Программа кружка рассчитана на детей 1-5 класс. Реализация программы рассчитана 1 учебный год. Программа занятий выбирается преподавателем в соответствии с материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся. На изучение этого курса предусмотрено 32 часа, продолжительность одного занятия составляет 2 часа. Объем кружковых занятий состоит из теоретических и практических занятий.
Новизна состоит в разработке и создании учебной программы по соломоплетению для младших школьников, позволяющая эффективно развить их познавательные способности и интересы. Курс по соломоплетению позволяет учащимся реализовать свои познавательные потребности в области прикладного творчества.
Цель: Сформировать у учащихся умения и навыки по технологии художественная обработка соломки, сформировать индивидуальные творческие способности личности в художественном и технологическом смысле.
Задачи:
- Сформировать представление о понятиях: каркас, кукла, соломка, плетешки.
- Сформировать представление об операциях: размягчение, скручивание, сгибание, связывание, резание, плетение, отделка.
- Сформировать представление об инструментах и приспособлениях (ножницы и нож с коротким под углом лезвием, нитки хлопчатобумажные, деревянная скалка).
- Сформировать представление об их назначение.
- Сформировать представление о последовательных действиях при выполнении каркаса куклы, при плетении и отделки ее.
- Самостоятельно выполнять и усовершенствовать задуманные художественные образы в виде кукол.
- Развивать познавательные способности у учащихся (произвольное внимание, образное мышление, воображение, память и восприятие).
- Развивать познавательные интересы у учащихся.
- Развивать настойчивость, терпение, обогащение досуга старинным, народным творчеством.
- Развивать умение работать в коллективе, чувство ритма, пропорций, художественный вкус.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, уважение к труду, любовь к искусству.
- Воспитывать чувство национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, традиционному народному искусству.
- Способствовать совершенствованию духовной культуры, закреплению нравственных ценностей.
Дидактические средства обучения: наглядные пространственные модели: макеты кукол; схемы, показывающие поэтапное выполнение каркасов мужских и женских фигур; раздаточные материалы: «Виды плетешков»; схемы, показывающие поэтапное плетение узоров; «карточки-задания» по ранее изученному учебному материалу.
Требования к уровню освоения содержания кружкового занятия
Младший школьник, изучивший кружковое занятие по соломоплетению, должен
- иметь представление:
- об историческом развитии искусства художественной обработки соломки;
- знать:
- историю возникновения и развития соломоплетения;
- свойства и виды соломки;
- инструменты и приспособления;
- последовательность подготовки материала к работе (размягчение);
- простейшие конструкции кукол (скручивание, сгибание, связывание, резание, отделка);
- последовательность выполнения каркасов кукол;
- законы композиции (пропорциональности и ритма);
- виды плетешков и последовательность их выполнения;
- способы окончательной отделки изделий;
- критерии оценки;
- уметь:
- отличать куклы разных народов по существенным признакам;
- выбирать вид соломки для изготовления каркасов и плетешков из соломенных лент;
- подготавливать материал к работе;
- выполнять каркас кукол из пучков соломы;
- выполнять плетения разных видов;
- оформлять каркас куклы плетешками из соломенных лент;
- выполнять окончательную отделку куклы;
- выбирать способы плетения и гармонично сочетать их для создания художественного образа;
- работать со схемами;
- анализировать работу;
- оформлять выставку.
Объем кружковых занятий и виды учебной работы
На изучение этого курса предложено 32 часа, продолжительность одного занятия составляет 2 часа (1 час 30 мин.).
Вид учебной работы | Объем работ, час |
Всего часов | |
Общая трудоемкость | 32 |
Аудиторные занятия, в том числе: теоретические занятия практические занятия |
32 12 20 |
Тематический план
№ п./п. |
Темы кружковых занятий |
Всего часов |
Количество часов |
|
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
1. | Вводное занятие | 2 |
1 ч 40 мин. |
20 |
2. | Изготовление каркасов | 12 |
1 ч 10 мин. |
10 ч 50 мин. |
2.1. | Каркас фигуры | 4 |
30 мин. |
3 ч 30 мин. |
2.2 | Каркас женской фигуры | 4 |
20 мин. |
3 ч 40 мин. |
2.3. | Каркас мужской фигуры | 4 |
20 мин. |
3 ч 40 мин. |
3. | Техника соломоплетения | 4 |
2 ч |
2 ч |
4. | Кукла | 4 |
20 мин. |
3 ч 40 мин. |
5. | Куклы разных народов (выставка) | 4 |
4 ч |
|
6. | Самостоятельная работа | 4 |
20 мин. |
3 ч 40 мин. |
7. | Заключительное занятие | 2 |
2 ч |
|
Рабочая программа
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Средства об. |
Часы |
1. | Вводное занятие. | Теоретическая часть: Соломка
– основной материал для занятий, ее
характеристика и особенности работы с ней. Практическая часть |
Карта интересов | 2 |
2. | Изготовление каркасов. | 12 | ||
2.1. | Каркас фигуры. | Теоретическая часть: Практическая часть: |
Макет кукол | 4 |
2.2. | Каркас женской фигуры. | Теоретическая часть: Соломенная кукла из двух пучков соломы (простой женский каркас фигуры). Практическая часть: |
схемы, макет куклы из 2 пучков | 4 |
2.3. | Каркас мужской фигуры. | Теоретическая часть: Выполнение каркасов мужских фигурок (из 3 пучков соломы). Практическая часть: |
схемы и макет | 4 |
3. | Техника соломоплетения. | Теоретическая часть: Знакомство с традициями историей ремесла народного соломоплетения. Виды плетешков. Работа по схемам, таблицам. Способы плетения, принципы. Особенности соединения соломы. Практическая часть: Выполнение плетешков из бумажных разноцветных полосок. Выполнение плетешков «косичка», «зубатка», «рогожка», «елочка», узоров «паркетик», «шахматка». |
Распечатки, схемы | 4 |
4. | Кукла. | Теоретическая часть: Украшение соломенной куклы, выполненная в технике соломоплетения. Доклад на тему: «Соломоплетение в ДПИ» (примеры из жизни, которые хорошо запоминаются.). Практическая часть: |
макет | 4 |
5. | Куклы разных народов (выставка). | Непосредственное общение с произведениями народного ДПИ, а также разноплановое искусство современных художников. | 4 | |
6. | Самостоятельная работа. | Теоретическая часть: Конкретизация, обобщение, закрепление пройденного материала, работа по карточкам-заданиям. Приложение 3. Практическая часть: Выбор техники исполнения своей работы. Разработка эскизов. Просмотр и утверждение эскиза. Работа по воплощению своего эскиза в оформление куклы. Под ведение итогов. Опросник. Приложение 1. |
Карточки-задания, карта интересов | 4 |
7. | Заключительное занятие. | Подготовка помещения и изделий к выставке, изготовление объявлений. Приглашение гостей. Торжественное открытие выставки изделий. Вручение сувениров автору лучших работ. (Лучшие работы определяют школьники). | 2 |
Тематическое планирование составлено на основе следующей литературы:
- Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М.: Эксмо, 2005. – 64с.
- Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 217с
- Лобачевская О.А. Плетение из соломки. Культура и традиции. 2000.
- Павлова И.И. Белхудожпромыслы. Государственный концерн: Каталог изделий. – Мн.: Спектрдиалог, 1999. – 88с.
- Панфилова Т.Ф. Обучение детей с природными материалами. Методика и практика. – Издательство «Школьная пресса», 2004.