В игре детей есть часто смысл глубокий.
Ф. Шиллер
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Это неизбежно, так как диплом педагогического ВУЗа – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ребёнку, создания условия для развития способностей, заложенных в каждом. Но для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце – главный педагогический инструмент учителя, инструмент познания самого себя, жизни, души ребёнка.
Формирование чуткости и отзывчивости детей несовместимо с жестокостью и педагогическим нажимом во взаимоотношениях учителей с учащимися. Авторитарный тон педагога никогда не даст возможности раскрыть детскую душу, так как страх парализует волю, дети замыкаются, надолго теряется момент для зарождения основ взаимопонимания. Беспрекословное послушание не только принижает достоинство ребёнка, но и деформирует его душу. И тогда неприязнь к учителю многие переносят на отношение к предмету.
Так как стать ближе к своим ученикам? Как вызвать интерес к своему предмету? Конечно же через увлекательную и познавательную игру. Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней сознательной жизни.
На своих уроках, да и вне их, я с удовольствием позволяю ребятам играть, предоставляю им возможность выразить себя. Впрочем, мне и самой не хочется быть в плену заранее составленных планов. Иногда тщательно спланированный согласно всем правилам методик урок не даёт такого эффекта, как игра. Именно игровые уроки помогают ребёнку испытать радость общения, помогают обрести уверенность в том, что он всё может. И на этом пути нужно где-то поддержать ребёнка, а где-то препятствие поставить, чтобы он его преодолел, а не получится – помочь. Всё это для того, чтобы он в дальнейшей жизни свои проблемы мог решить самостоятельно, и на это хватило ему сил, смелости, терпения, выдумки. Мог найти себя в жизни и зазвучать в ней всеми струнами души.
Игра- это сложная форма учебной деятельности, требующей большой подготовки и затрат времени. Из-за практического отсутствия методических разработок по этому вопросу и из-за катастрофической нехватки личного времени учителя для разработки и режиссуры игр, которые требуют повышенного методического и профессионального мастерства, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных мероприятиях, недооценивая ее роль в учебном процессе.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках информатики используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.
В настоящее же время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.
Во-первых, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни.
Во-вторых, игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядка очень ценно в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
В-третьих, игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Основная цель игры – поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения.
Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых с учётом их интересов, наклонностей и потребностей выбираются различные виды игр. Актуализация материала таким образом, приводит к положительным результатам. Во-первых, это позволяет систематизировать базовые понятие темы, а во-вторых, уводит от стандартных отношений учитель-ученик (вопрос-ответ), что позволяет учащимся больше раскрыться.
Особенно хочется выделить упражнения, которые проводятся в начале урока и занимают обычно 10-15 минут. Это разнообразные ребусы, головоломки, кроссворды, которые помогают не только систематизировать учебный материал, но и развить логическое мышление.
Рассмотрим применение этих упражнений на уроке.
Тема «Информация и информационные процессы» [2].
Заполните таблицу:
Профессии | Информационные процессы |
Тема «Системы счисления».
Класс делится на команды. Одна команда – шифровщики, другая – дешифровщики. Переведите число из одной системы счисления в другую.
2-я | 8-я | 10-я | 16-я |
1001 |
|||
1010 |
|||
1011 |
Тема «Компьютер. Основные устройства».
- Устройство отображения информации.
- Устройство для общения компьютеров друг с другом.
- Устройство для печати на бумаге с помощью компьютера.
- Приспособление для компьютерных игр.
- Устройство для печати рисунков и чертежей.
- Устройство, позволяющее за несколько секунд ввести текст с листа в компьютер,
- Шарик, позволяющий управлять курсором.
- Устройство для ввода информации в компьютер.
- Приспособления, которые управляются рукой.
Тема «Память компьютера»[2].
Тема «Алгоритмы» [2].
Укажите исполнителя и управляющего в сказке «Конек-горбунок», «Морозко», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде». Опишите алгоритмы и систему команд исполнителя в сказке «Репка», «Курочка Ряба», «Кощей бессмертный», «Лягушка-царевна» и т.д.
Тема «Устройство компьютера».
Ребусы (рисунок 1 – рисунок 4).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Тема «Программирование» [1].
Перед вами стихотворение, написанное в 60-х годах прошлого века программистом С.А. Марковым:
Начало светлое весны.
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай...
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей пока.
Сколько слов, связанных с синтаксисом языка программирования, имеется в стихотворении? (Это могут быть так называемые «зарезервированные слова» этого языка, названия операторов, типов величин и т.д.)
Можно предложить учащимся разгадать или самим составить кроссворд, ребус или чайнворд.
Психологи утверждают, что учащиеся сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и примененного на практике, 70% сказанного ими самими, 90% сказанного и примененного на практике. Таким образом, учитель, вовлекая учеников в активный процесс изучения учебного материала, превращая субъект – объектные отношения в субъект – субъектные отношения между учителем и учениками, опираясь в большей степени не на память, а на мышление детей научит каждого ребенка оценивать себя рационально, реально и поможет правильно сделать свой выбор в жизненных ситуациях.
Но путь от игры к взаимопониманию не прямолинеен. И тот, кто ведёт детей по этому пути, должен видеть его перспективы и сложности, чтобы всегда быть готовым помочь своим воспитанникам , вооружившись теоретическими и методическими умениями.
Я люблю свою работу, люблю детей. Что такое учительская любовь к детям? Это переживание воплощённое в определённую программу, и действия, направленные на развитие индивидуальности, своеобразие ребёнка. А игра помогает отыскать «изюминку» собственной индивидуальности, освободить её дремлющие силы, дать просмотр их развития – что может быть важнее этой задачи? И труднее?
Список используемой литературы:
- Газета «Информатика». – Изд. «Первое сентября», №21, 1-7 июня 2002 г. Златопольский Д. М. Внеклассная работа по информатике.
- www.1sept.ru. Фестиваль методических идей. Применение элементов игрового компонента на уроках информатики. Емельянова В. В., учитель информатики.