Программное содержание:
- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- дать элементарное представление о значении чистого воздуха;
- закреплять у детей представления о воздухе, как о газообразном веществе;
- развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- расширять и активизировать словарь детей об органах дыхания, закреплять названия органов дыхания;
- прививать бережное отношение к своему здоровью, к окружающей среде.
Оборудование: целлофановый пакет, банка с водой, стакан, соломинка, камни, резиновая игрушка, иллюстрации с изображением органов дыхания.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, беседы на тему: «Наше здоровье», проведение дыхательной гимнастики.
Предшествующая работа: подготовка оборудования к занятию, изучение методической литературы, обсуждение актуальности темы занятия с методистом д/сада.
Пассивный словарь: грудная клетка, газообразный, вещество.
Место проведения: групповая комната.
Время проведения: 8 ч. 30 мин.
Схема посадки детей:
0 0 0 0 0 0 0 0
0 0
0 ------- 0
0 0
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят полукругом на стульчиках, посередине дидактический стол с оборудованием.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:
Такой большой,
Что занимает весь мир.
Такой маленький,
Что в любую щель пролезет.
Воспитатель: Верно, это воздух, он есть
везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и
высоко на небе. Нам с вами предстоит трудная
задача: узнать, что такое воздух, как его
обнаружить и какими свойствами он обладает.
Проведем первый опыт .Возьмите в руки камень,
сожмите его. Какой он на ощупь? (Ответы детей).
– Камень – это твердое тело. Какие еще твердые
тела вы знаете? (Ответы детей). А можно ли
взять в руки воздух и сжать его? Значит можно
сделать вывод, что воздух не твердое тело.
Воспитатель: Проведем второй опыт. Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (Ответы детей). А что умеет делать вода? (Ответы детей). Так что же такое вода? Да вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (Пакет надувается). Почему это происходит? (Пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим, а теперь помашите ладонью около лица, подуйте на ладонь. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Верно, это движется воздух. Делаем вывод: Хотя мы воздух не видим, мы его ощущаем.
Физминутка
Буратино потянулся. (дети потягиваются).
Раз нагнулся, два нагнулся. (наклоны вперед-назад).
Руки в стороны развел. (Разводят руки).
Видно ключик не нашел. (Наклоны головы в стороны).
Чтобы ключик нам достать. (Подпрыгивают с поднятыми руками)
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить утверждение, что воздух есть везде и занимает место.
1. Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.
2. Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод: воздух занимает место.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам необходим воздух? (Ответы детей – для дыхания) Верно. Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Знаем главное назначение воздуха. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.
1. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
2. Положите руку на грудную клетку, сделайте
вдох. Что происходит? (Грудная клетка
поднялась). Что в это время происходит с
легкими? (Они наполняются воздухом). А при
выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она
опускается). А что происходит с нашими легкими?
(Из них выходит воздух).
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются,
наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы
можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами вспомним, какие органы помогают нам вдыхать воздух (кислород, то есть дышать. (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно – это нос, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие. А каким органом мы должны чаще дышать, чтобы не простудиться в холодную погоду, когда на улице пыльно? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, правильно, носом. А чем очищается воздух, проходя через носовую полость? (Ответы детей – мелкие ворсинки).
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Сейчас, к мольберту, на котором находятся иллюстрации с изображением органов дыхания, выйдут несколько ребят. Они нам покажут и назовут органы дыхания. (Ответы детей – рот, нос, гортань, трахея, бронхи, легкие).
Воспитатель: Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? (Ответы детей).
– Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Воспитатель: Конечно в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу. (Анализ занятия).