Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • выявление работы словосочетания в речи, работы каждого члена в словосочетании – независимого и зависимого;
  • выявление трёх типов работы зависимого члена в словосочетании;
  • создание условий для формирования коммуникативной компетентности.

Ход урока

1. Постановка задачи на выяснение работы словосочетания.

Ребята вспоминают тему раздела, задачи раздела, что уже узнали.

Тема раздела: Как связываются слова друг с другом в речи?

Задачи темы:

1. Выявить три типа грамматической связи.

2. Вывести понятие о словосочетании.

3. Сконструировать способ нахождения независимого и зависимого членов словосочетания.

4. Научиться определять тип работы зависимого члена словосочетания.

5. Вывести понятие о предложении.

6. Сконструировать способ нахождения сказуемого и подлежащего в предложении.

7. Научиться анализировать предложения разной конструкции.

<Рисунок1.jpg>

img2.gif (24598 bytes)

<Рисунок2.jpg>

Ребята определяют неизученную задачу №4. Это и есть тема сегодняшнего урока.

2. Сравнение работы слова и словосочетания. Вывод о работе словосочетания (в форме учебного диалога).

а) Сравните высказывания:

Дай мне карандаш.

Дай мне синий карандаш.

– В первом высказывании слово карандаш назвало предмет, который нужен говорящему. Какую работу выполняет во втором высказывании словосочетание синий карандаш?

Чем же отличается работа слова карандаш от работы словосочетания синий карандаш.

Так же сравниваются: читать и читать книгу, смуглый и смуглый от загара.

На доске

<Рисунок3.jpg>

Вывод (вывешивается на доску)

<Рисунок 4.jpg>

3. Выявление работы независимого и зависимого слов словосочетания.

– Запишите: “Рисовать портрет – портрет брата”. Самостоятельно найдите зависимые и независимые члены словосочетания.

Затем проходит анализ словосочетания (в форме учебного диалога)

<Рисунок 5.jpg>

Вывод (вывешивается на доску):

<Рисунок 6.jpg>

4. Рассуждение “Кто главный в словосочетании?” (в форме учебной дискуссии).

Сначала идёт обсуждение в парах.

Обсуждение работы в парах.

– Робот Сам Самыч тоже рассуждал по этому вопросу. Давайте прочитаем его рассуждения. (Упражнение 219)

Кто главный в словосочетании?

“Понятно кто, — скорее всего, ответите вы, — кто командует, тот и главный”. “Командир” в словосочетании — независимое слово, обычно его отмечают крестиком, как отмечают “звёздочками” на погонах командиров в армии. Именно независимое слово подчиняет себе зависимое, командует ему, в какой форме оно должно появиться возле своего “командира”. Поэтому независимое слово действительно можно назвать главным словом в словосочетании.

Но ведь командир без своих солдат, как известно, воевать не может, и начальник без подчинённых уже не начальник. И нередко бывает так: главную работу всё-таки выполняет подчинённый, а не начальник. А какая главная работа у словосочетания? Верно, эта работа — уточнять название предмета, действия или признака. Вот, например, слово дом — это название предмета, а словосочетания кирпичный дом и бревенчатый дом уточняют, какой именно дом (т. е. из какого материала сделанный) имеется в виду в каждом случае. Любому понятно, что эти словосочетания называют разные предметы (ведь не может же один и тот же дом быть одновременно и кирпичным, и бревенчатым), хотя в каждом из них уточняется одно и то же название — дом. А благодаря каким словам мы понимаем, что речь всё-таки идёт о разных домах? Конечно, благодаря словам кирпичный и бревенчатый, именно эти слова уточняют название предмета. Но ведь они-то всего лишь подчинённые в этих словосочетаниях! А оказывается, они — главные работники!

В словосочетаниях пройти испытание и пройти станцию есть один и тот же глагол. Но значения у него разные: в первом случае слово пройти близко к “выдержать”, а во втором это же слово употреблено в значении “миновать, проследовать мимо”. В каждом словосочетании уточняется, в каком именно значении употребляется глагол пройти. А какие слова это уточняют? Конечно, зависимые. И здесь эти слова оказались незаменимыми работниками!

Это и неудивительно. Хотя зависимое слово грамматически подчиняется независимому, главную работу словосочетания в речи — уточнение — выполняет именно оно. Так что нужно ещё хорошенько подумать, прежде чем отвечать на вопрос, какое слово в словосочетании главное — независимое или зависимое.

– В школьных учебниках независимое слово называют главным. Что имеют в виду: его грамматическую роль или смысловую?

– Какой термин, на ваш взгляд, удачнее: главное слово или независимое?

5. Обнаружение трех типов работы зависимого слова.

– Найдите независимое слово. Что оно называет?

– Работа зависимого слова – уточнение. А одинаково ли уточняется название действия.

Запись на доске.

<Рисунок7.jpg>

<Рисунок8.jpg>

Вывод (вывешивается на доску)

<Рисунок9.jpg>

– Возьмите карточки, которые вам приготовил дедушка Ус (определение, дополнение, обстоятельство)

<Рисунок10.jpg>

6. Знакомство с алгоритмом разбора словосочетания.

– Дедушка Ус приготовил вам таблицу, в которой обобщил все знания о словосочетании.

<Рисунок11.jpg>

Разбор таблицы.

Упражнение 209.

Коллективный разбор словосочетания: гулять с собакой, гулять в саду.

Самостоятельно (можно в парах): девочка с собакой, девочка с косичками.

Самооценка до проверки и после проверки.

7. Работа с самооценочным листом.

<Рисунок12.jpg>

Раскрасьте под цифрой 2: На сколько каждый из вас продвинулся в изучении темы.