Слайд 1. Тема урока: Географические координаты.
Слайд 2. Цели урока: Сформировать умения определять географические координаты на глобусе и карте.
Задачи урока: Определение сторон горизонта на глобусе и карте, нахождение географических координат точки на глобусе и карте.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд 3. Активизация знаний
Беседа с учащимися. Какова форма земли? Наиболее точной, объёмной моделью земли является глобус. Учитель рассматривают вместе с детьми глобус, вспоминают реальные размеры нашей планеты, сравнивает с размерами других планет Солнечной системы.
Где мы с вами ещё встречались с изображением нашей земли?
Слайд 4. Вспоминаем определение географической карты – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное в какой – либо проекции и масштабе. Карта является средством научного познания в географии и других науках о земле. Карты по масштабу бывают - мелкие, средние и крупные. Для изображения на картах отобраны самые существенные детали, если они не проходят по масштабу, их отмечают внемасштабными знаками. При построении карт учитывается шарообразность земли, но на них неизбежны искажения.
Слайд 5. По способу изображения земной поверхности и по тематике карты бывают разные: общегеографическими , тематическими, комплексными, контурными и другими. Подробнее мы познакомимся с ними в следующем году.
Слайд 6. Изучение нового материала.
Ориентироваться по географической карте и по глобусу, находить точное местоположение объектов на земной поверхности позволяет градусная сетка. Градусная сетка – это линии параллелей и меридианов на глобусе и карте, они позволяют определить адрес любой точки земной поверхности. Определение записывается в тетрадь.
Вспомним, какие линии вам уже известны. Полюс – это точка пересечения земной оси с поверхностью Земли. На Земле два полюса – северный и южный. Экватор – зто линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси её вращения. Это слово происходит от латинского слова «эквус», что значит «равный». Экватор делит земной шар на северное и южное полушарие. Длина его 40 076 км. Начальный меридиан проходит через Гринвич, предместье Лондона, где расположена обсерватория. Северный, южный полюс, линия экватора и нулевого меридиана находятся и показываются учащимися на карте. Познакомимся с другими линиями, их так много на карте.
Слайд 7. Меридиан– это линии, условно проведённые на земной поверхности от одного полюса до другого по кратчайшему пути. Все меридианы равны по длине и их длина составляет 40 000 км. А 1 градус меридиана составляет в среднем 111 км. Определение записывается в тетрадь.
Слайд 8. Параллели– это линии, условно проведённые на земной поверхности параллельно экватору. Самая длинная параллель экватор; длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается. Определение записывается в тетради.
Слайд 9. Географическая широта– угол между отвесной линией в данной точке и плоскостью экватора. Определение записывается в тетрадь. Она изменяется от 0 градусов на экваторе до 90 градусов на полюсе. Различают северную и южную широту, сокращённо записывают с.ш. и ю.ш. К югу от экватора любая точка будет иметь южную широту, к северу от – экватора – северную. Определить географическую широту любой точки – это значит определить широту параллели, на которой она находится. На картах широту параллелей подписывают на правой и левой рамках.
Работа с учебником. Учащимся совместно предлагается определить географическую широту объектов: городов Москвы, Лондона, Владивостока, мыса Игольный, посёлка Мирный.
Слайд 10. Проверяют ответы по таблице.
№ |
Объекты |
Широта |
1. |
Г. Москва |
55° с.ш. |
2. |
Г. Санкт -Петербург |
59° с.ш. |
3. |
Г. Владивосток |
43° с.ш. |
4. |
Мыс Игольный |
34° ю.ш. |
5. |
Посёлок Мирный |
66° ю.ш. |
Слайд 11. Географическая долгота– угол между плоскостью меридиана, проходящего через данную точку, и плоскостью начального меридиана. Определение записывается в тетрадь. Начальный (нулевой или Гринвичский) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. К востоку от этого меридиана долгота всех точек восточная, к западу – западная. Долгота изменяется от 0 до 180 градусов. Сокращённо записывается в.д. и з.д. Определить географическую долготу любой точки – это значит определить долготу меридиана, на котором она находится. На картах долготу меридианов подписывают на верхней и нижней рамке, а на карте полушарий – на экваторе.
Работа с учебником. Учащимся предлагается определить географическую долготу городов: Москва, Санкт Петербург, Вашингтон, Сантьяго, Канберра.
Слайд 12. Проверяют ответы по таблице
№ |
Города |
Долгота |
1. |
Москва |
37° в. д. |
2. |
Санкт -Петербург |
30° в.д. |
3. |
Вашингтон |
116° з.д. |
4. |
Сантьяго |
70° з.д. |
5. |
Канберра |
149° в.д. |
Слайд 13. Широта и долгота любой точки земной поверхности оставляют её географические координаты. Термин «долгота» и «широта» дошли до нас от древних мореходов, давших описание длины и ширины Средиземного моря. Та координата, которая соответствовала длине Средиземного моря, стала долготой, а та, которая соответствовала ширине, стала современной широтой.
Практическая работа. Учащимся совместно предлагается определить географические координаты вулканов: Килиманджаро и Кракатау, горы Мак-Кинли. По географическим координатам найти объекты: города Париж, островов: Пасхи, Шри-Ланка.
Раздаются карточки в 2 вариантах, на которых дано задание определить географические координаты 5 объектов (городов, горных вершин, вулканов, островов) и найти 2 объекта по заданным координатам.
Слайд 14. Ответы ребята проверяют по таблице на слайде.
№ |
Объекты |
Широта, долгота |
1. |
Вулкан Кракатау |
6° ю.ш. 105° в.д. |
2. |
Вулкан Килиманджаро |
3° ю.ш. 37° в.д. |
3. |
Гора Мак-Кинли |
63° с.ш. 151° з.д. |
4. |
Город Париж |
48° с.ш. 2° в.д. |
5. |
Остров Пасхи |
27° ю.ш. 109° з.д. |
6. |
Остров Шри-Ланка |
7° с.ш. 80° в.д. |
На заключительном этапе проводится рефлексия учащимися.
Слайд 15. Домашнее задание. Определить географические координаты трёх городов по выбору.