Зёрнышко – названье это
Мною выбрано не зря,
Я не делаю секрета
Из названия друзья.Ведь из зёрнышка на поле
Прорастает колосок,
Так при подготовке к школе
Детям мы даём урок.Научиться должен каждый
Четко звук произносить
Это очень-очень важно,
Чтобы грамотными быть.Слово состоит из звуков:
Мягких, твердых – нужно знать!
Это целая наука
Звук из слова выделять.А затем слова составить
На определённый звук,
Букву каждую представить
И произнести их вслух.Все занятия бесспорно
Всходы новые дадут.
К цели кто идёт упорно
Тех всегда победы ждут.А затем слова на части
Просим мы детей разбить.
И для педагога важно
Научить всех речь любить.А составить предложение
Чтобы плавной стала речь
Нужно знанье и уменье
Важно свой язык любить.Чтобы речь не засорялась,
Чтобы легче было жить
Чтоб все к лучшему менялось
Мы должны детей учить.Ни к чему нам дисграфия
Это ж 21 Век.
Скажет, нет дислексии
Современный человек.Актуальна тема эта
Знает каждый педагог.
Звук, как яркий лучик света,
Из зерна взойдет росток.
Пояснительная записка к программе по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.
Актуальность данной проблемы.
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.
Задачи.
Процесс обогащения представлений и знаний детей о слове как единице языка – процесс сложный и длительный, он предполагает:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Усвоение звукового анализа слова.
- Ознакомление со слоговой структурой слова.
- Анализ словесного состава предложения.
- Развитие логического мышления.
- Развитие мелкой моторики.
Цель выбора данной проблемы.
Изучить уровень развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста и определить условия способствующие формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звуко-буквенного анализа.
Основной принцип работы.
Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов.
Цель данной программы.
Данная программа основывается на типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильева по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Шаеховой Р.К., Ушаковой О.С., Симановского А.Э., Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Сухаревой Э.Л., Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.
Цель: помочь воспитателям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению детьми звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.
Программа состоит из 9 частей:
- Перспективный план (см. Приложение 1).
- Конспекты занятий (см. Приложение 2).
- Диагностика детей (см. Приложение 3).
- Дидактические игры (см. Приложение 4).
- Упражнения (см. Приложение 5).
- Логические задачи (см. Приложение 6).
- Кроссворды (см. Приложение 7).
- Игры с зеркалом (см. Приложение 8).
- Пальчиковые игры (см. Приложение 9).
В 1 части представлены перспективные планы по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Задачи по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте можно объединять в одном занятии. На каждом занятии дополнительно с основными целями решаются задачи по развитию мелкой моторики и логического мышления.
Во 2 части представлены конспекты занятий.
В 3 части представлен опросник для диагностики детей подготовительной к школе группы, который поможет выявить уровень овладения детьми определенными знаниями.
В 4, 5, 6, 8 частях представлены дидактические игры, упражнения, логические задачи, кроссворды, игры с зеркалами, которые способствуют решению основных задач по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте.
В 9 части представлены игры на развитие мелкой моторики рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Из зерен посеянных нами знаний должны взойти хорошие всходы!
Список использованной литературы:
- Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
- Волика В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
- Выготский Л.С. Развитие устной речи. М., 1996.
- Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика. М.,2000
- Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1986.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
- Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н.В. Дуровой, М., 2001.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
- Придумай слово. Под. ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильева. Минс. просвещ. РСФСР, 1985.
- Симакоский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярс.: Академия развития, 1997.
- Сухарева Э.Л. Учимся играя. Ярс.,1992.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярс.: Академия развития, 1997.
- Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». М.: Просвещение, 1983.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М.: Просвещение. АО Учебная литература, 1995.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1997.
- Шаехова Р.К. Играя – учимся творить. Казань,1997.
- Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.