Цели и задачи:
1. Усвоить:
- определение производной, ее обозначение;
- физический и геометрический смысл производной.
2. Научится:
- применять алгоритм отыскания производной для функции f(х);
- по графику определять дифференцируема ли функция.
Необходимые знания:
- Физический смысл производной.
- Геометрический смысл производной.
- Производная с точки зрения приближенных равенств.
- Дифференцируемая функция.
Необходимые умения:
- Читать и записывать производные функций.
- Вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных (важно знать при решении экономических, физических и химических задач).
- Применять физический и геометрический смысл производной при решении задач.
- Определять по графику функции ее дифференцируемость.
Ход урока
1. Входной контроль.
1.1. Цель: проверить умения:
- вычисления предела функции на бесконечности и в точке,
- вычисления приращения функции и приращения аргумента.
Запишите дату и тему урока.
1.2. Выполните самостоятельно задания входного контроля.
Вариант 1
1. Вычислите: а) ; б) . (2 балла)
2. Вычислите: а) ; б) . (2 балла)
3. Найдите приращение функции у = 2х –3 при переходе от точки х0 = 3 к точке х1, если: а) х1 = 3,2; б) х1 = 2,9. (2 балла)
Вариант 2
1. Вычислите: а) ; б) . (2 балла)
2. Вычислите: а) ; б) . (2 балла)
3. Найдите приращение функции у = 2х –3 при переходе от точки х0 = 3 к точке х1, если: а) х1 = 3,5; б) х1 = 2,5. (2 балла)
Работайте в тетрадях. После выполнения работы, проверьте свои результаты по контрольному листу (см. Приложение 1). Если вы набрали 4 и более балла переходите к следующему учебному элементу. Если нет, проанализируйте свои ошибки. Полученный результат занесите в оценочный лист (см. Приложение 2).
2. Теоретическая часть.
2.1. Цель: усвоить понятие производная, ее физический и геометрический смысл, познакомиться с понятием производной с точки зрения приближенного равенства.
Работайте с учебником.
- Прочитайте задачи, приводящие к понятию производной. Кратко оформите эти задачи в тетради (стр. 158-161).
- Изучите и запишите определение производной, и запомните ее обозначение (стр. 161).
- Изучите и зафиксируйте в тетрадях физический и геометрический смысл производной (стр. 162).
- Изучите и запишите понятие производной с точки зрения приближенных равенств (стр. 163).
Практическая часть.
2.2. Цель: закрепить изученный материал на практике.
2.3. Выполните задания из учебника:
- письменно № 715 (а, б), № 722(а, б);
- устно № 716;
- письменно № 718 (а, б), №725.
Указания. Для того чтобы выполнить №725, вам необходимо познакомиться с некоторым свойством производной: Если на промежутке функция убывает, то производная этой функции принимает отрицательное значение, если же функция возрастает, то положительное значение. Запишите в тетрадь.
Если при выполнении заданий у Вас возникнут вопросы, можете обратиться за помощью к учителю. Проверьте свои ответы с контрольным листом, проведите анализ ошибок. Отметьте в оценочном листе, что у вас вызвало затруднение, что не получилось.
2.4. Промежуточный контроль.
Цель: проверить умения:
- находить мгновенную скорость движения точки;
- находить среднюю скорость движения точки;
- находить скорость изменения функции в указанной точке;
- сравнивать значения производных по графику.
Выполните самостоятельно задания:
Вариант 1 | Вариант 2 | |
№ 715 (в) (1 балл) № 722 (в) (1 балл) № 718 (в) (1 балл) № 724 (а) (2 балла) |
№ 715 (г) (1 балл) № 722 (г) (1 балл) № 718 (г) (1 балл) № 724 (б) (2 балла) |
После выполнения работы, проверьте по контрольному листу. Если вы набрали 3 и более баллов переходите к следующему УЭ. Внесите баллы в оценочный лист.
3. Теоретическая часть.
3.1. Цель: по результатам работы над учебным элементом вы должны: усвоить алгоритм отыскания производной функции, изучить условие дифференцируемости функции в точке, научиться по графику определять дифференцируемость функции.
Работайте с учебником.
- Изучите и запишите алгоритм отыскания производной (стр. 163).
- Разберите примеры 1 и 2, оформите их в тетради (стр. 163-164).
- Изучите и запишите в тетрадь в условие дифференцируемости функции в точке, выясните, что такое дифференцирование функции (стр. 164).
- Изучите взаимосвязь непрерывности и дифференцируемости функции в точке (стр. 164).
- Изучите и запишите, как по графику функции определять дифференцируемость функции (стр. 164-165).
Практическая часть.
3.2. Цель: применить полученные знания на практике.
3.3. Выполните задания в тетради.
- Найдите производные функций: а) у = х3, б) у = , в) у = 3 – 2х, г) у = .
