Пояснительная записка
Проблема воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является важной и актуальной. В последние годы все чаще диагностируется задержка психического развития младших школьников, особенно в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Своеобразие речи и познавательной деятельности детей с задержкой психического развития определили необходимость разработки комплексной программы педагога-психолога и учителя-логопеда в начальных классах детского дома-школы №74 г. Новокузнецка с целью успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начальная школа – это оптимальный по времени отрезок школьного пути ребенка, когда легче восполнить с учетом сензитивных периодов недостатки дошкольного развития, скорректировать негативные тенденции в их развитии, сократить срок интеграции в общеобразовательные классы. Круглосуточный режим пребывания воспитанников в детском учреждении, ежедневная взаимосвязь специалистов способствуют обеспечению полноценного коррекционного воздействия на младших школьников с особыми образовательными потребностями.
В современной методической литературе имеются описания направлений работы специалистов с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их междисциплинарного взаимодействия, в то же время вопрос системного интегрированного психолого-логопедического подхода освещен не в полной мере и остается невыясненным, выборочным.
Актуальность программы обусловлена необходимостью выработки единого (психолог/логопед) подхода к диагностике, коррекционно-реабилитационному воздействию на детей с задержкой психического развития.
Совместная работа психолога и логопеда осуществляется по направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативно-просветительское.
Цель: создание эффективной системы взаимодействия в работе специалистов (психолог/логопед) для синхронной коррекции познавательного, речевого и личностного развития детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- Составить план совместных мероприятий на учебный год.
- Разработать блок диагностических методик.
- Реализовать комплекс интегрированных коррекционно-развивающих методик в работе.
- Отслеживать динамику развития речевых, интеллектуальных и личностных особенностей младших школьников.
- Оказывать консультативно-просветительскую помощь педагогам.
Ожидаемые практические результаты реализации программы:
- план совместных мероприятий психолога и логопеда;
- совместный блок диагностических методик;
- заполненные индивидуальные карты развития обучающихся;
- карта отслеживания динамики развития младших школьников;
- конспекты интегрированных занятий (педагог-психолог и учитель-логопед);
- материалы консультативно-просветительской работы.
Диагностическое направление
Данное направление предполагает изучение, анализ уровня актуального и ближайшего развития ребенка.
Диагностическое направление предполагает ряд этапов:
- Изучение анамнестических данных ребенка дает объективный материал для выявления причин нарушений определения педагогической стратегии.
- Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его более содержательным.
- Анализ полученных результатов позволяет объединить их в общую карту развития ребенка.
Виды диагностики:
- входная диагностика (проводится в начале учебного года, с целью выявления исходных параметров развития детей);
- промежуточная диагностика (проводится в середине учебного года, для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся);
- итоговая диагностика (проводится в конце учебного года, с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей).
Блок диагностических методик для детей
№ | Исследуемая функция | Ответственный |
I. Диагностика мышления: |
Педагог-психолог | |
1 | исключение предмета; | |
2 | исключение понятия; | |
3 | парные невербальные аналогии | |
4 | простые аналогии. | |
II. Диагностика памяти: |
||
5 | слухоречевое запоминание; | |
6 | кратковременная образная память; | |
7 | опосредованная память. | |
III. Диагностика внимания: |
||
8 | «Корректурная проба». | |
IV. Диагностика восприятия: |
||
9 | зрительный гнозис и мнезис; | |
10 | восприятие пространственных отношений; | Учитель-логопед |
11 | фонематическое восприятие. | |
V. Диагностика речевого развития: |
||
12 | общая, тонкая, артикуляционная моторика; | |
13 | импрессивная речь; | |
14 | экспрессивная речь; | |
15 | звукопроизношение (свистящие, шипящие звуки, соноры); | |
16 | словообразование; | |
17 | лексико-грамматический строй речи; | |
18 | диагностика устной речи по Т.А. Фотековой; | |
19 | письменная речь. | |
VI. Диагностика личностной сферы: |
Педагог-психолог | |
20 | мотивация; | |
21 | самооценка. |
По завершению логопедического обследования детей учитель-логопед передает педагогу-психологу для дальнейшей совместной коррекционной деятельности по классу в целом и подробно по каждому ученику сведения об имеющихся:
- нарушениях общей, тонкой, артикуляционной моторики;
- недостатках фонетико-фонематического восприятия;
- виде и группе дефектного звукопроизношения;
- ограничениях объема активного и пассивного словаря;
- пробелах в формировании лексико-грамматического строя речи;
- навыкахсформированности связной речи;
- видах нарушений письменной речи.
