Цели урока:
1. Образовательная:
- проверить теоретические знания учащихся по теме «Механическое движение. Скорость»;
- учить применять их на практике.
2. Развивающая:
- реализация ученического выбора;
- развитие ученической самостоятельности, познавательной активности, интереса к предмету.
3. Воспитательная:
- учить трудиться, быть целеустремленным.
Девиз урока:
«Практика – источник знаний и критерий истины.»
Эпиграф к уроку:
«Теория без практики мертва или бесплодна,
практика без теории невозможна или пагубна».
(А.Н.Крылов)
Оборудование:
- ПК, проектор;
- карточки с задачами различной сложности;
- ДВД-проигрователь.
Оформление:
- Расписание.
- Высказывания:
- «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» (Б.Шоу).
- «Ум заключается не только в знаниях, но и в умении прилагать знания на деле» (Аристотель).
- «Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование» (Протагор).
- Карточки для устной работы.
- Будильник.
- Звонок.
- Диск с музыкой.
- Выставка докладов по теме.
План урока:
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Основная часть:
1 урок – Математика (устный счет) – 8 мин.
2 урок – Литература (фронтальная работа) – 8 мин.
3 урок – Биология (работа по вариантам) – 8 мин.
Физкультурная минутка – 2 мин.
4 урок – Физика (работа по выбору) – 8 мин.
Переменка (загадки) – 2 мин.
III. Подведение итогов, домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
I. Организационная часть.
Обстановка у нас непривычная,
Но работаем, как обычно,
Приложим вместе старания
На уроке применим все знания.
Мы очень часто обращаемся к словам великих людей и сегодня для нас важны слова, которые будут эпиграфом к нашему уроку: «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна» (А.Н.Крылов). А девизом будут слова: «Практика – источник знаний и критерий истины». Теорию, я надеюсь, вы усвоили, а вот что сегодня нам необходимо сделать, чем заняться? Действительно, нам нужно применить знания на практике, при решении задач, а форму урока нам определят слова:
«Я больше скажу: и нет
На свете ничего важней,
Чем физика – любой предмет
Предметом делается с ней…»
Сегодня мы путешествуем по расписанию. А чтобы нам быстрее двигаться, применим с вами условные сигналы: «V» – отлично, «I» - хорошо (учащиеся ставят на полях в тетради, работа на доверии).
II. Основная часть.
1 урок – Математика.
«Чтоб все на уроке прошло без заминки,
Его мы начнем… Ну, конечно, с разминки!»
1) Работа с карточками (проектор).
1) ? = ; 2) с; час; 3) ? = ; 4) км; м;
5) Т = ?; 6) мин; кг; 7) U = ?; 8) м; см; 9) S = U * ?;
10) ; ; 11) T = U * S; 12) верста.
Вопросы к карточкам:
- Какая величина пропущена в формуле?
- Какая величина измеряется в этих единицах?
- Как определить эту физическую величину?
2) Работа с учебником:
См. таблица 1 стр. 37 «Физика. 7 класс» Перышкин А.В.
Вопросы:
- Какой наименьший путь проползет черепаха за 10 с?
- Как далеко улетит скворец за 2 с?
- Какое расстояние пролетит самолет за 20с?
- За какое время автомобиль проедет 1 км?
3) Работа с графиком.
См. рисунок 38 стр. 39 «Физика. 7 класс» Перышкин А.В.
Вопросы:
- Какой путь проходит тело за 4 с?
- Какова скорость движения тела?
- А сколько это тело пройдет за 10 часов?
- Молодцы! Быстро справились. Даже не заметили, как прошел первый урок и начинается второй!
2 урок – Литература.
«Язык поэзии – это язык образов.»
- В литературе очень часто можно найти пищу для ума физика. Вот и мы с вами попробуем сделать это:
«Только поезд пройдет вдоль разъезда,
Нам покажется – мы не стоим,
А безмолвно срываемся с места…»
(Ю.Кузнецов)
Вопрос. Какой физический принцип иллюстрирует этот отрывок?
«Грязь колеса жадно засосала,
Из-под шин – ядреная картечь.
О дорога! Здесь машине мало
Лошадиных сил и дружных плеч».
(А.Прасолов)
Вопрос. По какой траектории движутся частицы грязи из-под буксующих колес?
А.Грибоедов «Горе от ума»:
«Я сорок пять часов,
Глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся, -
Ветер, буря…».
(Чацкий)
Вопрос. С какой скоростью ехал Чацкий? (Задачу на доске решает сильный ученик.)
Задача.
Дано:
t = 45 ч
S = 700 верст
U = ?
Решение:
U =
1 верста ≈ 1080 м = 1,08км
- И это называется скорость?! А кто может определить, сколько примерно времени понадобилось бы Чацкому, если бы он преодолевал этот путь на автомобиле, движущемуся со скоростью 80 км/ч? (≈10ч) На этот вопрос даст ответ биология.
3 урок – Биология.
«Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование» (Протагор).
Класс разделен на 2 варианта. У доски работают по 2 ученика от каждой группы.
Задача. Определить пройденный путь:
I группа (в км) | II группа (в м) | |
за 8 час. | за 8 сек. | |
Uсокола = 360 км/ч | Uсокола = 360 км/ч | |
Uсобаки = 90 км/ч | Uмухи = 18 км/ч |
Дополнительно: Uчерепахи = 70 км/ч
Физкультурная минутка (музыка).
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
4 урок – Физика.
На уроке пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки вам задать,
Вам же думать и считать!
На экране: «Сделайте свой выбор!»
I | II | III | ||
Решить обязан! | Надеюсь решить! | Слабо решить?! | ||
№118 | №123 | №126 | ||
№113 | №116 | №114(1) | ||
Доп. №137 | Доп. №146 | Доп. №147 |
По сборнику задач Лукашик В.И.
Под музыку учащиеся решают выбранный вариант. Учитель проверяет условные знаки в тетрадях и выставляет оценки за работу на уроке. Выполнив работу, учащиеся сверяют решения с решениями на экране и выставляют сами себе оценку.
Переменка (при наличии времени).
Загадки о движении:
- По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна.)
- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Овца.)
- Четыре брата бегут – друг друга не догоняют. (Колеса.)
III. Подведение итогов. Домашнее задание.
«Кто же лучше всех трудился, на уроке отличился?...»
1) Выставление оценок.
2) Итоги урока:
- Какова была цель урока?
- Достигли вы ее?
- Чему вы сегодня научились?
- Над чем еще вам надо поработать?
Домашнее задание:
I группа – составить задачи на движение.
II группа – составить 2 задачи на движение по литературному тексту (стихи, сказки….).
Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К удачи в жизни приведут!