Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
1. Образовательные:
- сформировать понятие ветер, раскрыть причины;
- образования ветра, показать значение ветра.
2. Развивающие:
- уметь выделять главное в тексте учебника, уметь строить «розу ветров» и читать её.
3. Воспитательные:
- уважать мнение товарищей при беседе.
Оснащение урока:
- физическая карта полушарий;
- таблицы: «Нагревание суши», «Работа ветра»;
- схема «роза ветров».
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, творческий подход.
Ход урока
I. Ориентация учащихся на урок.
II. Проверка домашнего задания:
- атмосферное давление и как оно измеряется;
- как изменяется атмосферное давление;
- решение задач.
Задача №1. Лётчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.
Задача №2. Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм.рт.ст. Найдите давление на дне шахты.
Задача №3. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм.рт.ст. Каково давление у подножья.
III. Изучение нового материала.
(Приложение. Слайд №2)
Загадка.
Шелестит и шумит, ветки ломает, пыль столбом поднимает,
С ног тебя сбивает. Ясно слышишь ты его, да не видишь никого!
Нет от него покоя. Что это такое?
Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди заметили , что ветер управляет погодой. Мы познакомимся с вами с этим явлением. Узнаем какую роль играет ветер, какие бывают ветры. Ветер такое явление природы, с которым мы встречаемся постоянно, поэтому полученные знания о ветре нам пригодятся в жизни.
Ситуация. Вам жарко, вы помахали веером и возник ветерок (продемонстрировать).
- Что произошло? (Окружающий нас воздух мы привели в движение и возник ветер.)
(Слайд №3) Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.
Работа по схеме. «Нагревание суши и воды.»
Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается вверх. Давление падает.
Холодный воздух отводы занимает место поднявшегося вверх теплого воздуха. Возникает ветер. Воздушные массы начинают перемещаться туда, где давление меньше.
759 мм.рт.ст. | 755 мм.рт.ст. | |
Причина | Следствие | |
Образование ветра | Разница атмосферного давления |
Опыт с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
(Слайд №4)
- На берегах морей, озёр в течение суток ветер меняет своё направление 2 раза в сутки. Этот ветер называется – БРИЗ (силой 3-4 балла).
(Нарисовать схему ночного бриза.)
Предложить учащимся нарисовать схему дневного бриза.
- На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют своё направление 2 раза в год. Эти ветры называются – МУССОНЫ. Как они меняют своё направление мы узнаем посмотрев фрагмент фильма о муссонах (3 мин.).
Вопросы:
- Как дуют муссоны?
- Что они несут?
- Сколько раз они меняют своё направление?
Работа с форзацем учебника. (Слайд №5)
На доске вывешивается рисунок камина. Подписано давление.
Вопросы:
- Куда девается дым от сгоревших дров?
- Почему дым не идет в комнату?
Вывод. Ветер дует не только в горизонтальном, но и в вертикальном направление.
Построение розы ветров.
Ветер может дуть с разных сторон. Основой для построения розы ветров служат линии. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта. Линии делятся на равные отрезки, 1 отрезок – 1 день.
Ученикам раздаются схемы и данные о направление ветра за месяц (Приложение 1).
Учитель по схеме показывает розу ветров (Приложение 2).
- Ребята, как вы думаете ветер друг или враг человека (беседа).
- Рассмотреть когда ветер друг, а когда он враг.
- Определить в каком направление дует ветер и где он сильнее.
(Слайд №6)
IV. Закрепление нового материала.
Использование презентации. (Слайд 7-19)
Сообщение ученика «какие есть ещё ветры».
В заключения урока познакомить учащихся с выставкой книг о ветре.
Оценка знаний учащихся.
Домашнее задание.