Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.
Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР), я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков не приносят желаемых результатов.
Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
- Развитие моторики речевого аппарата;
- Отработка правильного произношения звуков;
- Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.
К автоматизации поставленного звука
можно переходить лишь тогда, когда ребенок
произносит его изолированно совершенно
правильно и четко при продолжительном или
многократном повторении. Ни в коем случае не
следует вводить в слоги и слова звук, который
произносится еще недостаточно отчетливо, так как
это приведет лишь к закреплению неправильных
навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна
проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.
С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.
При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровой комплекс по автоматизации звуков именно для них.
Каждого из родителей необходимо
нацелить на систематическую, длительную работу с
ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь
нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а
скорректировать недостатки предпочтительнее в
детском возрасте – всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях
родителям показываются логопедические приемы
(артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.)
максимально понятные для последующего домашнего
воспроизведения. На этапе автоматизации звуков
особое внимание родителей следует обращать на
необходимость постоянного контроля над
поставленными звуками, так как тонус
артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и
“сломать” старый речевой стереотип бывает
очень трудно. Довольно часто встречается
ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет
заниматься дома!”.
Для автоматизации произношения звуков в свободной речи я рекомендую родителям использовать данный игровой комплекс (Приложение №1).
“Лото-бродилка”
Цель игрового комплекса: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.
Задачи,
решаемые данным комплексом:1) Образовательные
:- повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
- расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
- формирование правильного произнесения звука в слове и в предложении;
- формирование грамматического строя речи.
2) Развивающие
:- развитие фонематического слуха;
- развитие произвольного внимания, памяти;
- активизация всех компонентов речевой деятельности;
- развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
3) Воспитательные:
- воспитание целеустремлённости;
- воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
- воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.
Оборудование:
- 21 игровая карта.
- Фишки.
- Инструкция.
Ход игры
Вариант №1: “Бродилка”
В игре участвуют 1-2 игрока. Устанавливают порядок хода, между участниками Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Где живет сова?” “Помоги сове добраться до дупла. Передвигайся по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [С], в начале слова, (сапоги, собака, сумка, сом, совок, сундук)”. Игроки передвигаются по очереди проговаривая изображение на картинке, если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.
Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до дупла).
Вариант №2: “Лото”
В игре участвуют 1-2 игрока. Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Помоги катеру добраться до причала”. Устанавливают порядок хода между участниками. Игроки по очереди передвигаются по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [Р], в конце слова (сыр, шар, топор, помидор, мухомор, забор) проговаривая изображение на картинке и закрывая его фишкой. Таким образом, получается дорожка и ребенок наглядно видит достижение цели. Если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.
Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до причала).
Желаем Вам приятного обучения в компании наших игр!