Комплексная программа психолого-логопедического сопровождения младших школьников с ЗПР в условиях детского дома

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Пояснительная записка

Проблема воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является важной и актуальной. В последние годы все чаще диагностируется задержка психического развития младших школьников, особенно в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Своеобразие речи и познавательной деятельности детей с задержкой психического развития определили необходимость разработки комплексной программы педагога-психолога и учителя-логопеда в начальных классах детского дома-школы №74 г. Новокузнецка с целью успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начальная школа – это оптимальный по времени отрезок школьного пути ребенка, когда легче восполнить с учетом сензитивных периодов недостатки дошкольного развития, скорректировать негативные тенденции в их развитии, сократить срок интеграции в общеобразовательные классы. Круглосуточный режим пребывания воспитанников в детском учреждении, ежедневная взаимосвязь специалистов способствуют обеспечению полноценного коррекционного воздействия на младших школьников с особыми образовательными потребностями.

В современной методической литературе имеются описания направлений работы специалистов с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их междисциплинарного взаимодействия, в то же время вопрос системного интегрированного психолого-логопедического подхода освещен не в полной мере и остается невыясненным, выборочным.

Актуальность программы обусловлена необходимостью выработки единого (психолог/логопед) подхода к диагностике, коррекционно-реабилитационному воздействию на детей с задержкой психического развития.

Совместная работа психолога и логопеда осуществляется по направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативно-просветительское.

Цель: создание эффективной системы взаимодействия в работе специалистов (психолог/логопед) для синхронной коррекции познавательного, речевого и личностного развития детей с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Составить план совместных мероприятий на учебный год.
  2. Разработать блок диагностических методик.
  3. Реализовать комплекс интегрированных коррекционно-развивающих методик в работе.
  4. Отслеживать динамику развития речевых, интеллектуальных и личностных особенностей младших школьников.
  5. Оказывать консультативно-просветительскую помощь педагогам.

Ожидаемые практические результаты реализации программы:

  • план совместных мероприятий психолога и логопеда;
  • совместный блок диагностических методик;
  • заполненные индивидуальные карты развития обучающихся;
  • карта отслеживания динамики развития младших школьников;
  • конспекты интегрированных занятий (педагог-психолог и учитель-логопед);
  • материалы консультативно-просветительской работы.

Диагностическое направление

Данное направление предполагает изучение, анализ уровня актуального и ближайшего развития ребенка.

Диагностическое направление предполагает ряд этапов:

  1. Изучение анамнестических данных ребенка дает объективный материал для выявления причин нарушений определения педагогической стратегии.
  2. Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его более содержательным.
  3. Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка.

Виды диагностики:

  • входная диагностика (проводится в начале учебного года, с целью выявления исходных параметров развития детей);
  • промежуточная диагностика (проводится в середине учебного года, для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся);
  • итоговая диагностика (проводится в конце учебного года, с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей).

Блок диагностических методик для детей

Исследуемая функция Ответственный

I. Диагностика мышления:

Педагог-психолог
1 исключение предмета;
2 исключение понятия;
3 парные невербальные аналогии
4 простые аналогии.

II. Диагностика памяти:

5 слухоречевое запоминание;
6 кратковременная образная память;
7 опосредованная память.

III. Диагностика внимания:

8 «Корректурная проба».

IV. Диагностика восприятия:

9 зрительный гнозис и мнезис;
10 восприятие пространственных отношений; Учитель-логопед
11 фонематическое восприятие.

V. Диагностика речевого развития:

12 общая, тонкая, артикуляционная моторика;
13 импрессивная речь;
14 экспрессивная речь;
15 звукопроизношение (свистящие, шипящие звуки, соноры);
16 словообразование;
17 лексико-грамматический строй речи;
18 диагностика устной речи по Т.А. Фотековой;
19 письменная речь.

VI. Диагностика личностной сферы:

Педагог-психолог
20 мотивация;
21 самооценка.