Педагог-психолог передает учителю-логопеду следующие данные об индивидуальных особенностях детей:
- мотивация деятельности и самооценка;
- работоспособность;
- объем внимания, его устойчивость и способность к распределению;
- объем слуховой и зрительной памяти, прочность запоминания, качества опосредованного запоминания;
- целостность и избирательность восприятия;
- сформированность понятийного мышления, мыслительных операций, навыков суждений и умозаключений.
После совместного анализа полученных результатов заполняются индивидуальные карты воспитанников и составляются психологические и логопедические заключения.
Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение и определить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи.
Коррекционно-развивающее направление
По итогам диагностического обследования специалистами планируются коррекционно-развивающие занятия в рамках рабочих программ:
- «Приглашение в мир общения», 1класс. Цель: формирование у депривированного ребёнка навыков конструктивного общения и продуктивной деятельности.
- «Психологическая азбука», 2-3 классы. Цель: раскрытие возможностей личности ребенка, его рефлексивных способностей, помощь в осознании себя в системе деятельности.
- «Тропинка к своему Я», 4 класс. Цель: развитие самопознания, обучение эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
- «Речь». Цель: соблюдение в начальной школе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений, речемыслительной деятельности, коррекция устной и письменной речи, восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи.
Занятия проводятся параллельно учителем-логопедом и педагогом-психологом один раз в неделю (всего по 18 занятий каждый специалист) и три интегрированных (учитель-логопед и педагог-психолог) занятия.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется на групповых, подгрупповых, индивидуальных занятиях.
Методы коррекционно-развивающей работы на занятиях можно разделить на следующие группы:
- когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей в усвоении школьных знаний и формирование высших психических функций;
- методы, направленные на повышение чувствительности анализаторных систем, развитие произвольной регуляции психической деятельности;
- методы, направленные на формирование эмоционально-волевой сферы детей.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы:
- зрительного, слухового восприятия;
- зрительной, слуховой памяти и внимания;
- пространственных представлений и ориентации;
- мыслительных операций.
2. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи:
- устранение дефектов произношения;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- развитие морфологических и синтаксических обобщений;
- преодоление специфических ошибок в письменной речи школьников;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- формирование волевой регуляции деятельности;
- обучение способам снятия напряжения;
- формирование адекватной самооценки.
Более подробное описание методик, коррекционно-развивающих упражнений, заданий можно найти в учебно-методическом пособии: Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008 г.
Консультативно-просветительское направление
Целью консультативно-просветительского направления является повышение профессионального мастерства педагогов начальной школы детского дома №74 в организации коррекционно-развивающего процесса.
Направление реализуется через:
- индивидуальные и групповые консультации педагогов;
- выступления на заседаниях МО учителей, воспитателей, логопедов, психологов, ПМПк и скорой педагогической помощи (СПП) образовательного учреждения;
- оформление памяток, рекомендаций;
- организацию круглых столов, деловых игр, посвященных вопросам социализации младших школьников.
Заключение
Реализация комплексной программы психолого-логопедического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития в условиях детского дома позволяет:
- разработать блок диагностических методик;
- выявить наиболее эффективные формы и методы психолого-логопедического взаимодействия;
- внедрить комплекс интегрированных коррекционно-развивающих методик в работе с детьми;
- отслеживать динамику развития речевых, интеллектуальных и личностных особенностей младших школьников;
- оказывать консультативно-просветительскую помощь педагогам в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.
Литература:
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.
- АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.
- Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.
- Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.
- Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.
- Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5 – С. 66.
- Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009. – 452с.
- Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.
- Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
- Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.
- Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.
- Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1 (16). – С. 12-18.
- Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999. – 136с.