ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обобщить знания детей о роли глагола в языке, о его грамматических особенностях; совершенствовать умения распознавать части речи, умения рассказывать о глаголе по схеме.
- Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание, мышление, речь учащихся.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: учебник Русский язык Т.Г. Рамзаева 4 класс, презентация к уроку.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Сообщение цели и задач урока.
– Прочитайте слова на доске:
играет, Елена, смотрел, он, прочитает.
– Какое из данных слов лишнее? Почему? Прочитайте еще раз слова, которые у вас остались. Что вы о них можете сказать?
– Так значит, над какой темой мы будем работать?
Глагол.
– Какие задачи вы каждый для себя поставите, изучая эту тему?
– Верно. Мы с вами сегодня отправимся в страну морфологию и постараемся вспомнить все о глаголе, что вы проходили во втором и третьем классах.
А что такое глагол?
Слова, которые живут в области глагол, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области имена существительные. Чтобы встретиться с главным жителем этой области мы с вами должны выполнить такое задание.
3. Минутка чистописания.
– Посмотрите внимательно на эти числа. Каждая буква соответствует порядковому номеру буквы по алфавиту.
17 6 25 30
– Какое слово можно составить из данных букв?
ПЕЧЬ.
– Что вы можете сказать об этом слове? К какой части речи относится это слово?
Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
На то и печь, чтобы хлеб да блины печь.
Поменяйтесь тетрадями и поставьте друг другу оценку на полях тетради.
– Что вы заметили? Запишите данную пословицу в тетрадь, подчеркните глагол двумя чертами.
– А вот он и сам – царь области Глагол. Познакомьтесь Глагол Глаголович. Он предлагает вам выполнить новое задание.
4. Словарь.
– Откройте в учебнике словарь и найдите в словаре такие словарные слова, которые бы обозначали действия предметов (стр. 246) .
гореть, желать, сверкать.
Найдите в словаре Ожегова эти слова и объясните лексическое значение (толкование)
ГОРЕТЬ
Поддаваться действию огня; уничтожаться огнём.
Об огне, свете: быть, излучаться.
Быть в жару, в лихорадочном, воспалённом состоянии.
Краснеть от прилива крови.
Сверкать, блестеть.
Испытывать какое-нибудь сильное чувство.
Отдаваться полностью какому–нибудь делу, отдавать все силы на что-нибудь.
Преть или гнить, нагреваться.
Быстро изнашиваться, рваться.
Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков.
ЖЕЛАТЬ
Испытывать желание, хотеть.
Высказывать какие-нибудь пожелания.
СВЕРКАТЬ
Ярко сиять переливчатым светом.
Блестеть, выражая сильные чувства, страсть.
Выражать, обнаруживать какие-нибудь яркие, впечатляющие качества.
Запишите эти слова в тетрадь.
Поставьте друг другу оценку.
– Глагол Глаголович дает следующее задание.
Нужно со словом “гореть” составить предложение.
– Что может гореть? Берём слово ЗВЕЗДА.
– Какое получилось предложение?
ГОРИТ ЗВЕЗДА.
– Звезда, какая? Берём слово ЯРКАЯ.
– Какое предложение получилось?
ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.
Гореть может где? Берём слово В НЕБЕ.
Какое получилось предложение?
В НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.
– В небе каком? Берём слово ночном.
Какое получилось предложение?
В НОЧНОМ НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.
Запишите данное предложение в тетрадь и сделайте полный синтаксический разбор.
– Каким членом предложения является глагол?
Физ.минутка
Я вам буду читать слова, если встретиться глагол, вы хлопаете, если слово другой части речи, вы поворачиваетесь вправо – влево.
ЧИТАТЬ, СНЕГ, ВЕСЁЛЫЕ, ВЕСНА, ИСПУГАЛИСЬ, ПРЫГАТЬ, ХОРОШО, ВЕСЕЛИТЬСЯ, ГОРЕТЬ, КРАСИВЫЙ, ОНИ
5. Новая тема.
Поставьте глагол в прошедшее время. Какое предложение у вас получилось?
В ночном небе горела яркая звезда
Запишите этот глагол в тетрадь и разберите по составу.
Что еще вы заметили в этом глаголе?
Суффикс л.
Глаголы в прошедшем времени единственного числа изменяются по родам.
Давайте запишем эти слова в тетрадь и выделим окончания.
Поставьте глагол в этом предложении в будущее время. Какое предложение у вас получилось?
В ночном небе загорится яркая звезда.
Запишите глагол в тетрадь. О чём нужно помнить, чтобы правильно написать этот глагол?
Число.
В каком числе стоит глагол?
Поставьте этот глагол в множественное число. Какое предложение у вас получилось?
Запишите этот глагол в тетрадь.
Поставьте себе оценку
Как же изменяются глаголы? (таблица)
Вот вам следующее Задание от Глагола Глаголовича.
Данные глаголы измените так, чтобы они имели отрицательный смысл.
Загорятся – (не)загорятся
Разлилась – (не)разлилась
Затопила – (не)затопила
Сохранились – (не)сохранились (Таблица)
Запишите глаголы с отрицательным смыслом в тетрадь. Каким правилом вы будете пользоваться, записывая данные слова?
Прочитайте предложение, которое вам приготовил Глагол Глаголович.
Поставьте оценку друг другу.
Писать о красоте природы уральского края – это увлекательно.
Найдите глагол в этом предложении. Определите число и время данного глагола.
У этого глагола нельзя определить время, число. Это неопределённая форма глагола. На какие вопросы отвечает Неопределенная форма глагола?
Что еще вы можете сказать о неопределенной форме глагола?
6. Работа с учебником.
И вновь задание от Глагола Глаголовича.
Откройте учебник, найдите упражнение 401 на странице 174.
– Что вам нужно выполнить в этом упражнении?
– Прочитайте текст. О чём говорится в этом тексте? (о весне)
Как это явление называется в природе? (половодье)
Об этом явлении можно прочитать в стихотворении Н.А. Некрасова “Дедушка Мозай и зайцы”
Прочитайте предложение , назовите орфограммы.
(Весной – вёсны, река – реки, разлилась – лить, затопила – топит, берега – берег, прибрежный, местах – место, сохранились – охрана, островки – остров, спасение – спас, вода – воды, зверькам – зверь.)
Закройте учебники. Напишем этот текст под диктовку.
Весной река разлилась и затопила низкие берега. Лишь на высоких местах сохранились маленькие островки. На них и нашли себе спасение зайцы. Но вода всё ближе подбиралась к бедным зверькам.
Откройте учебник, проверьте свою работу и поставьте оценку.
“5” – написано баз ошибок
“4” – 1–2 ошибки
“3” – 3–4 ошибки
“2” – 5 и более ошибок
Посмотрите на свои оценки в тетрадях и выведите себе общую (итоговую) оценку за урок.
7. Итог урока (таблица).
Домашнее задание.
4 – синтаксический разбор предложения;
2 – разбор слова по составу.
– Что ещё нужно выполнить в данном упражнении?
3 – морфологический разбор слова.
Упражнение № 401(выполнить все разборы). Правило.