Путешествие в замок Местоимений

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок-обобщение (систематизация изученного и контроль качества знаний)

Цели и задачи:

  • Систематизировать знания о местоимениях.
  • Закрепить правописание отрицательных и неопределенных местоимений.
  • Развитие связной речи учащихся, мышления

Ход урока

1. Вступительное слово.

Сегодняшний урок у нас с вами обобщающий по теме "Местоимение". И сейчас мне хочется пригласить всех вас в путешествие по замку Местоимений!

2. Сообщение целей и задач урока.

Совершая экскурсию, мы с вами побываем в замке Местоимений, вспомним всех жителей этого замка.

Далее пройдем по коридору правописания, где закрепим правила правописания неопределенных и отрицательных местоимений.

Потом окажемся в кабинете вопросов и ответов, где вас ждет тестирование.

А затем мы с вами побываем в зале творчества.

3. Теоретическое повторение.

Итак, я приглашаю вас в путь.

Перед воротами замка нас встречает стража.

Чтобы попасть в замок, мы должны ответить на вопросы:

- Для чего же служат местоимения? Какова их роль в нашей речи?

(М. помогают объединять предложения в связанный текст, избежать повторения одних и тех же слов в речи.

М. указывают на предметы, одушевленные и неодушевленные, их признаки и количество, но не называют их.

Употребляются вместо существительных, прилагательных и числительных).

- Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящий и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (МЫШЬ)

- Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (ВЫМЫТЫ)

- Первый слог - личное местоимение, второй - звук, который издает лягушка. Вместе овощи. ( ТЫКВА)

Теперь я могу пригласить вас в замок, где живут местоимения.

Давайте вспомним всех жителей, которые обитают в замке!

- Назовите все разряды местоимений, которые мы с вами изучили.

(личные - я, ты, мы, вы, он, она, они, оно

Возвратное - себя

Вопросительные - кто, что, какой, который, чей, сколько (в вопросительных предл.)

Относительные - кто, что, какой, который, чей, сколько (для связи придаточных в СПП)

Неопределенные - некто, нечто, кто-то, кое-что, несколько, что-то и т.д.

Отрицательные - никто, некого, нечего, ничто, никакой, нисколько, никоторый

Притяжательные - мой, твой, наш, ваш, его, ее, их

Указательные - тот, этот, такой, таков, столько

Определительные - весь, всякий, другой, иной, каждый, любой, сам, самый

4. Повторение разрядов местоимений.

Давайте потренируемся в определении разрядов местоимений.

Вашему вниманию будут представлены предложения. Выпишите из них местоимения и определите их разряд.

Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
(Ф Тютчев)

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы.
(А. Плещеев)

Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?
(А Плещеев)

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
(В. Жуковский)

Найдите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • Каждый, всякий, себя.
  • Никто, некто, некоторый
  • Ничей, нисколько, некому
  • Мой, твой, тебя
  • Никто, кто-либо, что-то

5. Повторение правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

Ну что же, мы с вами закрепили все наши знания о жителях замка М. и можем смело двигаться дальше.

А дальше я приглашаю вас пройти по коридору правописания.

Давайте вспомним правила правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

(У отрицательных и неопределенных местоимений под ударением пишется НЕ, а без ударения - НИ (некого, ничего); НЕ и НИ в отрицательных М. пишутся слитно, а если их разделяет предлог - пишутся в три слова (ни в ком)

Правописание через дефис ( приставка КОЕ-, суффиксы -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ)

Давайте закрепим правила правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

Предложения:

  1. Нечего тому страшиться, который ничего не боится.
  2. Кто оторвался от друзей, тому не на кого рассчитывать в беде.
  3. Ничьими похвалами не возносись.
  4. Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит.
  5. Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
  6. Родную мать никем не заменишь.
  7. Чьи-то шаги послышались за дверью.

6. Практическая работа.

Отлично! Вот мы и добрались с вами до кабинета вопросов и ответов.

ТЕСТ.

1. Что обозначает местоимение:

  1. предмет
  2. признак предмета
  3. количество предметов
  4. ничего не обозначает

2. В какую группу местоимений включены только притяжательные:

  1. мы, мой, такой, себя
  2. наш, ваш, ее, их
  3. он, мой, каждый, твой
  4. нас, его, ваш, весь

3. Роль в предложении относительных местоимений:

  1. выполняют роль служебных частей речи
  2. соединяют простые предложения в сложноподчиненные
  3. выражают вопрос в простом предложении
  4. являются обстоятельствами

4. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис:

  1. (кое)что,(кое)у кого, чего(то)
  2. какой(нибудь), (кое)кого, чей(то)
  3. кто(то), (кое)с кем, о чем(то)
  4. какой(либо), кто(нибудь), (кое)с чем

5. У какого местоимения нет именительного падежа:

  1. вопросительного
  2. личного
  3. возвратного
  4. указательного

7. Предупреждение грамматических ошибок.

Мы должны грамотно употреблять местоимения в устной и письменной речи.

Послушайте шуточное стихотворение и замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
"Так съедите вы у пса весь обед евойный!" ( ЕГО)

Закричала хрюшка-мать: " Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки" (ИХ)

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
"Слушать я уже устал ейные упреки. (ЕЁ)

Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день".
А. Хайт

8. Творческая работа.

Очень важно уметь правильно употреблять местоимения в своей речи.

Вот мы с вами достигли зала творчества.

Вам дается несколько минут на составление небольшого рассказа на тему "Моя семья", но в тексте обязательно должны использоваться местоимения.

9. Зачитывание текстов.

10. Итог урока.

Наше путешествие закончилось. Мы закрепили с вами знания о местоимениях. Надеюсь, вы не забудете жителей замка и не станете нарушать правила правописания и употребления местоимений в нашей речи.