Литосфера

Разделы: География


Цель: Выявить качество и уровень овладения знаний и умений, полученных на предыдущих уроках по теме “Литосфера”, обобщить материал как систему знаний.

Задачи:

  • Образовательная: Обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.
  • Развивающая: Развитие пространственного мышления; умение на базе систематизации и обобщения, переосмысливание имеющихся знаний, выявление причинноследственных связей, развитие коммуникативных навыков при работе в группах, познавательный интерес к географии.
  • Воспитательная: Воспитания географической культуры и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Организация урока:

Урок проводится в виде географической игры “Знаешь ли ты рельеф Земли?” (соревнование между двумя командами)
Средства обучения.
Физическая карта полушарий, макеты холмы и горы, карточки с заданиями, картины с видами форм рельефа и природных процессов(горы, равнины, вулканы, гейзеры).
Главные выводы для закрепления на уроке.
Земная кора состоит из твердых горных пород, разнообразных по своим свойствам.
Литосфера находится в постоянном движении и изменении.
Рельеф поверхности Земли разнообразен и является результатом постоянного взаимодействия внутренних и внешних процессов.

Тип урока: обобщающий.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

Организация класса,
Постановка учебной задачи.
Вводное слово учителя:

“Есть на свете в программе мира.
Наша тема “Литосфера”
Завершилась, как не жаль,
И теперь зовет нас вдаль
“Гидросфера” – оболочка в земле,
Только рано ставить точку:
Знания о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивление,
Игровое повторение!
Раз игра, то есть Затейник.
Я сегодня – Коробейник.
У меня “товар” по теме,
На “покупку” будет время!”

Учитель рассказывает о порядке игры, правилах, объясняет условия заполнения схемы “восхождения” после каждого конкурса.
Начало игровых конкурсов:

Восхождение на гору
Только тем ребятам впору,
Кто усвоил материал.
В путь! Счастливого всем старта!

Формирование мотивационной установки на игру.
Конкурс 1. Решение кроссворда по теме (см. Приложение 1)
  1. Оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
  2. Самая высокая часть холма.
  3. Участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью.
  4. Равнина с абсолютной высотой от 0 до 200 м над уровнем моря.
  5. Самая низкая часть холма.
  6. Глубокая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами.
Ответы:
  1. Литосфера.
  2. Вершина.
  3. Горы.
  4. Низменность.
  5. Подошва.
  6. Овраг.

Вопросы задаются командам по очереди.

Конкурс 2. Знание основных понятий темы

“Все готовы отвечать?

Ну с чего бы нам начать?”

1-я команда: “Объясните для примера что такое литосфера?”

2-я команда:

“Неровна поверхность
Нашей планеты:
А формы рельефа в основе одни.
Каковы виды имеют они?”

Развитие навыков самоконтроля.
От команды отвечает один ученик.
Коррекция слухового восприятия.
Развитие навыков поведенческой саморегуляции.
Развитие связной речи.
Конкурс 3 – продолжение обобщения знаний по теме

1-я команда:

“С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?”

2-я команда:

“А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите вод указка”.

Работа с опорной схемой.
Конкурс 4.Работа с “Дежурным словарем”

“А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Говорите лишь ответы”.

1-я команда:

“От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его?” (Овраг)

2-я команда:

“Взлетает пыль и кучи пепла,
В земле бушует Бог огня.
Какие горы это?
Еще вопрос Вам от меня!” (Вулканы)

Вполне допустимы ответы хором: “Кто дружнее?”

Это свободный “выплеск” энергии и эмоций.

Конкурс 5. Выявление логических связей

“Я слова читаю Вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали?
Докажите, как узнали”.

1-я команда: вершина, обрыв, подошва, склон.
2-я команда: низменность, возвышенность, овраг, плоскогорье.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Конкурс 6. Различие равнин по рельефу (См. Приложение 2.)

“По рисунку определите, какими цифрами обозначены плоская и холмистая равнины”.

Работа с рисунками.
Конкурс 7. Определение географического положения гор и равнин по плану (См. Приложение 3.)

1-я команда: “Уральские горы”.
2-я команда: “Западно-Сибирская равнина”.

Работа с картой.

Определение с помощью плана определения ГП гор и равнин.

Дополнительные вопросы:
  1. Назовите две основные группы горных парод. (Магматические и осадочные.)
  2. Назовите два основных вида движения земной коры. (Вертикальные колебания и горизонтальные движения.)
  3. Какова толщина земной коры в материковой части? (От 30 до 80 м.)
  4. Назовите отличие горы от холма. (Высота.)
Задаются в случае необходимости.
Организационное окончание урока

Подведение итогов, выставление оценок.

 
Рефлексия

(См. Приложение 4)

Домашнее задание

Составить кроссворд по теме: “Литосфера”.

Записать в дневник.

Список литературы

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.: ил., карт.
  2. Суслов В.Г. Развивающие упражнения на уроках географии. 6 класс: Метод. пособие / В.Г. Суслов. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004. – 77 с.: ил.