Цель занятия:
- Познакомить учащихся с понятием «правонарушение».
- Познакомить учащихся с видами наказаний за преступления.
- Закрепить полученные знания о необходимости соблюдения законов.
Задачи образовательные:
- Сформировать у учащихся представление о видах правонарушений и мере ответственности за них.
- Сформировать у учащихся представление о мере ответственности родителей при совершении их ребенком правонарушения.
- Развивать умения работать с фотодокументами.
Задачи воспитательные:
- Развивать учащихся научное мировоззрение о законах.
- Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.
- Формирование навыков работать в коллективе.
Оборудование: схемы роста правонарушений, фотографии правонарушений.
Основные понятия: правонарушение, преступление, гражданское правонарушение, дисциплинарное проступок, административное правонарушение.
Ход занятия
Учитель: В нашей жизни мы все чаще встречается с различными правонарушениями. И количество их не уменьшается, так как многие не знают, что нарушают закон, думают, что уйдут от ответственности. Посмотрим на графики.
Учитель: Что мы узнали из схем? (Количество преступлений растет, особенно в области экологии, появляются новые виды преступлений.)
Нашу беседу начнем с определения понятия – правонарушение.
Правонарушение – это противоправное, антиобщественное действие (или бездействие), которое или нарушает установленные запреты, или не исполняет нормы права.
- Кто из вас, ребята, в жизни встречался с правонарушениями законов? Приведите примеры.
- Кто из вас наблюдал, что нарушается закон? Приведите примеры.
- Кто был свидетелем того, что совершается правонарушение, но никто не хочет остановить нарушителя дисциплины? Приведите примеры.
- А что значит антиобщественное нарушение закона? Приведите примеры. (Действия против других людей.)
Учитель: Самый первый закон для вас, учащихся, правила поведения для учащихся.
- А какие законы школьной жизни вам известны?
- Нельзя опаздывать на уроки.
- Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.
- Нельзя шалить на переменах.
- Нельзя курить в школе и на территории школы.
- Нельзя нецензурно выражаться и.т.д.
Учитель: А в не школы? Какие законы должны соблюдать школьники за пределами школы
- Не появляться на улице без родителей после 22.00.
- Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, уурить в общественных местах.
- Участвовать в хулиганских действиях, в избиении других лиц.
- Не носить с собой колюще – режущих предметов и т.д.
Учитель: Какие же бывают виды правонарушений, и кто определяет степень вины? Это мы сегодня выясним на нашем классном часе.
(По ходу занятия на доске записываются виды правонарушений.)
Виды преступлений.
1. Гражданское правонарушение. Это невыполнение обязанностей по договору. Это причинение вреда другому лицу. За такое правонарушение следует гражданская правовая ответственность. Нарушитель расплачивается своим имуществом или платит штраф.
(Приведите примеры из школьной жизни и во внеурочное время.)
2. Дисциплинарный проступок. Это прогул, не выполнение приказа руководителя. За такой вид правонарушения предусмотрены замечание, выговор, увольнение.
(Приводим примеры.)
3. Административное правонарушение – мелкое хулиганство: разбил стекло, избил, нарушил правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, строительства, содержание домашних животных и т.д.
За такие правонарушения предусмотрены наказания: предупреждение, штраф, изъятие документов, изъятие предметов преступления, назначают исправительные работы до 2-х месяцев, арест на 15 суток (по решению суда).
Штрафы выписывают ГПДД, СЭС, инспектор пожарной охраны.
4. Самый опасный вид правонарушения – уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.)
Приведите примеры.
Наказания за преступления: исправительные трудовые работы, лишение свободы, смертная казнь (как исключительная мера наказания).
Ответственность за правонарушения наступает с 14 (частично) с 18 лет полностью за гражданские правонарушения.
За дисциплинарные правонарушения ответственность наступает с 16 лет. За уголовные преступления – с 14 лет.
Исключение составляют люди психически нездоровые.
До 14 лет ответственность за детей несут родители. За невыполнение родительских обязанностей родителей лишают родительских прав.
Учитель: Кто же определяет меру вины и наказание?
Милиция и суд учитывают степень вины при совершении правонарушения.
- Если преступление совершено по злому умыслу. Человек понимает опасный характер своих действий, знает их результат и ждет их наступления (например, кража). В этом случае, наказание будет суровое в соответствии с законом.
- Если преступление совершено по неосторожности. Чаще всего такое преступление совершается из легкомысленного поведения (пример: все знают, что нельзя оставлять без присмотра электроприборы, т.к. может произойти пожар), или небрежности: люди знают о последствиях, но продолжают действовать (пример: авария на Чернобыльской АС, взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на складе пиротехники в Воронеже). За такие преступления – менее суровые наказания.
Подведение итогов беседы.
- Зачем нужно соблюдать законы?
- А нарушаешь ль ты законы? Задумайся над этим.
Учитель: А теперь проверим, как вы сможете по фотографиям определить вид правонарушения и можно ли его предотвратить.
Работа по группам. Каждая группа по рисункам пытается установить вид правонарушения. Предлагает свои варианты предотвращения этого вида правонарушения.
- Экологические правонарушения (Приложение 1).
- Правонарушения в торговле (Приложение 2).
- Преступления (Приложение 3).
- Правонарушения на транспорте (Приложение 4).
- Правонарушения подростков (Приложение 5).
- Хулиганские действия (Приложение 6).
- Правонарушения и алкоголь (Приложение 7).
- Игры и правонарушения (Приложение 8).
Учитель подводит итоги работы по группам и задает заключительный вопрос классу:
- А нарушаешь ли ты законы? Задумайся над этим.