Глагол. Общее понятие. Изменение глагола по временам

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Обобщить знания детей о роли глагола в языке, о его грамматических особенностях; совершенствовать умения распознавать части речи, умения рассказывать о глаголе по схеме.
  2. Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание, мышление, речь учащихся.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: учебник Русский язык Т.Г. Рамзаева 4 класс, презентация к уроку.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Сообщение цели и задач урока.

– Прочитайте слова на доске:

играет, Елена, смотрел, он, прочитает.

– Какое из данных слов лишнее? Почему? Прочитайте еще раз слова, которые у вас остались. Что вы о них можете сказать?

– Так значит, над какой темой мы будем работать?

Глагол.

– Какие задачи вы каждый для себя поставите, изучая эту тему?

– Верно. Мы с вами сегодня отправимся в страну морфологию и постараемся вспомнить все о глаголе, что вы проходили во втором и третьем классах.

А что такое глагол?

Слова, которые живут в области глагол, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области имена существительные. Чтобы встретиться с главным жителем этой области мы с вами должны выполнить такое задание.

3. Минутка чистописания.

– Посмотрите внимательно на эти числа. Каждая буква соответствует порядковому номеру буквы по алфавиту.

17     6     25      30

– Какое слово можно составить из данных букв?

ПЕЧЬ.

– Что вы можете сказать об этом слове? К какой части речи относится это слово?

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

На то и печь, чтобы хлеб да блины печь.

Поменяйтесь тетрадями и поставьте друг другу оценку на полях тетради.

– Что вы заметили? Запишите данную пословицу в тетрадь, подчеркните глагол двумя чертами.

– А вот он и сам – царь области Глагол. Познакомьтесь Глагол Глаголович. Он предлагает вам выполнить новое задание.

4. Словарь.

– Откройте в учебнике словарь и найдите в словаре такие словарные слова, которые бы обозначали действия предметов (стр. 246) .

гореть,     желать,      сверкать.

Найдите в словаре Ожегова эти слова и объясните лексическое значение (толкование)

ГОРЕТЬ

  1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнём.

  2. Об огне, свете: быть, излучаться.

  3. Быть в жару, в лихорадочном, воспалённом состоянии.

  4. Краснеть от прилива крови.

  5. Сверкать, блестеть.

  6. Испытывать какое-нибудь сильное чувство.

  7. Отдаваться полностью какому–нибудь делу, отдавать все силы на что-нибудь.

  8. Преть или гнить, нагреваться.

  9. Быстро изнашиваться, рваться.

  10. Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков.

ЖЕЛАТЬ

  1. Испытывать желание, хотеть.

  2. Высказывать какие-нибудь пожелания.

СВЕРКАТЬ

  1. Ярко сиять переливчатым светом.

  2. Блестеть, выражая сильные чувства, страсть.

  3. Выражать, обнаруживать какие-нибудь яркие, впечатляющие качества.

Запишите эти слова в тетрадь.

Поставьте друг другу оценку.

– Глагол Глаголович дает следующее задание.

Нужно со словом “гореть” составить предложение.

– Что может гореть? Берём слово ЗВЕЗДА.

– Какое получилось предложение?

ГОРИТ ЗВЕЗДА.

– Звезда, какая? Берём слово ЯРКАЯ.

– Какое предложение получилось?

ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

Гореть может где? Берём слово В НЕБЕ.

Какое получилось предложение?

В НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

– В небе каком? Берём слово ночном.

Какое получилось предложение?

В НОЧНОМ НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

Запишите данное предложение в тетрадь и сделайте полный синтаксический разбор.

– Каким членом предложения является глагол?

Физ.минутка

Я вам буду читать слова, если встретиться глагол, вы хлопаете, если слово другой части речи, вы поворачиваетесь вправо – влево.

ЧИТАТЬ, СНЕГ, ВЕСЁЛЫЕ, ВЕСНА, ИСПУГАЛИСЬ, ПРЫГАТЬ, ХОРОШО, ВЕСЕЛИТЬСЯ, ГОРЕТЬ, КРАСИВЫЙ, ОНИ

5. Новая тема.

Поставьте глагол в прошедшее время. Какое предложение у вас получилось?

В ночном небе горела яркая звезда

Запишите этот глагол в тетрадь и разберите по составу.

Что еще вы заметили в этом глаголе?

Суффикс л.

Глаголы в прошедшем времени единственного числа изменяются по родам.

Давайте запишем эти слова в тетрадь и выделим окончания.

Поставьте глагол в этом предложении в будущее время. Какое предложение у вас получилось?

В ночном небе загорится яркая звезда.

Запишите глагол в тетрадь. О чём нужно помнить, чтобы правильно написать этот глагол?

Число.

В каком числе стоит глагол?

Поставьте этот глагол в множественное число. Какое предложение у вас получилось?

Запишите этот глагол в тетрадь.

Поставьте себе оценку

Как же изменяются глаголы? (таблица)

Вот вам следующее Задание от Глагола Глаголовича.

Данные глаголы измените так, чтобы они имели отрицательный смысл.

Загорятся – (не)загорятся

Разлилась – (не)разлилась

Затопила – (не)затопила

Сохранились – (не)сохранились (Таблица)

Запишите глаголы с отрицательным смыслом в тетрадь. Каким правилом вы будете пользоваться, записывая данные слова?

Прочитайте предложение, которое вам приготовил Глагол Глаголович.

Поставьте оценку друг другу.

Писать о красоте природы уральского края – это увлекательно.

Найдите глагол в этом предложении. Определите число и время данного глагола.

У этого глагола нельзя определить время, число. Это неопределённая форма глагола. На какие вопросы отвечает Неопределенная форма глагола?

Что еще вы можете сказать о неопределенной форме глагола?

6. Работа с учебником.

И вновь задание от Глагола Глаголовича.

Откройте учебник, найдите упражнение 401 на странице 174.

– Что вам нужно выполнить в этом упражнении?

– Прочитайте текст. О чём говорится в этом тексте? (о весне)

Как это явление называется в природе? (половодье)

Об этом явлении можно прочитать в стихотворении Н.А. Некрасова “Дедушка Мозай и зайцы”

Прочитайте предложение , назовите орфограммы.

(Весной – вёсны, река – реки, разлилась – лить, затопила – топит, берега – берег, прибрежный, местах – место, сохранились – охрана, островки – остров, спасение – спас, вода – воды, зверькам – зверь.)

Закройте учебники. Напишем этот текст под диктовку.

Весной река разлилась и затопила низкие берега. Лишь на высоких местах сохранились маленькие островки. На них и нашли себе спасение зайцы. Но вода всё ближе подбиралась к бедным зверькам.

Откройте учебник, проверьте свою работу и поставьте оценку.

“5” – написано баз ошибок

“4” – 1–2 ошибки

“3” – 3–4 ошибки

“2” – 5 и более ошибок

Посмотрите на свои оценки в тетрадях и выведите себе общую (итоговую) оценку за урок.

7. Итог урока (таблица).

Домашнее задание.

4 – синтаксический разбор предложения;

2 – разбор слова по составу.

– Что ещё нужно выполнить в данном упражнении?

3 – морфологический разбор слова.

Упражнение № 401(выполнить все разборы). Правило.

Презентация