. | – “Папа, мама, школа, я – вместе дружная семья” семейный конкурс. |
январь | – “Рождественская ярмарка-выставка”. | – “Зимние посиделки. Как это было”. |
февраль | – День защитника Отечества (конкурсная программа для мальчиков и пап). | – “Служу России” праздник посвящен 23 февраля (конкурсы). |
март | – “Праздник бабушек и мам” (совместное чаепитие, поздравление от мальчиков и пап). | – “Женский день – 8 марта” (конкурсы для девочек и мам). |
апрель | – “День семьи”. Классный час: “Шурин, брат, сват…” |
– Выставка работ в классе “Родословное
дерево”. – Праздник семьи. |
май | – “Все мы родом из детства” (конкурсная программа для родителей и детей). | – “Что было, то видели, что будет – увидим” (праздник прощания с начальной школой). |
Календарно-тематическое планирование родительских собраний в 3–4-х классах
Срок проведения |
Тема собрания, Вопросы для обсуждения |
Ответственные |
Третий класс |
||
сентябрь |
|
Учитель Психолог Учитель |
октябрь |
|
Учитель, логопед |
ноябрь |
|
Родительский комитет, учитель, психолог. |
январь |
|
Родительский комитет, учитель. |
март |
|
Родительский комитет, учитель. |
апрель |
|
Учитель, психолог. |
май |
|
Родительский комитет, учитель, |
Четвертый класс. |
||
сентябрь |
|
Учитель. Психолог. Учитель. |
октябрь |
|
Психолог, социальный педагог, учитель. |
январь |
|
Родительский комитет, учитель. |
март |
|
Медицинский работник, психолог, учитель. |
апрель |
|
Учитель, будущий классный руководитель 5-го класса. |
май |
|
Учитель, родительский комитет. |
3. Аналитический этап (конец 4-го класса).
- Рефлексия.
- Анкетирование.
- Опросы.