Задачи:
- выявление работы словосочетания в речи, работы каждого члена в словосочетании – независимого и зависимого;
- выявление трёх типов работы зависимого члена в словосочетании;
- создание условий для формирования коммуникативной компетентности.
Ход урока
1. Постановка задачи на выяснение работы словосочетания.
Ребята вспоминают тему раздела, задачи раздела, что уже узнали.
Тема раздела: Как связываются слова друг с другом в речи?
Задачи темы:
1. Выявить три типа грамматической связи.
2. Вывести понятие о словосочетании.
3. Сконструировать способ нахождения независимого и зависимого членов словосочетания.
4. Научиться определять тип работы зависимого члена словосочетания.
5. Вывести понятие о предложении.
6. Сконструировать способ нахождения сказуемого и подлежащего в предложении.
7. Научиться анализировать предложения разной конструкции.
<Рисунок1.jpg>
<Рисунок2.jpg>
Ребята определяют неизученную задачу №4. Это и есть тема сегодняшнего урока.
2. Сравнение работы слова и словосочетания. Вывод о работе словосочетания (в форме учебного диалога).
а) Сравните высказывания:
Дай мне карандаш.
Дай мне синий карандаш.
– В первом высказывании слово карандаш назвало предмет, который нужен говорящему. Какую работу выполняет во втором высказывании словосочетание синий карандаш?
– Чем же отличается работа слова карандаш от работы словосочетания синий карандаш.
Так же сравниваются: читать и читать книгу, смуглый и смуглый от загара.
На доске
<Рисунок3.jpg>
Вывод (вывешивается на доску)
<Рисунок 4.jpg>
3. Выявление работы независимого и зависимого слов словосочетания.
– Запишите: “Рисовать портрет – портрет брата”. Самостоятельно найдите зависимые и независимые члены словосочетания.
Затем проходит анализ словосочетания (в форме учебного диалога)
<Рисунок 5.jpg>
Вывод (вывешивается на доску):
<Рисунок 6.jpg>
4. Рассуждение “Кто главный в словосочетании?” (в форме учебной дискуссии).
Сначала идёт обсуждение в парах.
Обсуждение работы в парах.
– Робот Сам Самыч тоже рассуждал по этому вопросу. Давайте прочитаем его рассуждения. (Упражнение 219)
Кто главный в словосочетании?
“Понятно кто, — скорее всего, ответите вы, — кто командует, тот и главный”. “Командир” в словосочетании — независимое слово, обычно его отмечают крестиком, как отмечают “звёздочками” на погонах командиров в армии. Именно независимое слово подчиняет себе зависимое, командует ему, в какой форме оно должно появиться возле своего “командира”. Поэтому независимое слово действительно можно назвать главным словом в словосочетании.
Но ведь командир без своих солдат, как известно, воевать не может, и начальник без подчинённых уже не начальник. И нередко бывает так: главную работу всё-таки выполняет подчинённый, а не начальник. А какая главная работа у словосочетания? Верно, эта работа — уточнять название предмета, действия или признака. Вот, например, слово дом — это название предмета, а словосочетания кирпичный дом и бревенчатый дом уточняют, какой именно дом (т. е. из какого материала сделанный) имеется в виду в каждом случае. Любому понятно, что эти словосочетания называют разные предметы (ведь не может же один и тот же дом быть одновременно и кирпичным, и бревенчатым), хотя в каждом из них уточняется одно и то же название — дом. А благодаря каким словам мы понимаем, что речь всё-таки идёт о разных домах? Конечно, благодаря словам кирпичный и бревенчатый, именно эти слова уточняют название предмета. Но ведь они-то всего лишь подчинённые в этих словосочетаниях! А оказывается, они — главные работники!
В словосочетаниях пройти испытание и пройти станцию есть один и тот же глагол. Но значения у него разные: в первом случае слово пройти близко к “выдержать”, а во втором это же слово употреблено в значении “миновать, проследовать мимо”. В каждом словосочетании уточняется, в каком именно значении употребляется глагол пройти. А какие слова это уточняют? Конечно, зависимые. И здесь эти слова оказались незаменимыми работниками!
Это и неудивительно. Хотя зависимое слово грамматически подчиняется независимому, главную работу словосочетания в речи — уточнение — выполняет именно оно. Так что нужно ещё хорошенько подумать, прежде чем отвечать на вопрос, какое слово в словосочетании главное — независимое или зависимое.
– В школьных учебниках независимое слово называют главным. Что имеют в виду: его грамматическую роль или смысловую?
– Какой термин, на ваш взгляд, удачнее: главное слово или независимое?
5. Обнаружение трех типов работы зависимого слова.
– Найдите независимое слово. Что оно называет?
– Работа зависимого слова – уточнение. А одинаково ли уточняется название действия.
Запись на доске.
<Рисунок7.jpg>
<Рисунок8.jpg>
Вывод (вывешивается на доску)
<Рисунок9.jpg>
– Возьмите карточки, которые вам приготовил дедушка Ус (определение, дополнение, обстоятельство)
<Рисунок10.jpg>
6. Знакомство с алгоритмом разбора словосочетания.
– Дедушка Ус приготовил вам таблицу, в которой обобщил все знания о словосочетании.
<Рисунок11.jpg>
Разбор таблицы.
Упражнение 209.
Коллективный разбор словосочетания: гулять с собакой, гулять в саду.
Самостоятельно (можно в парах): девочка с собакой, девочка с косичками.
Самооценка до проверки и после проверки.
7. Работа с самооценочным листом.
<Рисунок12.jpg>
Раскрасьте под цифрой 2: На сколько каждый из вас продвинулся в изучении темы.