В социальной истории человечества сформировались факторы, оказавшие влияние на кодификацию восприятия звука. В результате сложились две комплексные системы звукового восприятия – система фонетических кодов (языковая) и ритмико-мелодическая (музыкальная). Система речевого артикуляторного слуха и слуха музыкального представляет собой активный взаиморазвивающий процесс. Речевой слух – одна из основ музыкального слуха. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К.И.Чуковский, один из лучших исследователей формирования детской речи, указывает, что дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в смысл: их увлекают ритмика и созвучия стиха.
При этом детские стихи неотделимы от движения. Дети прыгают, хлопают, притопывают, выкрикивая дразнилки, считалки. Прежде, чем музыка стала чистым искусством и воплотилась в великих творениях классиков, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен, если в нём отсутствует опора на речь и движение.
Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, стоит речевое упражнение.
Речевое упражнение – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. По отношению к музыке речевое упражнение означает прежде всего ритмическую и темброво-звуковую тренировку.
Речевое упражнение служит также эффективным средством развития интонационного слуха, оно наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.
Развитие музыкального слуха у дошкольников с нарушением речи вызывает определённые трудности. Очень важно при этом уделять внимание комплексному сочетанию слова, музыки и движения. Речевые упражнения нужно рассматривать не только как основу первоначальной музыкальной тренировки, но и как средство коррекции речевых нарушений у детей. Ведь ребёнок, не слышащий метра, плохо двигается, делает всё «поперёк такта», невыразительно интонирует, не чувствует формы, не ощущает движение мелодической линии, Поэтому задания: ощутить метр, отметить его разными способами в пении, инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях так важны в коррекции речевых нарушений дошкольников.
Виды речевых упражнений: ритмодекламации; имитации «эхо», игры-диалоги; артикуляционные, фонематические игры; упражнения с сопровождением «звучащих жестов», упражнения с сопровождением детских музыкальных инструментов, двигательно-речевые и коммуникативные игры.
Игровой мир озвучен простейшими инструментами. Инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Ведь и сама музыка у них ассоциируется с инструментами, а не с пением, поскольку пение не вычленяется детьми из речи. Именно инструмент для них является символом музыки. На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении был накоплен большой арсенал детских музыкальных инструментов. Это не только металлофоны, блок-флейты, глёкеншпили, ксилофоны и т.п., но и самодельные шумовые инструменты: шумелки (бутылочки, коробочки из-под «киндерсюрпризов» с разным наполнением: с горохом, бусинками, пшеном и т.п.), звуковые стаканчики из-под йогурта, стеклофон (бутылочки сразноуровневым наполнением воды), деревянные стукалки, ключефон (связка ключей на металлической подвеске) и другие. Все эти разнообразно звучащие инструменты развивают у детей тембровое восприятие, открывают перед ними мир звуков: оказывается, почти всё, что нас окружает, может звучать. С большим удовольсвием дети озвучивают с помощью инструментов стихи, сказочных персонажей, песни. Так, во время исполнения песни «Здравствуй, Вёснушка-весна!» Е.Гомоновой дети сами выбирают инструменты для озвучивания ручейка (металлофон), лучика золотого (стеклофон), цветика голубого (треугольник), песня соловья (бубенцы и колокольцы), веснушки для ребят (маракасы). И вот образы песни приобретают свою тембровую окраску.
Любима детьми и ритмодекламация. Это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста. Она способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации: её тембру, динамике, регистру, артикуляции, темпу и др. В речевых упражнениях детям предлагаются задания, в которых они должны проявить своё собственное отношение к окружающим. Предварительно даётся некоторый «багаж» способов речевой деятельности с варьированием: темпа (медленно, с ускорением, быстро), ритма (задаётся ритмический рисунок), качество звука (таинственный, высокий, низкий голос и т.п.), интонации (нисходящие, восходящие, восклицательные, вопросительные), звуковые жесты (хлопки, щелчки, притопы и др.). Ребёнок постепенно черпает из речи всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речевая модель подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре, тембре, артикуляции и т.п. Такая разноплановаяработа позволяет практически и в очень доступной форме представить детям выразительные возможности музыкальных средств.
Широко использую на своих занятиях игру звуковыми элементами речи (фонемами, фонематическими слогами), артикуляционную игру и игру голосом. Этот вид речевых упражнений способствует развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными фонопедическими упражнениями, подготавливающих детей к пению. Фонемные слоги для речевых игр часто образуются произвольными сочетаниями звуков (ама-лама, бала-бама, фок-трок) и могут быть звукоподражательными (дин-дон, кап-кап, кря-кря, плюх-плюх).
К играм на основе одномоментных имитаций относятся игры голосом, которые позволяют детям исследовать богатейшие колористические возможности человеческого голоса. Голоса детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создания различных звуковых эффектов с участием языка, губ, мышц гортани, щёк: свист, шипение, кряхтение, цоканье, вдохи, выдохи, возгласы .
Одним из основных видов речевых упражнений являются двигательно-речевые коммуникативные игры. Я включаю их в каждое музыкальное занятие, так как они позволяют решать целый комплекс задач.
Огромную радость, неописуемый восторг дети испытывают во время игры в мышек, которые дёрнули за гири и разбудили кота. Или с большим воодушевлением принимаются пугать мороз-красный нос (русская народная потешка). Выполняя такие речевые упражнения, ребёнок должен сам изобретать и придумывать на ходу всевозможные звуковые, ритмические и двигательные идеи. Он – хозяин положения, творец и это ему нравится.
Об использовании звучащих жестов хочется сказать особо. Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, притопы ногами, щелчки и др. Звучащие жесты, как форма темброво-ритмической работы по доступности, своим творческим возможностям, высокой эффективности, не имеет аналогов, особенно в сочетании с речью и движением. Во время разучивания песенного репертуара предлагаю детям использовать звучащие жесты, чтобы они почувствовали ритм и темп песни.
Имитация «эхо» способствует развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, быстроты реакции, памяти. Упражнения проводятся в едином метроритмическом движении. «Эхо» – одна из самых удобных форм, показ нового материала и работы над ним.
Все виды речевых упражнений решают наиглавнейшую задачу в развитии музыкального слуха детей – формирование метроритмического чувства во всём его многообразии (темп, метр, ритм, форма). У них развиваются интонационно-речевые навыки, музыкально-сенсорные способности, улучшается речедвигательная координация, что, в свою очередь, способствует и коррекции речевых нарушений.