Урок проводится в 11 классе и рассчитан на 2 академических часа и разбит на несколько блоков:
- этапы развития физики элементарных частиц;
- характеристики, описывающие состояние электрона в атоме;
- виды взаимодействий и их свойства;
- методы регистрации элементарных частиц.
Каждый из этих блоков может рассматриваться как в отдельности, так и в совокупности. Так блок «Этапы развития физики элементарных частиц» (Слайды 1-5) может быть рассмотрен в 9 классе при изучении соответствующей темы на ознакомительном уровне. Так же в 9 классе можно использовать блок «Методы регистрации элементарных частиц» (Слайды 29-31) при организации работы учащихся с учебником. Блок «Виды взаимодействия и их свойства» (Слайды 11-15) может быть использован на первых уроках 10 класса.
Перед изучением темы в 11 классе (за неделю) учащиеся получают задание подготовить сообщения по следующим направлениям:
- этапы развития физики элементарных частиц;
- виды взаимодействий и их свойства;
- методы регистрации элементарных частиц.
Эти темы ими уже изучены ранее (9-10 класс), поэтому подготовка не занимает много времени и обычно не вызывает вопросов. На уроке учащиеся делают записи в рабочих тетрадях, опираясь на сообщения и слайды презентации. Блок «Характеристики, описывающие состояние электрона в атомах» рассматривается лекционно. По ходу лекции учащиеся записывают только названия характеристик.
Используемая литература:
- Элементарный учебник физики под ред. акад. Г.С. Ландсберга. Том 3. М.: «Наука», 1975
- Б.М. Яворский, А.А. Детлаф Курс физики. Том 3. М.: «Высшая школа», 1971
- Б.М. Яворский, А.А. Детлаф Физика: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: «Дрофа», 2000
- Ваш репетитор. Физика. Интерактивные лекции. Диск 1. ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение», 2003
- Л.Я. Боревский Курс физики 21 века. М.: «МедиаХауз», 2003
Тема урока: «Элементарные частицы и их свойства»
Цель урока:
Образовательные: получить учащихся, усвоивших следующие знания:
- в микромире выделяются три уровня, различающихся характерными масштабами и энергиями (молекулярно-атомный, ядерный, уровень элементарных частиц);
- в природе существует около 400 различных элементарных частиц (вместе с античастицами);
- различают 4 типа фундаментальных взаимодействий (сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное)
- сильное взаимодействие свойственно тяжелым частицам; в электромагнитном непосредственно участвуют только электрически заряженные частицы; слабое взаимодействие характерно для всех частиц, кроме фотонов; гравитационное взаимодействие присуще всем телам Вселенной, проявляясь в виде сил всемирного тяготения;
- фундаментальные взаимодействия различаются интенсивностями, радиусами действия, характерными временами, а так же свойственными им законами сохранения;
- все элементарные частицы делятся на лептоны (фундаментальные) и адроны (составные);
- адроны делятся на мезоны и барионы;
- Развивающие: получить учащихся,
научившихся следующим видам деятельности:
- распознавать различные виды фундаментальных взаимодействий по их характеристикам;
- осуществлять классификацию элементарных частиц;
- записывать реакции превращений элементарных частиц с учетом законов сохранения;
- описывать устройство и принцип действия приборов для регистрации элементарных частиц;
- Воспитательная: получить учащихся,
убедившихся в том, что:
- все элементарные частицы превращаются друг в друга, и эти взаимные превращения – главный факт их существования;
- выявление общего (обменного) механизма всех фундаментальных взаимодействий дает надежду на возможность построения единой теории, объясняющей картину мира;
- составными частями материи являются: 6 сортов кварков и 6 лептонов, взаимодействие между которыми осуществляется за счет обмена соответствующими переносчиками взаимодействий (фотон, 8 глюонов, 3 промежуточных бозона и гравитон)
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, таблица «Методы регистрации частиц», таблица «Фундаментальные взаимодействия», раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2)
План урока:
I. Активизация знаний
Вступительное слово учителя о необходимости познания научной картины мира.
II. Приобретение знаний
1) Сообщение учащегося «Этапы развития физики
элементарных частиц» (Слайды 1-5)
2) Лекция «Состояние электрона в атоме» (Слайды
6-10)
3) Сообщение «Виды взаимодействий» (Слайды 11-15)
4) Лекция «Характеристики элементарных частиц»
(Слайды 16-28)
5) Сообщение учащихся «Методы регистрации
элементарных частиц» (Слайды 29-31)
III. Выработка умений
1) Используя презентацию, заполните таблицу:
Взаимодействие |
Механизм обмена (Переносчики взаимодействия) |
Интенсивность |
Радиус, м |
Характерное время, с |
2) Пользуясь Приложением 2, заполните таблицу:
Группа | Название частицы |
Обозначение |
||
Частица |
Античастица |
|||
Лептоны
|
||||
Адроны | Мезоны
|
|||
Барионы
|
3) Объясните возможность представленных реакций с точки зрения законов сохранения заряда (реакции подбираются на усмотрение учителя). Используйте данные таблицы (Приложение 1)
4) Пользуясь законом сохранения заряда, таблицей 2 (Приложение 1) и Приложением 2, объясните кварковый состав некоторых адронов (на усмотрение учителя)
IV. Контроль знаний
Задание 1.
По предложенным свойствам определите, к какому типу относятся представленные взаимодействия.
Тип взаимодействия | Интенсивность | Характерное время, с |
1/137 | ~10-20 | |
~1 | ~ 10-23 | |
~ 10-38 | ? | |
~ 10-10 | ~ |
Задание 2.
Переносчиками какого типа взаимодействия являются:
- Глюоны
- Промежуточные бозоны
- Фотоны
- Гравитоны
Задание 3.
Каков радиус действия каждого из взаимодействий?
V. Домашнее задание
§§ 115, 116, краткие итоги гл.14