Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Погружение в проект. |
|
1. Мотивация учащихся просмотр
мультфильм "Винни-Пух" 2. Формирование проблемы культуры поведения за столом Цель: сформировать навык культуры поведения во время приема пищи. Задачи: 1. Развитие познавательной активности учащихся; 2. Развитие умения работать с различными источниками информации; 3. Формирование навыка и привычки самооценки и взаимооценки; 4. Развитие коммуникативных навыков и навыков диалогического общения; 5. Развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения и выполнять творческие задания. |
Просмотр мультфильма "Винни-Пух" Обсуждение ситуации, формулирование проблемы и принятие задачи. Задача: Знакомство с правилами культуры поведения за столом. |
2. Планирование. |
|
I. Сформировать группы по следующим
направлениям: - Историки - Филологи - Официанты - Культурологи - Тренинг II. Предлагает источники нахождения информации. III. Индивидуальный инструктаж по работе и отбору необходимой информации IV. Выбор формы презентации проекта. V. Наблюдение за работой учащихся. |
1. Знакомятся с темой исследования, задают вопросы. Формируют состав группы и распределят роли. Принимают состав группы. Осуществляют планирование работы в группах |
3. Исследование. |
|
Консультирование учащихся по группам. Наблюдает. | Собирают информацию в соответствии со
своей ролью и сообща. Консультируются с учителем. Оформляют собранный материал. |
4. Результаты и выводы. |
|
Практическая помощь (по необходимости). Проведение репетиций, консультаций. Помощь в определении формы и способа презентации. |
Общение детей в группах по теме группы. Ведут подготовку материалов к защите проекта. |
5. Презентация проекта. |
|
Участие в оценке результатов работы над проектом через диагностический тренинг. | Защищают проект: - представление исторического документа в сравнение с современными правилами культуры поведения за столом; - пословицы, поговорки, загадки; - правила сервировки стола; - традиции чаепития в картинах русских живописцев; |
6. Оценка и результат. |
|
Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы. Награждение. |
Диагностический тренинг. Критерии взаимооценки результатов презентации проекта: 1. Мне понравилось, я все понял 2. Мне понравилось, но я не все понял. 3. Я все понял, но мне не понравилось. |
Подготовка презентации проекта для учащихся.
Формирование рабочих групп по желанию и симпатиям.
1 группа - Историки
2 группа - Филологи
3 группа - Официанты
4 группа - Искусствоведы
Инструкция для историков:
1. Узнай, кто такие историки? Обратись к словарю.
Если у тебя возникли трудности с текстом - обратись к родителям, учителю.
2. Поработай с историческим документом времен Петра I "Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению" (см. Приложение).
3. Познакомься с современными правилами поведения за столом. (см. Приложение)
4. Сравни тексты по содержанию. Что в них общего? Сделай вывод.
5. Что тебе показалось занимательным и необычным в тексте "Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению"?
6. Какой материал поместите в стенгазету? Оформите его.
Приложение 3.
Инструкция для филологов:
1. Узнайте, кто такие "филологи"?
Что изучает "филология"?
2. Подумайте, где можно узнать об этом подробнее?
(библиотека - толковые словари)
3. Если возникли трудности с текстом из словаря, обратитесь за помощью к родителям, к учителю.
4. Подумайте, произведения каких жанров устного народного творчества связаны с темой проекта?
5. Определите, что будет наиболее интересно вашим одноклассникам?
6. Найдите загадки и пословицы, которые имеют отношение к теме проекта. (см. Приложение)
7. Подумайте, как оформить свой лист для газеты? (Рамка, выделить заголовок, вставить рисунки по теме) (см. Приложение)
8. Подготовьте выступление для представления своей работы.
Приложение 2.
Инструкция для официантов:
- Кто такие официанты?
- Найдите определение в словаре.
Официант - это в богатом доме: слуга, прислуживающий за столом
Официант - в ресторане, кафе, на приемах: работник, подающий кушанья, напитки. (словарь С.И, Ожегов и Н.Ю.Шведова, Москва, 2007 год)
- А какую роль выполняют официанты? Давайте причитаем в тексте: \
В кафе, рестораны, столовые люди приходят не только затем, чтобы утолить голод, но и чтобы отдохнуть, снять напряжение от повседневных забот, пообщаться со знакомыми. В удовлетворении этих запросов главную роль играет официант. Он выступает в роли радушного и гостеприимного хозяина (хозяйки): встречает посетителей, знакомит их с меню. В его обязанности входит сервировка стола, прием заказов от посетителей и быстрое их выполнение, расчет с гостями, сбор использованной посуды. Официант должен хорошо знать виды обслуживания, соответствующие им правила и технику, правила сервировки стола, кулинарную характеристику блюд, напитков и многое другое.
- А что такое сервировка стола?
- Найдите какие виды сервировки стола бывают. (см. Приложение)
- Какую посуду используют для сервировки стола к чаю? Что самое главное для подачи на стол из посуды к чаю?(назвать из списка)
- в сервировке стола особую роль играют скатерти и салфетки. Какая должна быть скатерть для сервировки стола к чаю?
- Непременная деталь сервировки стола - салфетки. В зависимости от назначения различают и чайные салфетки.. (см. Приложение)
- Складывание салфеток это искусство .Официант должен уметь красиво складывать салфетки. А вы умеете складывать салфетки, так что бы было красиво Так вот это будет задание: дома с помощью родителей научиться складывать салфетки.
- Продемонстрируйте, какие виды складывания салфеток вы узнали.
- А теперь давайте попробуем один из вариантов складывания салфеток выполнить все вместе. (выполнение работы, лучшие выбирают для сервировки стола)
- Используя полученные знания, накройте стол к чаю.
Инструкция для искусствоведов:
1 задание. Узнайте, кто такие искусствоведы.
С.И. Ожегов "Искусствовед - специалист по искусствоведению "Искусствоведение - наука об искусствах (преимущ. изобразительных "Изобразительное искусство - общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура)
"Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов красками."
"Живописный -1. живопись; 2. красивый , достойный кисти художника; 3 яркий, образный, выразительный"
2 задание. Рассмотрите картины:
Борис Кустодиев. "На террасе"
Зинаида Серебрякова "За завтраком"
Дмитрий Журавлёв "Сказ про самовар"
Юрий Кротов "Хозяюшка"
- Постарайтесь ответить на вопросы, используя словарик цвета и настроения.
1. Что объединяет картины. | Светлая гамма, тёмная гамма, |
2. Какие чувства вызывают картины. | праздничное настроение, чистота. |
3. Какие цвета преобладают в картинах. | радость, глубокая печаль, чувство |
4. Что изображено на картинах. | тревоги, белый, голубой, чёрный, |
5. Зачем художник написал эти картины. | красота, покой, уединение, свет, |
спокойствие, традиция, лёгкость, | |
глубина, нежность. |
Итоговый тренинг - Приложение.
Список литературы:
- В.А. Кудашева "Чудесная диета, или как стать стройными "Москва "Просвещение" 1991г.
- "Современная энциклопедия для девочек." Минск. "Современный литератор" 2000г.
- "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению".
- С. И. Ожегов Толковый словарь.
- В. Лях Учебник по физической культуре. 1 - 4 классы. Москва "Просвещение" 2008г.
- Энциклопедия хозяйки. Универсальный справочник. Аркаим 2004г.
- Энциклопедия детского фольклора. Белый город, 2007г.