Цели:
- ознакомить учащихся с краткой биографией поэта,
с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева;
совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, развивать поэтический слух; - воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе;
- воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии.
Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, листья и хвоинки.
Наглядность: портрет Ф.И.Тютчева, картина И.И.Левитана “Золотая осень”, музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
– На прошлом уроке мы с вами отправились в одно
из прекрасных времён года. Какое время года мы
посетили? (Приложение,
слайд 1)
– Картина какого художника нам помогла побывать
в гостях у весны? (И. Левитан «Весна. Последний
снег»).
– Скажите с творчеством какого поэта мы начали
знакомиться?
– Что вам было задано на дом?
– Я предлагаю вам ребята ещё раз послушать
сообщение о Ф.И.Тютчеве.
Слово ученика о жизни поэта. (Приложение, слайд 2)
– Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Ещё мальчиком он полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу за границу. На чужбине он прожил 21 год. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью.
После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в своём журнале «Современник». А первый сборник стихов вышел, когда поэту исполнилось 50 лет. Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.
– А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение «Весенняя гроза» наизусть и научились его читать (2 уч).
3. Создание зрительного образа. Установка на восприятие стихотворения. Дыхательная гимнастика.
– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости
в другое время года. Вы сейчас немного отдохните,
постарайтесь представить ту картину, которую я
буду описывать (звучит музыка). Дышите
медленно и глубоко. (Приложение,
слайд 3)
– Представьте, что сейчас осень. Тихо шуршат
опавшие листья под ногами, из последних сил греет
солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем,
замерли в ожидании, что случайный прохожий,
потрясенный их убранством, остановится
полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в
дивном вальсе разноцветные листья…
– Ребята, картину какого времени года вы увидели?
– В какое время года мы отправимся?
– Посмотрите на картину И.И.Левитана “Золотая
осень”. (Приложение,
слайд 4) Мы с вами уже работали с этой картиной на
ИЗО. Кто её написал? (И.И.Левитан). Как она
называется? («Золотая осень»). В каком музее
выставлена? Какие чувства она у вас вызывает?
Легко ли вам выразить свои чувства обычными
словами?
Подготовка речевого аппарата к работе
– Я думаю, все вы согласитесь с тем, что осень –
самое красивое время года.
– Произнесите с разной интонацией (с
безразличием, поставьте вопрос, радостно): осень
– самое красивое время года.
5. Объявление темы и целей урока
– Ребята, кто сможет назвать тему сегодняшнего
урока?
– Каких поэтов, писавших об осени вы знаете?
– Одним из таких поэтов был Ф.И.Тютчев. И сегодня
на уроке мы познакомимся с его стихотворением
“Листья”. Тема урока: “Ф.И.Тютчев «Листья»” (Приложение, слайд 5)
Наша цель – продолжить знакомство с его
творчеством на основе анализа стихотворения,
написанного в 1830 году, а также научиться понимать
значение конкретных деталей в изображении
природы.
– По названию можно определить о чем будет идти
речь в стихотворении? (О листьях).
6. Работа над текстом стихотворения
– Я прочитаю стихотворение Ф.И.Тютчева
«Листья», а вы послушайте и постарайтесь увидеть,
понять и почувствовать, как поэт изобразил жизнь
листьев, которых мы часто не замечаем?
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Определите тему стихотворения. (Листья).
– Какие чувства вы испытывали при прослушивании?
(Веселье, радость, восторг, гордость).
– От чьего имени написано стихотворение? (От
имени листьев).
– Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит
о них как о живых существах).
– Докажите. (Листья играют, купаются, хотят
улететь).
– Как этот приём называется в поэзии? (Олицетворение).
– Откройте учебник.
Чтение первой строфы учителем:
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
– О чём первая строфа? (О соснах и елях, об
иголках, которые всегда зелёные, но уже не свежие,
вечнозеленые сосны и ели с их тощей зеленью
всегда одинаковы и потому скучны).
– Почему зелень сосен и елей названа тощей?
– Какие чувства вызывает у вас сравнение “как
иглы ежа”? (Боль, неприятие, что-то, что таит в
себе опасность. Этим нельзя любоваться).
– В первой строфе речь идет о размеренной и
спокойной жизни сосен и елей.
– Ритм строфы тоже спокойный и размеренный. Или
нет? Почему? Как листья говорят о соснах и елях? (В
первой строфе звучит неприятие однообразной и
скучной жизни, спокойной жизни. Заносчиво,
гордясь собой, зазнаются).
Самостоятельное (жужжащее) чтение 1 строфы
уч-ся.
Один ученик читает выразительно вслух.
Чтение второй строфы учителем:
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе!..
– О чем вторая строфа? (О листьях.).
– Появляется новый образ – образ “легкого
племени”. Почему листья называют себя «легким
племенем»?
