Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности.
Цель занятия:
- Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний, умений, навыков в рамках темы «Тригонометрические уравнения с параметрами».
- Создать условия для исследовательской работы учащихся при решении тригонометрических уравнений.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной работы.
Форма обучения: урок-исследование.
Технология: традиционная, с элементами адаптивного и проблемного обучения.
Оборудование: тесты, карточки-задания, сигнальные карточки, плакат.
Эпиграф:
«Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить».
Томас Альва Эдисон.
Ход занятия
I. Организация начала занятия.
- Здравствуйте, ребята, cадитесь!
II. Проверка выполнения домашнего задания.
- Ребята, вопросы по домашнему заданию возникали?
III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия.
- Тема сегодняшнего урока «Тригонометрические уравнения с параметрами.» А эпиграфом к уроку я взяла слова американского изобретателя Томаса Альва Эдисона «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Основные изобретения Эдисона связаны с использованием электричества, начиная от лампочки до электростанции. Кстати, переменный электрический ток меняется по гармоническому закону, т.е. электрические колебания – колебания, совершаемые по закону синуса или косинуса.
Хотелось бы, чтобы сегодня вы почувствовали себя в роли исследователей, т.к. решение уравнения с параметром сводится к его исследованию.
Но прежде, чем приступить к решению уравнений, давайте актуализация вспомним, что включает в себя понятие параметр? знаний
- Что значит решить уравнение с параметром?
- А теперь выполните тесты, которые лежат у вас на столах (см. Приложение 1). Время на работу – 5 минут.
- Обменяйтесь работами с соседом для проверки. За каждый верно решённый номер ставьте 1 балл. Ответы будут верными, если при чтении снизу вверх вы получите слова в I варианте «верно», во II «точно».
Обменяйтесь ещё раз работами, познакомьтесь с результатами своей деятельности и отложите их на край стола.
Поднимите руку те, у кого за тест получено 5 баллов.
IV. Этап закрепления знаний и способов действия.
- Продолжим рассматривать тригонометрические уравнения.
На доске записаны два задания. Все решают I задание вместе с учеником, который комментирует его решение у доски. Другой ученик решает II задание самостоятельно с последующим комментированием (см. Приложение 2).
V. Этап контроля и самоконтроля.
- Объединитесь в группы. Для группы у вас на столах лежат задания (см. Приложение 3) в которых нужно определить количество корней уравнения и сигнальные карточки. Если у вас возникнут вопросы по ходу решения, то поднимите красную сигнальную карточку со знаком вопроса, я подойду, помогу. Если вы справитесь с заданием раньше других, поднимите зелёную карточку с восклицательным знаком, я проверю вашу работу и дам дополнительное задание, а ответственные в группах должны будут отметить на карточке вклад каждого в выполнение задания.
VI. Коррекция знаний.
- Итак, попробуем составить алгоритм решения тригонометрических на плакате (см. Приложение 4).
- Ребята, кто-нибудь решил дополнительную задачу с практическим содержанием? Давайте её рассмотрим. (Ученик, справившейся с задачей, комментирует своё решение.)
VII. Подведение итогов учебного занятия.
- Ребята, сегодня на занятии вы были...
VШ. Этап информации о домашнем задании.
- А теперь возьмите карточку с домашним заданием, в ней два задания: чтобы справиться с первым, нужно будет вначале найти область значений левого выражения, а второе задание – это задача, обратная той, что решали в группах.
И ещё, желающие могут составить задачу с практическим содержанием.
IX. Рефлексия.
- Ну, а теперь возьмите листочки, на которых большая красная буква я, допишите те предложения, которые считаете нужными.
Я:
- узнал_______________
- повторил___________
- научился____________
- другое мнение _______