- Найдите среднюю скорость изменения функции у = х2 – 6 при изменении х от х1 = 3 до х2 = 3,5.
- № 720 (а, б)
- Определите знак углового коэффициента касательной, проведенной к графику функции через точки с абсциссами х1, х2, х3, х4 (если касательная существует). Какой угол (острый или тупой) образует эта касательная с осью абсцисс? В окрестности, каких точек графика функция дифференцируема?
Если при выполнении у вас возникнут вопросы, обратитесь за помощью к учителю. Проверьте результаты по контрольному листу.
3.4. Промежуточный контроль.
Цель: проверить умения:
- определять по графику дифференцируемость функции;
- находить производные функций в точке, применяя определение производной.
Выполните самостоятельно задания.
Вариант 1
1. Определите знак углового коэффициента касательной, проведенной к графику функции через точки с абсциссами х1, х2, х3, х4 (если касательная существует). Какой угол (острый или тупой) образует эта касательная с осью абсцисс? В окрестности, каких точек графика функция дифференцируема? (2 балла)
Пользуясь определением производной, найдите производную функции в точке х, если: а) f(х) = 4 –7х, б) f(х) = . (3 балла)
Вариант 2
1. Определите знак углового коэффициента касательной, проведенной к графику функции через точки с абсциссами х1, х2, х3, х4 (если касательная существует). Какой угол (острый или тупой) образует эта касательная с осью абсцисс? В окрестности, каких точек графика функция дифференцируема? (2 балла)
Пользуясь определением производной, найдите производную функции в точке х, если: а) f (х) = 5 –6х, б) f (х) = . (3 балла).
После выполнения заданий, проверьте полученные результаты по контрольному листу, если вы набрали 3 и более балла переходите к следующему учебному элементу. Внесите баллы в оценочный лист.
4. Обобщение и систематизация знаний.
4.1. Цель: повторить теоретический материал, изученный в ходе работы над модулем.
Поучаствуйте в беседе о производной. Обсудите с классом весь теоретический материал сегодняшнего занятия.
Послушайте рассказ учителя о производной в физике, в экономике.
5. Выходной контроль.
5.1. Цель: проверить умения:
- находить мгновенную скорость движения в точке;
- находить скорость изменения функции в указанной точке;
- вычислять производные функций по алгоритму;
- определять по графику дифференцируемость функции в точке.
5.2. Выполните самостоятельно задания.
Вариант 1
Задания базового уровня.
1. №723 (б) (1 балл)
2. № 719 (а) (1 балл)
3. Найдите производные функций и вычислите ее значение в точке х0:
а) у = , х0 = –3;
б) у = х3 + 1, х0 = 5;
в) у = , х0 = 7. (3 балла)
Задания повышенного уровня.
4. Определите знак углового коэффициента касательной, проведенной к графику функции через точки с абсциссами х1, х2, х3, х4 (если касательная существует). Какой угол (острый или тупой) образует эта касательная с осью абсцисс? В окрестности, каких точек графика функция дифференцируема? (2 балла)
5. Найдите производные функций: у = . (3 балла)
Вариант 2
Задания базового уровня.
1. №723 (г) (1 балл)
2. № 719 (в) (1 балл)
3. Найдите производные функций и вычислите ее значение в точке х0:
а) у = , х0 = –3;
б) у = х3 + 5, х0 = 5;
в) у = , х0 = 7. (3 балла)
Задания повышенного уровня.
4. Определите знак углового коэффициента касательной, проведенной к графику функции через точки с абсциссами х1, х2, х3, х4 (если касательная существует). Какой угол (острый или тупой) образует эта касательная с осью абсцисс? В окрестности, каких точек графика функция дифференцируема? (2 балла)
5. Найдите производные функций: у = . (3 балла)
После выполнения заданий, проверьте полученные результаты по контрольному листу, если вы набрали 5 и более баллов переходите к следующему учебному элементу. Внесите баллы в оценочный лист.
6. Рефлексия.
6.1. Цель: подведение итогов.
Посчитайте по оценочному листу количество набранных вами баллов, если вы набрали:
- от 15-17 баллов, то ваша оценка «3».
- от 18-21 баллов – «4».
- от 22-26 баллов – «5».
6.2. Ответьте на вопросы анкеты в оценочных листах.
- Прочитайте еще раз цели и задачи модуля. Какие из них вам удалось достичь, а какие нет?
- Что интереснее: самому открывать новые знания или слушать объяснения учителя?
- Было ли у вас время на уроке на посторонние занятия?
- Хотелось бы вам чаще проводить уроки самообучения?
6.3. Запишите задание на дом.
Найдите производные функций:
а) у = х,
б) у = х2 + 2х,
в) у = ,
г) у = .
№723, №726, №727.
Спасибо за работу!