– Почему именно сосны и ели
противопоставлены листьям? (В первой строфе —
снег, метель, сон елей и сосен, скука и; во второй
— блеск, разнообразие красок, красота. Листья
говорят о радости краткой, но яркой, наполненной
жизни).
– Назовите глаголы первой и второй строфы. (Приложение, слайд 6)
Заполнение таблицы:
Ели и сосны Листья
торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
– Давайте, посмотрим на действие сосен и елей. (Однообразие,
застой).
– Сравните, как живет это “легкое племя”? (Веселье,
радость, движение).
– Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная
пора, похожая на детские годы человека. И ведут
себя листья, как дети: играются с лучами, купаются
в утренней росе. Они живут “краткое время”, но
оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением
счастья. Поэтому лето для них “красное».
– Противопоставляются веселье листьев и уныние
елей и сосен.
– С каким чувством нужно читать эту строфу? (Радостно,
с чувством гордости, превосходства, упоения
жизнью).
Чтение второй строфы учителем и уч-ся хором.
Один ученик читает выразительно вслух.
Чтение третей строфы учителем.
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
– Как изменяется картина, время года в третьей
строфе? (На смену лету приходит осень).
– Меняется ли настроение листьев? (Листья
сожалеют о том, что лето прошло).
– Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи –
постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели.
– Согласны листья с этим однообразием, с такой
жизнью? (Нет).
– Какова мысль этой строфы? (У листьев нет
жизни как у хвойных, они вынуждены завять, опасть.
Они выбирают жизнь в движении.)
– Продолжаем выписывать глаголы, относящиеся
к листьям:
Заполнение таблицы:
Ели и сосны Листья
торчат
цветём
спят
блестим
не
желтеет
гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь
– Улететь – вот глагол, отражающий
вечное стремление листьев к действию.
– Найдите значение слова «зефиры». За кем или за
чем хотят улететь листья? (Дети находят
значение слова «зефиры»).
– Это люди в Древней Греции придумали название
для холодного и тёплого ветров. Грозный, холодный
северный ветер представлялся в сознании греков
как бог Борей, а тёплый и мягкий западный ветер –
как бог Зефир. В разговоре можно было произнести
только одно слово – «борей» или «зефир», как всем
слушающим было ясно, что речь идёт либо о
холодном северном, либо о теплом западном ветре.
– Как будем читать третью строфу? (Сначала с
сожаленьем, а потом с вдохновеньем).
Чтение третей строфы уч-ся
самостоятельно.
Один ученик читает выразительно вслух
7. Физминутка
– Вот и мы с вами представим себя листиками и полетаем:
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (машут руками)
И на землю тихо сели (приседают)
Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются)
Закружились (кружатся), полетели (машут руками)
И на землю тихо сели (садятся по местам)
8. Работа над текстом стихотворения (продолжение)
Чтение четвёртой строфы учителем.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
– Последняя четвертая строфа начинается с
обращения. Кого зовут листья и зачем? (Они
призывают ветер и это просто ветер, а буйный,
сносящий все на своем пути, листья требуют
перемен).
– В чем особенность просьбы листьев, как они
просят ветер? (Это не мольба, а призыв).
Отсюда и насыщенность строфы восклицательными
предложениями. Нет страха перед смертью, есть
чувство радостного волнения от предстоящего
полета, пусть он и последний.
– Какие глаголы можем выписать в таблицу?
Заполнение таблицы:
Ели и сосны Листья
торчат
цветём
спят
блестим
не
желтеет
гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь
сорвите
умчите
ждать
не хотим
летим
– Мы записали глаголы, которые
обозначают стремительное действие.
– Как надо читать эти строчки? (Их надо читать
громко, умоляя сделать это).
– Посмотрите на таблицу, сравните глаголы,
скажите какой характер листьев? (Неугомонные,
весёлые, жизнерадостные, смелые, отчаянные).
– Какие две жизни, два стиля жизни показаны в
стихотворении? (Долгий, однообразный и не
долгий, активный, энергичный).
– Поэт и нам предлагает сравнить и подумать:
какая жизнь лучше?
9. Рефлексия
– А кого бы вы поддержали? Выберите: хвоинки –
символ долгой и однообразной жизни или листья –
символ яркой и краткой жизни.
– Мы разобрали стихотворение, давайте ещё раз
вслушаемся в строки этого стихотворения. (Выразительное
чтение стихотворения учеником).
– Посмотрите, вы показали своё отношение к жизни
листьев. И нам видно, что весёлая и беззаботная
жизнь вам ближе, значит, ваше детство можно
назвать счастливым.
10. Домашнее задание. (Приложение, слайд 7)
– Нарисовать иллюстрацию к данному
стихотворению.
– Подготовить выразительное чтение
стихотворения.
11. Итог урока