Цели урока:
- знакомство с мужским оперным голосом – тенором;
- знакомство с творчеством выдающегося исполнителя – Э.Карузо;
- показать связь выразительности исполнения музыки с содержанием и настроением исполняемого произведения.
Оборудование: Мультимедиа, фортепиано, муз.центр
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
«Музыкальное приветствие»:
– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуйте, учитель!
Эпиграф на доске:
«Неаполитанский уличный мальчишка стал самым любимым певцом на всем земном шаре, золотой голос которого донес до сердец людей пламя родного вулкана, великолепие родных небес, переливчатую игру красок родного моря!»
Т. Руффо
Звучит народная неаполитанская песня.
(Слайд «Природа Италии»)
2. Работа по теме урока
– В Италии поют, казалось бы, все! Сама благоухающая природа и теплый климат этой страны благоволят расцвету голосов итальянского народа.
(Слайд «Портрет Э. Карузо»)
В 1873 году, 25 февраля, на окраине Неаполя, в
семье рабочих, родился мальчик – Энрико
Карузо, которому вскоре предстояло стать мировой
известностью. С 9 лет он начал петь, а к 16 годам
уже отличался звонким голосом, аккомпанировал
себе на гитаре. По праздникам пел в церковном
хоре в церкви святой Анны. Но на этом Энрике не
остановился. Вскоре он стал учиться в вечерней
гимназии и брать уроки у пианиста
Скирарди, маэстро де Лютно, певца баритона
Миссиано.
Первый успех его ожидал уже в 1888 году, когда он
спел в небольшой опере М. Фазанаро «Разбойники» в
небольшом театре при церкви.
Однажды голос Энрико услышал певец Г. Верджине и
уговорил отца Карузо отдать сына в
Неаполитанскую школу пения – бельканто,
которой он сам руководил.
(Слайд «бельканто (итал. – красивое пение) – техника виртуозного оперного пения»)
Вскоре он показал своего ученика известному тенору Мазини, который сказал, что у Карузо уникальный по красоте голос, но его нужно совершенствовать и дальше.
Звучит неаполитанская песня «Мое солнышко» Муз. Э. Ди Капуа
В 1897 году состоялось его первое выступление в миланском театре «Ла Скала», за которым последовало мировое признание. После бурного успеха знаменитый дирижер А. Тосканини сказал: «Если этот неаполитанец будет продолжать так петь, он заставит о себе заговорить весь мир!»
(Слайд «Оперный театр «Ла Скала» в Милане»)
Перед Карузо открылся путь на все сцены
мира. И везде его ждал восторженный прием
слушателей.
Репертуар Карузо включал более 80 опер,
множество самых разных песен – от классических
произведений церковной музыки до родных
неаполитанских песен, современных ему романсов,
песен итальянских и американских композиторов.
Энрико Карузо одним из первых начал записывать
свой репертуар на граммофонные пластинки, а его
знаменитое ариозо Канино из оперы Леонкавалло
«Паяцы» – «Смейся, паяц!», – воспроизведенное
в записи, разошлось тиражом в 1 миллион.
Звучит ариозо « Смейся, паяц!» из оперы Леонкавалло «Паяцы».
Всего Карузо было напето около 500 дисков с
более чем двумястами произведениями. Несмотря на
техническое несовершенство, сквозь шумы на
старых пластинках слышится живой теплый тембр
его баритонального тенора, знаменитое
карузовское рыдание в голосе, что присуще было
лишь ему и что так волнует и трогает и сейчас, в
эпоху "микрофонных" певцов...
Ф. И.Шаляпина, чье творчество мы изучали с
вами на прошлом уроке, с Энрико Карузо связывали
не только несколько совместных выступлений, но и
теплые дружеские отношения и общая страсть к
рисованию.
Вспоминая их первую встречу в 1901 году в Милане, на
сцене "Ла Скала", Шаляпин сказал: «Карузо
произвел на меня самое очаровательное
впечатление, весь его облик олицетворял
сердечную доброту. А его голос – это идеальный
тенор! ».
(Слайд «Тенор – Высокий по звучанию мужской голос»)
Побывал Карузо и в Петербурге с
гастролировавшей там итальянской труппой. 15
января 1899 года Петербург впервые услышал голос
Карузо в «Травиате» итальянского
композитора Д. Верди.
