Цель:
- Учебная: выяснить причины нового советско – германского сближения в конце 30-х годов.
- Развивающая: сравнить стратегические и тактические мотивы руководства СССР и Германии при заключении договора о ненападении 1939г.
- Воспитательная: уяснить реальные последствия Пакта о ненападении и дать им оценку с моральной и правовой позиции.
Задача:
- формирование знаний о сложности международных отношений накануне Великой Отечественной войны;
- формировании универсальных умений и навыков аналитического, сравнительного, обобщающего характера;
- воспитание чувства патриотизма и эмпатии, навыков социального взаимодействия.
ТСО: компьютер, проектор, экран, таблицы № 1, № 2, карта самоконтроля учащегося, атлас история России XX век, учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной История России XX-начале XXI века.
Форма организации деятельности учащихся: работа в гетерогенных группах (группы учащихся формируются учителем заранее).
Деятельность учителя | Форма организации деятельности учащихся | Результат учебной деятельности | Воспитательный аспект |
1-й этап урока. Организационный момент.
Целеполагание. Инструктаж. Учитель: Добрый день. Садитесь. Сегодня на уроке новая тема: Внешняя политика СССР в 30-е гг., вы узнаете основные направления внешней политики СССР, составите сравнительные таблицы внешнеполитической деятельности государств, проанализируете мотивы и условия подписания советско-германского договора в 1939 г. Урок усвоения знаний, применения умений и навыков, на котором вы покажите навыки коллективной работы и манеры публичного выступления. Обратите внимание, вы расселись по группам. Первая группа представляет Дипломатов МИДа, которые выскажут своё видение причин нового советско-германского сближения в 1939 г. Вторая группа – Политологи, которые сообщат о причинах затягивания Англией и Францией подписания договора о взаимопомощи в борьбе с агрессором. Третья группа называется Историки-аналитики, вам предстоит оценить Пакт о ненападении 1939 г. с моральной и правовой позиции. После выполнения группами всех письменных заданий мы заслушаем ваши выступления. Время выступления 5 минут. 2-й этап урока. Актуализация знаний. Учитель: вам уже известно, что внешняя политика СССР в 1920-х гг. была направлена на прорыв международной изоляции. Дипломатическое признание СССР являлось условием для экономического роста и сотрудничества с другими странами. Коминтерн, отказавшись от политики разжигания мировой революции, направил работу на формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран. С 1933г до 1939 г внешняя политика стала носить явно антигерманскую направленность. Почему главным устремлением СССР становиться изоляция фашистской Германии и милитаристской Японии? Учитель кратко характеризует курс СССР по созданию единого антифашистского фронта (деятельность Коминтерна, помощь Испании, Китаю, МНР). 3-й этап урока. Мотивация усвоения новых знаний. Учитель: Международная напряжённость в конце 30-х годов нарастала. СССР оказался в полной изоляции между противостоящими друг другу блоками капиталистических стран. В один из них входили Германия, Италия, Япония, в другой – США, Англия и Франция, несмотря на острые противоречия, эти страны объединяла жгучая ненависть к Советскому Союзу. Мюнхенское соглашение 1938 г. и отторжение от Чехословакии Судетской обл. в пользу Германии, окончательно развеяло надежды на создание системы коллективной безопасности. Англо-германская и франко-германская декларации, подписанные в 1938 г. демонстрировали политику умиротворения агрессора. Переговоры о подписании равноправного трёхстороннего договора о взаимопомощи СССР с Англией и Францией к августу 1939 г. не имели существенного прогресса. Опасность быть втянутым в войну на два фронта – с фашистской Германией на западе и милитаристской Японией на востоке подталкивала СССР к союзу с главным мировым агрессором. Нам предстоит разобраться, было ли подписание советско-германского договора о ненападении правильным решением руководства СССР? Какие последствия имел Пакт о ненападении для СССР? 4-й этап урока. Применение умений и навыков. Учитель: знакомит с разнообразием взглядов на заключение советско-германского договора 1939 г. (А.