Цели урока:
– формировать у детей целостное восприятие
художественного и исторического произведения;
– воспитывать уважение к родной армии, к
мужеству защитников Отечества;
– развивать интерес к истории своей страны;
– расширять представления детей о литературе на
патриотическую тему;
– пособствовать воспитанию будущих защитников
своей Родины, смелых, мужественных воинов,
способных совершать героические поступки.
Эмоциональный настрой:
– Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Каждый лучик солнышка нам несёт добро. Улыбнитесь ему – оно улыбнётся нам, затем улыбка побежит по нашему классу. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку, не забудьте, что у нас гости – русский народ гостеприимный, нужно сделать так, чтоб гости почувствовали себя, как у себя дома. Улыбнитесь им. Теперь подумайте о самом дорогом человеке и пожелайте ему добра. И успехов всем, кто собрался в нашем классе. Я уверена, кто несёт добро, тому добро и будет.
Вводная беседа:
– Какие слова являются для всех людей самыми близкими и дорогими?
(Родина, Отечество, Россия, мама…)
– Почему мы называем страну Родиной? (мы здесь родились, говорим на родном языке, всё здесь родное)
– Как вы понимаете значение слова Отечество?
(Место, где жили наши отцы и деды, отчий дом)
– Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Россия?
(Гордость, любовь)
– У нас сегодня интегрированный урок истории России и внеклассного чтения. Тему и цели урока поможете сформулировать вы.
Прочтите эпиграф нашего урока:
“Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой”.
– Как вы понимаете эти слова?
– Почему мы называем нашу страну Родина– мать?
(Матерью называем потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас, любит как наша мама)
– Теперь сформулируем тему урока.
– Перед вами исторические события нашей Родины. Каждая группа получает карточку с историческим событием. Ваша задача составить эти события в хронологической последовательности. Справившись с поставленной задачей, вы прочтёте ключевое слово темы нашего урока. В группах обсудите даты событий. (Хранители времени – работаем 10секунд)
Куликовская битва | н |
Бородинское сражение | а |
Ледовое побоище | й |
Нашествие монголо-татар | в |
Невская битва | о |
– Обоснуйте свои ответы. (Событие – дата)
– Какое слово мы получили? ВОЙНА.
– С чем ассоциируется у вас это слово? (Война – это горе, смерть, разруха, самое страшное, что может произойти на Земле)
– В начале урока мы говорили о Родине. Соедините два слова Родина и Война.
– Сформулируем тему урока.
Битва за Отечество.
Они сражались за Родину.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.
Тяжёлые годы на Руси.
– Теперь сформулируем цели урока:
Уч. Я думаю, что сегодня на уроке мы совершим путешествие в историю нашей страны. Будем говорить о войнах, познакомимся с книгами, которые рассказывают о борьбе русского народа с иноземными захватчиками.
Эти книги и подвиги героев научат нас ещё больше гордиться Родиной, заботиться о ней, беречь её.
Уч. Большой исторический путь прошла наша страна. Немало испытаний пришлось ей выдержать на этом пути. Сколько раз чужеземцы хотели захватить её просторы. Нападали монголо-татары, шведы, немцы, французы, японцы, но русские воины смогли защитить свою Родину.
Я думаю, что каждый задумается, а как бы он поступил, если вдруг снова надвинулась беда.
Уч. Мне кажется, что наши мальчики, читая эти книги, задумаются о том, каким должен быть защитник своей Родины.
Учитель:
– Страницы книг, о которых пойдёт речь, не просто оживят наше военное прошлое. Они помогут нам лучше понять настоящее, ощутить величие воинского подвига тех, кто жил задолго до нас и совсем недавно, кому выпал нелёгкий жребий – защитить родную землю, ценой своей жизни сохранить её для потомков. Чтоб мы с вами могли жить, учиться, защищать Родину.
Проблемный вопрос:
На протяжении всего урока, когда вы будете слушать о сражениях, вам нужно сравнить воинов, которые сражались за Отечество много лет назад и совсем не давно.
Определить, что у них общего и в чём различия?
– Я вижу, что каждая группа проделала огромную работу. На ваших столах книги о сражениях, рисунки, составлены карточки для других групп. – Раздайте, пожалуйста, карточки. Ответы заслушаем после выступления группы.
– Мне бы хотелось услышать ваши рассуждения, дополнения, т.к. мнение каждого для нас очень важно и ценно.
-Приступим к реализации целей.
– Послушаем выступление ребят и проанализируем, о чём рассказывается в книгах, посвященных боевому прошлому нашей Родины, её боевым традициям.
1. Нашествие монголо-татар. 1237.
1) В XIII веке обрушилась беда на Русь. С юга пришло монголо-татарское войско. Это кочевые монгольские племена. Племена были сильны своей многочисленностью и военной подготовкой. Чингиз-хан стремился, как можно больше завоевать земель. Его поддерживала вся монгольская знать, для которой война ради грабежа стала главным источником обогащения.
