Преданность, верность, дружба в рассказе А.И. Куприна "Белый пудель"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.
  • Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий произведения. Знакомство с композицией рассказа.
  • Развивать умения и навыки речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) и культуры речи. 
  • Силой художественного слова воспитывать любовь к животным, учить быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу.

Оборудование: рассказ А.И.Куприна «Белый пудель», мультимедийная установка, компьютерная презентация (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний СЛАЙД 1

– На табло представлено немецкого слово pudeln, которое переводится как  — плескаться, плыть по-собачьи. Отгадайте это слово.

           

ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели огромную популярность, но впоследствии их перестали использовать для охоты и они постепенно превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей. Бетховен написал элегию на смерть своего любимца, Г. Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель».

III. Сообщение темы урока

– На каникулах вы прочитали этот рассказ. Понравился ли он вам?
– Попытайтесь сказать одним словом, чем он вам понравился.
– Это и есть тема нашего урока «Преданность, верность, дружба, доброта в рассказе Александра Ивановича Куприна «Белый пудель». СЛАЙД 2.

IV. Анализ произведения

– Из скольких частей состоит рассказ «Белый пудель»? (6 глав)
– Озаглавьте каждую часть. Работа в парах. Афиширование. СЛАЙД 3.

  • Бродячая труппа артистов
  • Неудачный день
  • «Хочу! Собаку-у-у!»
  • «Не всё… продаётся, что покупается»
  • Арто украден.
  • Спасение собаки

V. Работа в группах по карточкам с вопросами. Афиширование

1 группа. Вопросы по 1-2части. 2 группа. Вопросы по 3-4 части 3 группа. Вопросы по 5- 6 части 
– Где происходят события?
– Как выглядела труппа бродячих артистов?
– Почему писатель говорит о дедушке «плёлся»?
– Что заставляло старого шарманщика  и Серёжу  бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»?
– Какое отношение к себе они вызывают?
– Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»?
– Какие отношения сложились между ними? Почему?
– Какое «неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание» на даче? 
– Что вы можете сказать о поведении мальчика Трилли? Почему он так себя  ведёт?
– Назовите участников этой сцены.
– Как отнеслись взрослые к его поведению?
– Какими рисует Куприн обитателей дачи «Дружба»?
– Как поступили наши герои?
– Права ли «красивая дама», говоря, что «нет вещи, которая бы не продавалась»?
– Как меняется тон дедушки Лодыжкина во время разговора с барыней?  
– Почему дедушка отказался продать Арто? Кем была собака для дедушки и Серёжи?
– Найдите в третьей главе описание наружности дворника. – Какое впечатление он производит?
Какими качествами наделил дворника Куприн?
– Объясните, можно ли считать дворника только подневольным исполнителем воли барыни?
– Какие события заставили Серёжу повзрослеть? 
– Найдите слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?
– Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
– Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

VI. Композиционное построение рассказа

– Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана) (по ходу работы заполняется таблица). Что в них описывается? СЛАЙДЫ 4, 5
– Мы с вами построили композицию данного рассказа. СЛАЙД 6.

Бродячая труппа артистов Действие происходит на берегу Крыма, в дачном посёлке Вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем ЭКСПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – строение, соотношение и взаимное расположение частей  романа, картины, книги
«Хочу! Собаку-у-у!» Появление Трилли, его требование получить пуделя  Начало действий, событий; начало литературного произведения ЗАВЯЗКА
Арто украден Серёжа выручает Арто Точка наивысшего напряжения, подъёма, развития КУЛЬМИНАЦИЯ
Спасение собаки Благополучное бегство друзей. Они опять вместе Конец, завершение событий, ситуаций; заключительная часть литературного произведения. РАЗВЯЗКА

VII. Выводы

– Так о чем же это произведение? Какова его главная мысль? Что хотел донести до вас автор?
– Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Куприн учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным, осуждает черствость и бездушие людей.

VIII. Рефлексия

Синквейн

  1. Подлежащее.
  2. Два слова, которые дают определение (прилагательные).
  3. Три слова, которые выражают действия (глаголы).
  4. Четыре слова – отношение, которое вызывает предмет.
  5. Синоним.
Дружба.
Истинная, крепкая.
Беречь, заботиться, любить.
Друг в беде не бросит.
Преданность.
Доброта.
Чуткая, сердечная.
Жалеет, сочувствует,помогает.
Доброта –лучше красоты.
Сострадание.

IX. Афиширование

X. Итог урока СЛАЙД 8

– Закончить наш разговор мне хочется стихотворением Вероники Тушновой.
– Давайте читать добрые книжки и спешить делать добро.
– Спасибо за работу! (Выставление оценок и ответы на вопросы).

XI. Домашнее задание СЛАЙД 9

На выбор:

1 вариант. Творческий пересказ

  • от лица Сережи.
  • от лица дедушки.
  • от Арто.

2 вариант. ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Рассказ об А.И.Куприне.