Репертуар Э. Карузо поражает – он знал более 100
опер на разных языках.
Есть в известной нам с вами опере Н. А.
Римского-Корсакова «Садко» – Индийский гость из
заморских стран!
(Слайд « Портрет Н.Римского-Корсакова» и афиша оперы «Садко»)
…Есть на море
Чудный камень яхонт…
На том камне Феникс,
Птица с лицом девы…
Кто ту птицу слышит,
Все забывает…
– Ребята, как вы считаете, каким должен быть
голос певца, исполняющего эту арию?
Мы с Вами уже знаем, что оперный певец своим
голосом может раскрыть характер,
изображаемого им героя.
Звучит «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко» Н. А. Римского – Корсакова.
3. Творческое задание
– Попробуйте изобразить эту мелодию графически в ваших тетрадях.
– Какой вы услышали прозвучавшую арию?
– Правильно. Экзотической, чарующей,
завораживающей, затейливой…
– Мы словно покачиваемся в лодке на легких
волнах…
В год своего 30-летия (1903 г.) Э. Карузо выступил в роли Герцога в опере «Риголетто» Д. Верди, на сцене американской «Метрополитен-опера», которая считается высшей точкой карьеры любого исполнителя. Он навсегда завоевал американскую публику и поселился в Нью-Йорке.
(Слайд «Метрополитен-опера»)
Выдающийся польский пианист И. Падеревский вспоминал: «Секрет успеха Карузо заключался в чудеснейшем слиянии эмоций певца, внутренней выразительности и техники, что и потрясало слушателей».
(Слайд «Портрет И. Падеревский – польский пианист»)
Все те, кому посчастливилось петь с Энрико Карузо, отмечали не только красоту его голоса, но и его чисто человеческие качества. "Карузо был умный, сердечный, по-настоящему тонкой души человек... Жена Карузо, Дороти, в своих воспоминаниях воссоздает живой облик артиста: "В жизни Карузо был самым обыкновенным человеком: добрым, простодушным, немного наивным, совсем не таким, каким его представляют себе люди, сотворившие из него легенду". Сам артист, перечисляя качества, необходимые, чтобы стать великим певцом, называет "широкую грудь, большое горло, отличную память, ум, уйму работы и... кое-что в сердце"!
4. Разучивание с детьми неаполитанской песни «Мое солнышко»
Последний год жизни сложился для Карузо
драматически. Во время исполнения оперы «Эликсир
любви» в Бруклинской Академии ему стало
плохо. 24 декабря 1920 года Карузо в последний раз
выступил в оперном спектакле « Дочь
кардинала» в « Метрополитен-опера». Вскоре
ему срочно сделали операцию на легком. Состояние
стало улучшаться, но выступать на сцене он больше
не мог!
Для восстановления сил Карузо переезжает в
родной Неаполь, но болезнь не отступила, и в
августе 1921 года певец скончался. Его похоронили в
хрустальном гробу, поставленном в специальной
часовне. Лишь через 15 лет его тело было предано
земле. Спустя несколько месяцев в Неаполь, где
Энрико Карузо был похоронен в специально
возведенной капелле на кладбище Пьянто, из США
была прислана огромная восковая свеча, отлитая
по заказу Объединенных больниц, интернатов и
приютов Америки, которым Карузо оказывал
помощь.
Свеча эта должна зажигаться раз в год на сутки в
течение 500 лет перед изображением Помпейской
мадонны – в память о том, "кто не имеет себе
равных в искусстве и щедрости".
Еще при жизни выдающегося певца ему
посвящались многие произведения, и эта традиция
сохранилась до сих пор!
Памяти великого артиста посвящена песня, которую
исполнял великий современный итальянский
оперный певец – Лучано Паваротти (12 октября 1935 –
6 сентября 2007 г.)
А еще один гениальный тенор – Марио Ланца,
сыграл роль певца в к/ф «Великий Карузо», тем
самым также отдав дань памяти великому таланту.
(Слайд «Портреты М. Ланца и Л.Паваротти»)
Звучит песня «Посвящение Карузо»
5. Итог урока
– Ребята, какой вывод мы можем сделать в итоге нашего сегодняшнего урока?
– Э.Карузо – великий певец и артист, обладавший редчайшими голосовыми данными! Энрико Карузо – великий тенор мира!