Гитлер, А.Жданов, В.Молотов, И.Сталин). Изучение содержания Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола 1939 г. происходит по фрагментам презентации и документам. Дополнительно, учитель сообщает оценку Черчиллем договора о ненападении: “Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение – Гитлеру или Сталину…Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным”. Гегемонизм Германии стал главным мотивом Гитлера, который успел узнать в Мюнхене трусливость Даладье и Чемберлена, чтобы атаковать Германию. Для Сталина основная задача бала в том, чтобы избежать войны. А в случае нападении Германии вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратить их в войну гражданскую – мирового пролетариате с мировой буржуазией. С опережением учитель сообщает о “советизации” Прибалтики и причинах советско-финской войны. Учащиеся должны выработать свою позицию по поводу политических мотивов руководителей двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г. 5-й этап урока. Выступления групп по заданным проблемам 5 мин. 1. Дипломаты МИДа: Причины и сущность нового сближения СССР и Германии в конце 30-х гг. 2. Политологи: Сравнить стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта о ненападении 1939 г. 3. Историки-аналитики: Оценить последствия Пакта и секретного протокола для СССР с моральной и правовой позиции.
6 этап урока. Рефлексия. Используя глаголы продолжить различные суждения о заключении Пакта о ненападении 1939 г.: Политики западных демократий… считали советско-германский договор
противоестественным актом, на который мог решиться тоталитарный
деспотизм в обеих странах. 7. Домашнее задание. |
ИКТ: Слайд 1. ИКТ: Слайд 2.
ИКТ: Слайд 3. Работа в группах. На столах таблички: Дипломаты МИДа, Политологи, Историки-аналитики.
На экране: Слайд 4. Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Прочитать учебник стр.215 Мюнхенское соглашение. ДМК: воспоминание К.Е.Ворошилова о переговорах с представителями Англии и Франции. Из статьи А.А. Жданова “Правительства Англии и Франции не хотят равноправного договора с СССР”.
Взаимопроверка заполнения таблицы № 1, группы обмениваются заданиями Образец Слайд 6.
ИКТ: Слайд 7. ИКТ: Слайд 8. ИКТ: Слайд 9. Прочитать учебник стр. 216-218 Работа с документами: советско-германский договор 1939 г.; секретный протокол к договору 1939 г.
Взаимопроверка заполнения таблицы № 2, группы обмениваются заданиями. Образец Слайд 10. Работа по атласу России XXв. “Мозговой штурм”– вопросы для групп: |
На столах учащихся: учебник А.А. Данилова, Л.Г.
Косулиной История России XX –нач. XXI века, параграф 28. Таблица № 1. Внешнеполитическая деятельность стран. Таблица № 2. Стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта 1939г. Атласы история России XX век.
Беседа по вопросам “Кот в мешке”, каждая группа вытягивает по
вопросу: Первичный контроль: учащиеся в группах заполняют таблицу № 1.
Беседа по вопросам “Кот в мешке”:
Учащиеся заполняют сравнит. таблицу № 2. Учитель консультирует, оказывает адресную помощь.
Учащиеся находят в атласе территории, относящиеся к сфере интересов Советского Союза.
В конце урока учащиеся заполняют карту самоконтроля, которая даёт возможность понять “молчащего” ученика, проанализировать урок с его позиций, определить уровень его притязаний. Учащиеся записывают домашнее задание: параграф 30, рабочая тетрадь. |
Психологический настрой на тон партнеров по общению.
Формирование и развитие чувства интернационализма.
Формирование компетенции социально-группового взаимодействия.
Воспитание ответственности за коллективно принятые решения.
Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств.
Формирование эмпатии. Учащиеся с помощью одноклассников решают поставленные задачи.
Формирование компетенций в сфере гражданско- общественной деятельности.
Формирование способности осмысливать собственную познавательную деятельность, мотив работы. |