Орда – значит целый род, всё племя шло на чужие земли.
2) Вот запись летописца о приходе неведомого народа:
“Пришла неслыханная рать, безбожники! Никто их ясно не знает, кто они и откуда…”
“Ужас и растерянность, сбываются предсказания – при конце света явился народ, который пленит всю землю”.
“Избили людей от младенца до стариков, убили их за веру христианскую…”
Такие записи летописца говорят нам, что это варвары, безбожники.
3) “Повесть о разорении Рязани Батыем”
Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привёл к русским границам войско, на пути лежало Разанское государство. У разанцев не было сил, они обратились за помощью к черниговскому и владимирскому князьям, но те не откликнулись. Рязань пала на 6 день.
4) Вслед за Рязанью они взяли Коломну, Москву, Тверь, Владимир, Козельск, Киев. Поэма “Злой город” рассказывает о том, как люди защищали малолетнего князя Козельска, как он утонул на 50 день в крови своих защитников. В летописи говорится, что тело князя просто исчезло.
Учитель: Почему же Русь покорилась монголам?
Вывод:
(Потому, что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом за власть. Сила и численность войск была разной.
КАРТОЧКА 1
2. Невская битва. 1240.
1) Но не только монголы нападали на Русь, в 1240 году, по приказу папы, король Швеции отправил большое войско против Новгорода – его не тронули монголо-татары. Потому что они потеряли время на осаду города Козельска и началась распутица, а монголам нужны хорошие дороги.
2) Швецкий военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и послал своих послов к князю Александру “Я уже на твоей земле. Ратоборствуй, если сможешь”. Князь обратился к своей дружине: “Нас не много, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите за вашим князем”.
3) С рассвета до темна длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Савва-дружинник подрубил столб шатра, тот упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям. Русским удалось потопить часть кораблей вместе со шведами.
4) Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александра назвали Невским.
Вывод:
– Почему напали шведы на Русь?
(Она была обессилена борьбой с Ордой)
-Ч то дала эта победа?
А.Невский: “Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива!..”
– Почему рыцари потерпели поражение?
(Удачное место, расположение войск, храбрость и сила русских воинов)
КАРТОЧКА 2.
3. Ледовое побоище. 1242 – нападение немецких рыцарей на Русь.
Об этой битве очень хорошо рассказывается в книге “Повесть о житии и храбрости великого князя Александра”.
Автор после битвы всё выспросил у Невского о Невской битве, Ледовом побоище. Это исторический памятник с подробным описанием войны, но в этой повести прослеживается и история русской культуры, она не угасла и поднимается до высот поэзии.
– А.Невский заслуживал звания “Великий князь”?
(Его историческая заслуга перед Родиной – Оборона Руси от врага.)
Книга “Повесть об А.Невском”
– описание его деятельности;
– случаи из жизни князя, его близких;
– описание 3 подвигов Невского:
1. Битва на Неве
2. Ледовое побоище.
3. Поездка в Орду (Это подвиг самопожертвования. Цель: отмолить людей от беды, чтоб татары не заставляли русских людей нести военную службу. Есть предположение, что именно в Орде князя отравили и возвращаясь домой он умирает.
Книга Караева “Загадки Чудского озера” рассказывает о археологической экспедиции, которая точно нашла место Ледового побоища.
“Битва на Неве” книга о Новгороде, о Мише плотнике, который был помощником Невского.
Вывод: Благодаря победам, одержанным в Невской битве, Ледовом побоище, боям против литовцев, Александр с русским войском на долго отбил желание у шведов, немцев, литовцев владеть русскими землями.
КАРТОЧКА 3.
4. Куликовская битва. 1380.
Куликовскую битву ещё называют Мамаево побоище.
Под знаменем Дмитрия Донского собралось огромное войско (около 200тысяч)
Куликовской битве посвящено много книг, повестей и сказаний. Мы читали летописную повесть “Задонщина”. Здесь прославление великой победы, осуществлённой благодаря тому, что все объединились. В этой летописи похвала героям сечи, прославление земли русской, народа русского, но нет описания и подробностей битвы.
“Сказание о Мамаевом побоище”– подробное описание хода событий, подготовка к бою, сам бой. Это лучший исторический источник.
1.Поездка Д.Донского в монастырь.
2.Благославение на бой.
3. Предсказание победы, т.к. битва за Отечество.
(На татарской стороне стонет жена, а на русской молодая девица вопит плачевным голосом о победе и о погибших…)
4.Описание природы – солнце сияет, природа ласково благословляет на бой.
5.Вид войска с горы
(Все войско друг за друга и с одной мыслью)
Вывод: Древнерусская литература отличается от современной, но читать её полезно и интересно. Читая о русских князьях, начинаешь гордиться, что наши предки очень смелые, храбрые, мужественные люди, которые тоже любили Русь.