По завершению логопедического обследования детей учитель-логопед передает педагогу-психологу для дальнейшей совместной коррекционной деятельности по классу в целом и подробно по каждому ученику сведения об имеющихся:

  • нарушениях общей, тонкой, артикуляционной моторики;
  • недостатках фонетико-фонематического восприятия;
  • виде и группе дефектного звукопроизношения;
  • ограничениях объема активного и пассивного словаря;
  • пробелах в формировании лексико-грамматического строя речи;
  • навыкахсформированности связной речи;
  • видах нарушений письменной речи.

Педагог-психолог передает учителю-логопеду следующие данные об индивидуальных особенностях детей:

  • мотивация деятельности и самооценка;
  • работоспособность;
  • объем внимания, его устойчивость и способность к распределению;
  • объем слуховой и зрительной памяти, прочность запоминания, качества опосредованного запоминания;
  • целостность и избирательность восприятия;
  • сформированность понятийного мышления, мыслительных операций, навыков суждений и умозаключений.

После совместного анализа полученных результатов заполняются индивидуальные карты воспитанников и составляются психологические и логопедические заключения.

Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи.

Коррекционно-развивающее направление

По итогам диагностического обследования специалистами планируются коррекционно-развивающие занятия в рамках рабочих программ:

  1. «Приглашение в мир общения», 1класс. Цель: формирование у депривированного ребёнка навыков конструктивного общения и продуктивной деятельности.
  2. «Психологическая азбука», 2-3 классы. Цель: раскрытие возможностей личности ребенка, его рефлексивных способностей, помощь в осознании себя в системе деятельности.
  3. «Тропинка к своему Я», 4 класс. Цель: развитие самопознания, обучение эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
  4. «Речь». Цель: соблюдение в начальной школе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений, речемыслительной деятельности, коррекция устной и письменной речи, восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи.

Занятия проводятся параллельно учителем-логопедом и педагогом-психологом один раз в неделю (всего по 18 занятий каждый специалист) и три интегрированных (учитель-логопед и педагог-психолог) занятия.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется на групповых, подгрупповых, индивидуальных занятиях.

Методы коррекционно-развивающей работы на занятиях можно разделить на следующие группы:

  • когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей в усвоении школьных знаний и формирование высших психических функций;
  • методы, направленные на повышение чувствительности анализаторных систем, развитие произвольной регуляции психической деятельности;
  • методы, направленные на формирование эмоционально-волевой сферы детей.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы:

  • зрительного, слухового восприятия;
  • зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • пространственных представлений и ориентации;
  • мыслительных операций.

2. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи:

  • устранение дефектов произношения;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • развитие морфологических и синтаксических обобщений;
  • преодоление специфических ошибок в письменной речи школьников;
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • формирование волевой регуляции деятельности;
  • обучение способам снятия напряжения;
  • формирование адекватной самооценки.

Более подробное описание методик, коррекционно-развивающих упражнений, заданий можно найти в учебно-методическом пособии: Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008 г.

Консультативно-просветительское направление

Целью консультативно-просветительского направления является повышение профессионального мастерства педагогов начальной школы детского дома №74 в организации коррекционно-развивающего процесса.

Направление реализуется через:

  • индивидуальные и групповые консультации педагогов;
  • выступления на заседаниях МО учителей, воспитателей, логопедов, психологов, ПМПк и скорой педагогической помощи (СПП) образовательного учреждения;
  • оформление памяток, рекомендаций;
  • организацию круглых столов, деловых игр, посвященных вопросам социализации младших школьников.

Заключение

Реализация комплексной программы психолого-логопедического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития в условиях детского дома позволяет:

  • разработать блок диагностических методик;
  • выявить наиболее эффективные формы и методы психолого-логопедического взаимодействия;
  • внедрить комплекс интегрированных коррекционно-развивающих методик в работе с детьми;
  • отслеживать динамику развития речевых, интеллектуальных и личностных особенностей младших школьников;
  • оказывать консультативно-просветительскую помощь педагогам в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.

Литература:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.
  2. АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.
  3. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.
  4. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.
  5. Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.
  6. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.
  7. Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.
  8. Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.
  9. Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.
  10. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
  11. Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.
  12. Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.
  13. Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.
  14. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.