В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Что такое здоровьесберегающие технологии? Технология (от греческих слов «techne» – искусство и «logos» – учение, наука) – совокупность знаний и способов деятельности.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом обиходе в последние 8-10 лет. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50% – зависит от собственного образа жизни, на 20% – от окружающей среды, на 20% – от наследственности, на 10% – от здравоохранения в стране. К актуальны проблемам детского здоровья относится: гиподинамия – нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе; тревожность – недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации. Поэтому основной целью работы в нашем ДОУ яется воспитание физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечение его психического благополучия, а также формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания здорового образа жизни, научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни. Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, различают физическое, психическое, социальное и нравственное.
Критерии оценки здоровья: рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, социальное благополучие, уровень работоспособности. Принципы здоровьесберегающих технологий – это системность и последовательность всестороннего и гармоничного развития личности, принцип сознательности, активности и непрерывности здоровьесберегающего процесса, учет доступности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Используемые формы занятия: чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью, проведение оздоровительных мероприятий, создание здоровьесберегающей среды. Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, индивидуальные занятия.
Существуют следующие приемы: защитно-профилактические, компенсарно- нейтрализующие, стимулирующие, информационно обучающие. с учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты: рациональное питание, оптимальная для организма двигательная активность, соблюдение режима для предупреждения вредных привычек и формирования полезных, повышение психоэмоциональной устойчивости.
Мы выработали такие правила здоровьесбережения: соблюдайте режим, больше двигайтесь, обращайте больше внимания на питание, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций, гоните прочь уныние и тоску, желайте себе и окружающим только добра.
Система развития воображения через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный эффект, влияет на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы.
При проектировании условий развития двигательного творчества детей используются нетрадиционные формы оздоровления и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для глаз. Занятия проводятся в игровой форме.
Дети получают первые элементы знаний о самомассаже, акупунктуре, о медицинской помощи, которую могут оказать своим товарищам. Выполняя упражнение «Чебурашка», дети лепят уши для Чебурашки, поглаживают ушные раковины, лепят ушки внутри по бороздкам, тем самым воздействуют на точки кишечника, выходящие на ушные раковины. В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа «тепло–холод», они при посредстве своего воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма. В игре «Холодно–жарко» подул холодный северный ветер – дети съежились в комочки. Выглянуло солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками, происходит напряжение и расслабление мышц туловища.
Психолог указывает детям на ребенка, испытывающего дискомфорт. Дети, желающие помочь товарищу, прикладывают к больному месту ребенка свои ладошки и начинают прогревать ими больное место, срабатывает эффект эмоциональной отдачи, и ребенок действительно начинает чувствовать себя лучше. Очень нравится детям игра «Лечимся сами». Доктор лечит больного пассами над головой поглаживанием, сочувствием. Он с твердым убеждением приказывает органам: «Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым. Животик, будь мягким, мой кишечник работай точно в нужное время.» Дети садятся в позу «факира», расслабляются, перед ними бокал с теплой кипяченой водой. Руками делают пассы над стаканом. Одну руку поднимают вверх, другой закачивающие движения над стаканом и то, что представит фантазия ребенка, затем произносятся слова на выдохе: «Водичка чистая, здоровая, я всегда буду здоровым и веселым, милым и красивым» Этой заряженной водой дети полощут горло, а если есть склонность к диатезу, то можно салфеткой протирать больные места. Постепенно температуру воды можно понижать, что способствует закаливанию, так как детское подсознание еще не закомплексованно, ребенок выполняет убежденно, что способствует саморегуляции организма.
В процессе проводимых психологом игр «Веселая пчелка», «Остров плакс», «Шалтай-болтай», «Заводим машину», дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражают свои эмоции, они полностью раскрепощены. Это развивает в них чувство доброты, отзывчивости на чужую боль. При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи, но ребенок здесь не просто «работает», а играет своим телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая, его по законам красоты.
Когда ребенок лепит красивое лицо, он поглаживает лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой, надавливает пальчиками активные точки переносицы, середину бровей, разглаживает брови, глаза, похлопывает по щекам, подергивает нос.
Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему.
Конкретные задачи этих игровых упражнений, направленных на развитие воображения, связаны с профилактикой простудных заболеваний, снятием стрессов, закаливанием, а самое главное, закладываются элементы фундаментальной способности ребенка к самосозиданию и самопознанию, у детей воспитывается стремление творить добро. Для детей это только игра, а в результате кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки дети обретают умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества к нам в семью, делая нас – взрослых добрее, мягче и светлее.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранении и укрепление здоровья воспитанников. Наше ДОУ уже несколько лет осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Планируя здоровьесберегающие технологии, мы выделяем:
- формы работы
- время проведения в режиме дня
- возраст детей
- особенности методики проведения
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).
- Подвижные и спортивные игры.
- Контрастная дорожка, тренажеры.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия.
- Точечный массаж.
- Спортивные развлечения, праздники.
- День здоровья.
- СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная.
3. Технологии музыкального воздействия.
- Музыкотерапия.
- Сказкотерапия.
- Библиотерапия.
Для осуществления обогащенного физического
развития и оздоравливания детей в детском саду
используются нетрадиционные приемы работы. В
каждой группе оборудованы «Уголки здоровья». Они
оснащены как традиционными пособиями
(массажными ковриками, массажерами, спортивным
инвентарем и т.д.), так и нестандартным
оборудованием, сделанным руками педагогов.
1. «Сухой аквариум», который способствует снятию
напряжения, усталости, расслаблению мышц
плечевого пояса
2. Ходьба по коврику из пробок, где происходит
массаж стопы ног
3. Для развития речевого дыхания и увеличения
объема легких, используем. традиционное и
нетрадиционное оборудование (султанчики,
вертушки)
4. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится
много точек, массируя которые можно
воздействовать на различные точки организма. Для
этого используем различные массажеры, в том
числе и самодельные.
5. Для массажа ступней ног и развития координации
движений используются коврики их веревки с
узелками.
6. Ежедневно перед обедом все группы ходят в
оздоровительный зал, на контрастную дорожку
(покрытие – камешки).
7. Ходьба по дорожкам из металлических пробок
босиком.
8. Ежедневно после сна проходит оздоровительная
гимнастика босиком под музыку.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, вплетен спектр медико-восстановительных методик, приемов, способов:
- мимические разминки
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
- точечный массаж
- игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников происходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого используются различные формы и методы:
- групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым»
- анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья
- консультации, рекомендации («Здоровье в порядке – спасибо зарядке»)
- памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,
- дни открытых дверей в обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы)
Учитывая приоритетное направление нашего образовательного учреждения «Физическое развитие детей» и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:
- положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости.
- повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
- развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия)
Коллектив Детского сада не останавливается на достигнутом и продолжает работу по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей.