Музыкальная информатика

Разделы: Информатика, Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 10, 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


В последние годы в российской системе образования в целом наметился новый подход к изучению информатики как фундаментальной общеобразовательной дисциплины. Данная дисциплина содействует формированию у учащихся целостной информационной картины мира, пониманию ими общности информационных основ процессов управления в природе, обществе и технике.

В XX веке началось активное освоение компьютерных технологий многими прикладными специалистами. Особенно большое развитие получили информационные технологии в различных научных дисциплинах, таких, как математика, физика, теория космических полетов, оперативная косметическая медицина, компьютерная хирургия) и многие другие.

Адаптация возможностей вычислительной техники к задачам музыкального учебного заведения, по мнению Н.С. Сушкевич, началась в конце 1980-х гг.  Инженеры и программисты были подготовлены к разработке инструментальных средств, к разрешению технических и организационных проблем компьютеризации музыкальной деятельности, но в преподавательской практике перед ними возникли сложности методологического и психологического плана; музыковедами же эти вопросы долгое время широко не обсуждались. Поскольку потребность в освоении новых знаний и технических средств была велика, в факультативных курсах отдельных консерваторий, институтов искусств и культуры начал появляться новый предмет, который назвали «Музыкальная информатика».

Музыкально-компьютерные технологии – это быстро развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, предоставляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований.

Специфика использования музыкально-компьютерных технологий в образовании заключается в  непрерывном обновлении достижений научно-технического прогресса в этой области.

В музыкальной информатике как учебной дисциплине можно выделить следующие компоненты: 1) классическая теория музыки и 2) экспериментальный раздел информатики, связанный с электронными или компьютерными технологиями синтеза, обработки, записи, передачи, тиражирования, исполнения, использования, изучения звука как такового, а также музыкальных произведений созданных посредством этих технологий.

Как отмечает М.С. Заливадный, «широкое применение компьютерной техники в музыкальной сфере составляет одну из примечательных особенностей современного этапа музыкально-исторического развития. Охватывая различные стороны музыкального мышления и практической музыкальной деятельности, этот процесс заключает в себе не только технические, но и собственно музыкальные аспекты, изучение и систематическое обобщение которых закономерно принадлежит области теоретического музыкознания».

Музыкальная информация – это не только звучащая музыка, это целый комплекс всего, что составляет и сопутствует ей. Основой организации музыкальной информации являются:

1) ускоренная во много раз возможность получения, ввода, сохранения, систематизации и оперативного нахождения кратчайшим путем необходимых и достаточных данных по избранной тематике;
2) сохранение в определенном порядке и классификация того материала, который подлежит выборке;
3) определение приоритетов по важности, ценности, может быть, уникальности получаемой информации.

Исследователи выделяют следующие компоненты музыкальной информации:

  • звучащая музыкальная ткань в электронном (аналоговом) или цифровом воплощении, все типы и форматы неупакованных и упакованных музыкальных файлов: WAV, MID, WFP, MPEG и др;
  • тембровые компоненты, обусловленные волновым синтезом звука (банки тембров, ритмов, стилевых, и некоторых других особенностей музыкальной ткани). Почти всегда они составляют неразделимую область структуры вышеназванных файлов;
  • видеоданные, или, как ещё их называют, видеоряды, несущие визуализацию видимых процессов музыкальной практики: исполнение, дирижирование, импровизация, учебный процесс (репетиции), мастер-классы преподавателей и т. д.;
  • обычные текстовые данные, отражающие теоретические и практические аспекты методики исполнительства, а также различные тексты-схемы, характеризующие компоненты музыкальной формы, тексты схемосимволов (например, анализ гармонических последовательностей), все то, что было названо вторым макрокомпонентом музыкальной информатики;
  •  музыкальная мысль, сохраняемая в виде нотного текста, закрепленного в файле нотным редактором c возможностью быть воспроизведенной в «твердой», то есть напечатанной на бумаге форме для непосредственного исполнения или в виде звукового файла, проигрываемого непосредственно компьютером.

Проблема практической реализации музыкальной информатики в отечественной педагогике появилась относительно недавно. За рубежом работы в этом направлении ведутся вот уже свыше 50 лет. В мире существует большое количество самых разнообразных центров, студий музыкальной информатики. Этой теме посвящены международные конференции, фестивали, конкурсы. В США с 1977 года выходит популярный ежеквартальный журнал «Computer Music Journal». Специальная библиография насчитывает около 1200 наименований по самым разным проблемам музыкальной информатики.

В нашей стране в начале XX века были созданы все предпосылки для развития музыкальной информатики. Именно в России в 1920 году Львом Терменом был изобретен первый в мире электронный инструмент, управляемый с помощью движений рук в пространстве и названный в честь создателя «Терменвоксом». В 1929 году Е. Шолпо создает первый в мире синтезатор «Вариофон», на котором графическое изображение переводилось в звук. В 50-е годы инженером Е. Мурзиным был создан синтезатор АНС, названный в честь композитора А.Н. Скрябина. В 60-х годах при консерватории в Москве открывается Экспериментальная студия электронной музыки, в которой работают такие музыканты и композиторы, как Э. Артемьев, А. Волконский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Немтин, А. Шнитке. Однако в силу некоторых причин к 1980 году студия была расформирована и закрыта. К сожалению, многие идеи по музыкальной информатике, родившиеся у нас, не нашли должного развития в СССР, в то же время они были подхвачены на Западе и реализованы в современнейшей компьютерной технике.

В профессиональном музыкальном образовании проблема введения музыкальной информатики в учебные планы становится вновь актуальной во второй половине восьмидесятых годов XX века. Так, с 1988 года в Российской академии музыки им. Гнесиных начались работы по музыкальной информатике под руководством профессора Ю.Н. Рагса. Они затрагивали широкий круг проблем – это и разработка учебных пособий, и работы с базами данных, и создание компьютерных музыкальных пособий, и упорядочивание информационных процессов в музыкальном образовании. В 1992 году при Московской консерватории открылся «Термен-центр» – экспериментальная студия электронной музыки, возглавляемая А.Смирновым, в которой продолжаются эксперименты в области музыкальной информатики на самой современной аппаратуре. В июне 1993 года был создан и до сих пор функционирует Вычислительный центр Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, научным руководителем которого является Ю.Н. Pагс.

Д.Л. Скрипкин считает, что  «музыкальная информатика, как новая научная дисциплина, уже появилась, но ещё не состоялась в виде законченной и стройной научной теории. При любых условиях она (музыкальная информатика) принадлежит, и всегда будет принадлежать фундаментальной классической музыкальной науке, в качестве нового инструмента познания и исследования искусства в XXI веке» [16].

Современная социокультурная ситуация требует нового подхода к обучению музыкантов-профессионалов. Стремительно развивающиеся технологии все активнее проникают в жизнь и творчество человека. Умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности является составной частью общей компетенции выпускника профессионального учебного заведения среднего звена. В профессиональную компетенцию также входит способность и готовность применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. Овладение этими компетенциями для выпускника музыкального учебного заведения невозможно без внедрения в учебно-образовательный процесс дисциплин, связанных с использованием музыкально-компьютерных технологий.

На сегодняшний день в образовательных учреждениях разного уровня реализуются различные программы с использованием музыкально-компьютерных технологий.

В профессиональных учебных заведениях среднего звена музыкального образования их изучение объединено в дисциплину, называемую «Музыкальная информатика». Как справедливо отмечает Т.В. Свитова: «Информаципонные технологии в музыкальном искусстве и педагогике – требование нового времени. Интеграция содержания музыкального образования с ресурсами новых информационных технологий является одним из механизмов его модернизации» [15].

Но если вопросам интеграции таких дисциплин как музыка и информатика в средней школе уделяется достаточное внимание [3], то вопросы преподавания дисциплины «Музыкальная информатика» в профессиональном учебном заведении среднего звена разработаны, на наш взгляд, недостаточно полно.

Основная задача дисциплины «Музыкальная информатика» в училище или колледже – сформировать  у учащихся первоначальные представления о возможностях современных компьютерных технологий в работе с музыкальным звуком и мультимедиа. Эта учебная дисциплина включает в себя как ряд теоретических знаний и навыков: базовые составляющие мультимедийного компьютера и их классификация, MIDI-технологии, нотография, музыкальное программное обеспечение, физика звука и акустика музыкальных инструментов, а также основы звукорежиссуры; так и достаточное количество практических навыков. Поэтому изучение этой дисциплины невозможно без знаний базового курса информатики и навыков работы с персональным компьютером.

Подобно тому, как меняются компьютерные технологии, откладывая неизгладимый отпечаток на содержание базового курса информатики, так  и «Музыкальная информатика» содержит в себе как неизменные, так  и динамично изменяющиеся элементы. С этим связана сложность в разработке рабочей программы дисциплины, рассчитанной на определенное количество учебных часов.

На сегодняшний день существует два подхода, реализуемых в учебных программах.

С одной стороны, учебный процесс целиком сосредоточен на изучении и овладении технологиями, наиболее востребованными в музыкальной практике. В этом случае обучаемый запоминает ряд действий для получения конкретных результатов по работе с определенным программным обеспечением, которые в скором времени становятся неудовлетворительными, так как технологии и программное обеспечение устаревают очень быстро. Другой подход заключается в изобилии технической информации, которая не сопровождается практической реализацией, выработкой конкретных навыков, из-за чего она остается оторванной от общего целого в системе знаний студента. Эта техническая информация остается невостребованной, не находя применения в его профессиональной деятельности.

Для того чтобы не изменять постоянно учебные программы и содержание предмета, вследствие регулярного обновления музыкально-компьютерных технологий, необходимо при разработке программы опираться на относительно устойчивые, базовые компоненты дисциплины – цифровую обработку звуковых сигналов, акустику, нотографию, аранжировку. Именно этот принцип опоры на неизменные компоненты музыкально-компьютерных технологий положен в основу ряда программ преподавателей российских ССУЗов (Волгин Д.В., Ворожеев А.М., Скворцов С.И., Рахимов Р.Г.).

