Тип урока: урок-обобщение (систематизация изученного и контроль качества знаний)
Цели и задачи:
- Систематизировать знания о местоимениях.
- Закрепить правописание отрицательных и неопределенных местоимений.
- Развитие связной речи учащихся, мышления
Ход урока
1. Вступительное слово.
Сегодняшний урок у нас с вами обобщающий по теме "Местоимение". И сейчас мне хочется пригласить всех вас в путешествие по замку Местоимений!
2. Сообщение целей и задач урока.
Совершая экскурсию, мы с вами побываем в замке Местоимений, вспомним всех жителей этого замка.
Далее пройдем по коридору правописания, где закрепим правила правописания неопределенных и отрицательных местоимений.
Потом окажемся в кабинете вопросов и ответов, где вас ждет тестирование.
А затем мы с вами побываем в зале творчества.
3. Теоретическое повторение.
Итак, я приглашаю вас в путь.
Перед воротами замка нас встречает стража.
Чтобы попасть в замок, мы должны ответить на вопросы:
- Для чего же служат местоимения? Какова их роль в нашей речи?
(М. помогают объединять предложения в связанный текст, избежать повторения одних и тех же слов в речи.
М. указывают на предметы, одушевленные и неодушевленные, их признаки и количество, но не называют их.
Употребляются вместо существительных, прилагательных и числительных).
- Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящий и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (МЫШЬ)
- Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (ВЫМЫТЫ)
- Первый слог - личное местоимение, второй - звук, который издает лягушка. Вместе овощи. ( ТЫКВА)
Теперь я могу пригласить вас в замок, где живут местоимения.
Давайте вспомним всех жителей, которые обитают в замке!
- Назовите все разряды местоимений, которые мы с вами изучили.
(личные - я, ты, мы, вы, он, она, они, оно
Возвратное - себя
Вопросительные - кто, что, какой, который, чей, сколько (в вопросительных предл.)
Относительные - кто, что, какой, который, чей, сколько (для связи придаточных в СПП)
Неопределенные - некто, нечто, кто-то, кое-что, несколько, что-то и т.д.
Отрицательные - никто, некого, нечего, ничто, никакой, нисколько, никоторый
Притяжательные - мой, твой, наш, ваш, его, ее, их
Указательные - тот, этот, такой, таков, столько
Определительные - весь, всякий, другой, иной, каждый, любой, сам, самый
4. Повторение разрядов местоимений.
Давайте потренируемся в определении разрядов местоимений.
Вашему вниманию будут представлены предложения. Выпишите из них местоимения и определите их разряд.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
(Ф Тютчев)
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы.
(А. Плещеев)
Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?
(А Плещеев)
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
(В. Жуковский)
Найдите лишнее слово, объясните свой выбор:
- Каждый, всякий, себя.
- Никто, некто, некоторый
- Ничей, нисколько, некому
- Мой, твой, тебя
- Никто, кто-либо, что-то
5. Повторение правописания отрицательных и неопределенных местоимений.
Ну что же, мы с вами закрепили все наши знания о жителях замка М. и можем смело двигаться дальше.
А дальше я приглашаю вас пройти по коридору правописания.
Давайте вспомним правила правописания отрицательных и неопределенных местоимений.
(У отрицательных и неопределенных местоимений под ударением пишется НЕ, а без ударения - НИ (некого, ничего); НЕ и НИ в отрицательных М. пишутся слитно, а если их разделяет предлог - пишутся в три слова (ни в ком)
Правописание через дефис ( приставка КОЕ-, суффиксы -ТО, -ЛИБО, - НИБУДЬ)
Давайте закрепим правила правописания отрицательных и неопределенных местоимений.
Предложения:
- Нечего тому страшиться, который ничего не боится.
- Кто оторвался от друзей, тому не на кого рассчитывать в беде.
- Ничьими похвалами не возносись.
- Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит.
- Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
- Родную мать никем не заменишь.
- Чьи-то шаги послышались за дверью.
6. Практическая работа.
Отлично! Вот мы и добрались с вами до кабинета вопросов и ответов.
ТЕСТ.
1. Что обозначает местоимение:
- предмет
- признак предмета
- количество предметов
- ничего не обозначает
2. В какую группу местоимений включены только притяжательные:
- мы, мой, такой, себя
- наш, ваш, ее, их
- он, мой, каждый, твой
- нас, его, ваш, весь
3. Роль в предложении относительных местоимений:
- выполняют роль служебных частей речи
- соединяют простые предложения в сложноподчиненные
- выражают вопрос в простом предложении
- являются обстоятельствами
4. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис:
- (кое)что,(кое)у кого, чего(то)
- какой(нибудь), (кое)кого, чей(то)
- кто(то), (кое)с кем, о чем(то)
- какой(либо), кто(нибудь), (кое)с чем
5. У какого местоимения нет именительного падежа:
- вопросительного
- личного
- возвратного
- указательного
7. Предупреждение грамматических ошибок.
Мы должны грамотно употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Послушайте шуточное стихотворение и замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
"Так съедите вы у пса весь обед евойный!" ( ЕГО)
Закричала хрюшка-мать: " Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки" (ИХ)
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
"Слушать я уже устал ейные упреки. (ЕЁ)
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день".
А. Хайт
8. Творческая работа.
Очень важно уметь правильно употреблять местоимения в своей речи.
Вот мы с вами достигли зала творчества.
Вам дается несколько минут на составление небольшого рассказа на тему "Моя семья", но в тексте обязательно должны использоваться местоимения.
9. Зачитывание текстов.
10. Итог урока.
Наше путешествие закончилось. Мы закрепили с вами знания о местоимениях. Надеюсь, вы не забудете жителей замка и не станете нарушать правила правописания и употребления местоимений в нашей речи.