Д.Донской: Братья! Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим!
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в землю эту лечь.
Значение битвы: Начало освобождения русских народов от монголо – татарского ига.
Но Русь ещё 100лет под игом. Только в1480 году Русь поднимает голову и сбрасывает с плеч монгольское иго. КАРТОЧКА4.
Бородинское сражение.
5. В течение всего 1811 года Франция готовилась к войне. В 1812 – французы без объявления войны вторглись в Россию.
У села Бородина, в 110км от Москвы, между русскими и французами произошло сражение. Русские войска смогли отразить 3 атаки. Французам не удавалось прорвать фронт. В России он встретил сопротивление не только русской армии, но и всего русского народа. Каждый мог отдать свою жизнь за Родину, за Отечество. Во время следующей атаки был смертельно ранен
Багратион, а Кутузов группировал русские войска и подтягивал резервы. Не имея возможности на успех, Наполеон отвёл свои войска на начальные позиции, а русская армия отошла в Москву. В Москве состоялся совет, где было решено – оставить врагу пустую, сожженную Москву, чтоб сохранить русскую армию. Жители спешно покинули город. Когда Наполеон вошёл в Москву, он не чувствовал себя победителем, воинам нечего было есть. Наполеон покидает Москву и возвращается по разорённой Смоленской земле. Русская армия нанесла большой удар французам. Через реку Березна Наполеон “откатывался” назад. Русская армия гнала врага. Наконец, Россия была освобождена от 600 тысячной французской армии. Непобедимый Наполеон и его армия были разбиты.
О бородинском сражении написано много книг. Ведь Наполеон был опытным полководцем, его армия считалась самой сильной в мире.
Но на борьбу с французкими захватчиками поднялся весь русский народ.
Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая для нас свою Отчизну. Русская армия закончила свой победоносный поход в Париже.
Вывод: Поход русской армии в Европу положил конец завоевательной политики Наполеона.
КАРТОЧКА 5.
– Каждая группа справилась с поставленной целью. Оцените работу в группах. Всё ли у вас получилось? Если нет, то над чем нужно вашей группе поработать? На что больше обратить внимания?
Вернёмся к проблемному вопросу. Сравнить воинов битв. Что у них общего и в чём их различия?
Ответы детей.
Теперь поработаем все вместе.
– Кто ещё нападал на Русь – матушку?
Великая Отечественная война.
Самое страшное испытание, которое выпало на долю народа, – это Великая Отечественная война.
22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Немецкая армия двигалась в трёх направлениях: на Ленинград, на Москву, на Украину. Первый удар приняла Брестская крепость, враг стремительно продвигался в глубь страны. В сентябре началась Ленинградская блокада. Длилась она 950 дней. Нечего было есть, не было топлива, но город не сдавался. Только русские люди способны на такой подвиг. Город жил и боролся.
Вражеские армии рвались к столице. Защитники стояли насмерть, помогали партизаны, даже дети. В декабре 1941 враг был отброшен от Москвы.
Много книг написано о защитниках Москвы, Сталинградской битве, битве на Курской дуге, о Ленинградской блокаде.
Очень трудным и долгим был путь к победе. Тяжёлой ценой она досталась русскому народу. Долгих 4 года длилась война за Отечество, за Родину. Великая Отечественная война унесла 25 миллионов жизней русских людей.
9 мая 1945 года было объявлено о полном поражении фашистской Германии.
С тех пор прошло 65 лет, но война осталась в памяти людей. Нельзя забыть тех, кто отдал жизнь за наше счастливое детство. Памятники героям войны есть в каждом городе и посёлке нашей страны.
Великая Отечественная война была жестокой и длилась 1418 дней.
Эти книги рассказывают о бессмертном подвиге русского народа. Много книг написано о пионерах-героях, об их подвигах.
Итог урока:
– Что помогло героям выполнить свой долг?
– Легко ли им это давалось?
– Кого называют героем?
– Кого называют победителем?
– Мы сегодня говорили о разных встречах с врагом. Скажите, а почему они закончились нашей победой?
(Потому что русский народ непобедим, он не нападает на другие страны, а защищает свою Родину.)
– Кто главная сила армии?
– Каким должен быть защитник Родины? Составьте словесный портрет защитника Отечества.
(Каждая группа готовит словесный портрет)
– Чьи знания на уроке вам помогли?
– Какую цель вы перед собой ставите?
(Прочитать исторические, художественные книги, летописи о России.
Стать мужественным, бесстрашным защитником свой Родины, защищать её от врагов, как родную маму.)
– Мне бы хотелось, чтоб вы все выросли хорошими людьми, любящими свою Родину. Хочу пожелать вам мирного неба над головой, чтоб не вы, не ваши дети не узнали, что такое война.
Пусть всегда будет мир!