В Рязанском музыкальном колледже им. Г.и А. Пироговых дисциплина «Музыкальная информатика»  несколько лет преподается по новой авторской программе. Данная рабочая программа представляет собой результат творческого поиска  нового подхода к проблеме преподавания данной дисциплины. За время  ее практического освоения она была подвергнута необходимым качественным изменениям и нововведениям. Это связано с постоянным совершенствованием компьютерных технологий, расширением теоретических сведений  в данной области и выходом новых источников компьютерной музыкальной литературы.

Основной целью курса «Музыкальная информатика» является обучение практическому владению компьютером, овладение возможностями нотного набора, цифровой звукозаписи и электронно-музыкальных инструментов для активного применения их как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Практическое владение компьютером предполагает умение самостоятельно работать как с простейшим звукозаписывающим и звуковоспроизводящим оборудованием, так и со специальными программами, предназначенными для нотной верстки, программами обработки и записи звука, MIDI-редакторами.

Программа дисциплины «Музыкальная информатика» состоит из семи разделов:

1) электромузыкальные инструменты и музыкальные компьютеры, сферы их применения;
2) основы акустики и теории тембра;
3) звукотехническое оборудование, теоретические и практические аспекты цифровой записи;
4) компьютерный набор нотного текста;
5) запись, редактирование, обработка и реставрация звука;
6) MIDI;
7) создание мультимедийной презентации.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения учащийся должен:

  • знать о возможных направлениях и сфере применения полученных знаний умений и навыков с учетом специфики своей профессиональной деятельности;
  • свободно самостоятельно  работать в любой из рассмотренных за время учебы компьютерных программах;
  • владеть навыками нотного набора;
  • знать технические устройства звукозаписи и звуковоспроизведения и программ компьютерной обработки звука;
  • уметь сформулировать свои творческие и профессиональные задачи  и в соответствии с ними, при необходимости, сделать правильный выбор при покупке компьютера или какого-либо электронного музыкального оборудования.

Дисциплина «Музыкальная информатика» изучается студентами в объёме 72 аудиторных часов.

Формы учета и контроля знаний

По окончанию курса проводится дифференцированный зачет, включающий в себя две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть представляет собой тестовые задания по всем темам курса. В качестве практической части студент предоставляет одну из следующих работ:

1) реставрацию аудиозаписей из фондов фонотеки или личных фондов учащихся;
2) подготовленные к печати в одной из программ-нотаторов нотные издания;
3) мультимедийную презентацию, посвященную вопросам профессиональной деятельности учащихся;
4) аранжировку какого-либо музыкального произведения или фонограмму-минус.

Тематический план и содержание курса (см. Приложение 1).

Список литературы:

  1. Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. – Москва: «ДЕСС КОМ», 2003.
  2. Будилов В. Работаем с Finale 2001. С.-Петербург, «Наука и техника», 2001
  3. Быков-Куликовский  Д.Н. Становление музыкальной информатики на уроках музыки в начальной школе /«Педагогическая информатика» № 4, 2009  – с.19-25
  4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. – М.:Педагогика, 1987.
  5. Загуменов А.П. Реставрация музыкальных записей. – М.: Издательство «НТ Пресс», 2005. – 75 с.
  6. Загуменов А.П. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты. – М.: Издательство «НТ Пресс», 2005. – 181с.
  7. Лебедев С., Трубников П. Русская книга о FINALE. «Композитор» – С.Петербург, 2003.
  8. ЛояничА.А. Cubase SX. Ваш первый музыкальный трек. – М.: Издательство «НТ Пресс», 2007. – 176 с.
  9. Лоянич А.А. Компьютер в помощь музыканту. – М.: Издательство «НТ Пресс», 2006. – 256 с.
  10. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. – М.: Издательский дом «Классика –  XXI», 2007. – 128 с.
  11. Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на PC. БХВ – С.-Петербург, 2001.
  12. Петелин Р., Петелин Ю. Виртуальная звуковая студия SONAR. БХВ – Петербург, 2003.
  13. Петелин Р., Петелин Ю. Cubase SX. Секреты мастерства. БХВ – С.-Петербург, 2003.
  14. Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в PC. БХВ – С.-Петербург, 1999.
  15. Свитова Т.В. Педагогические инновации в очном и дистанционном обучении (на примере музыкального образования)/ Актуальные проблемы современной науки и образования/Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Том VII, ч.1 –  Февраль, 2010  – с.547-552
  16. Скрипкин Д. Л. История музыкальных изобретений и понятие музыкальная информация/ http://library.by/portalus/modules/culture/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1168426343&archive=&start_from=&ucat=&  
  17. Фишер Джеффри П. Создание и обработка звука в Sound Forge; пер. с англ. С.В. Корсакова. – М.: Издательство «НТ Пресс», 2005. – 136 с.
  18. Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы. – М.: ЛКИ, 2009. – 400с.