Цели урока:
1) Доказать теорему Пифагора, показать
применение к решению задач;
2) развивать у учащихся логическое мышление,
математическую речь;
3) расширить кругозор у учащихся, интерес к
изучаемому предмету, познакомить с
историческими сведениями по данной теме.
I. Организация учащихся на урок, сообщение темы и целей урока. (Cлайды 1,2)
II. Актуализация опорных знаний.
1) Устная работа.
– сторона квадрата равна 1,5 см. Найдите его площадь.
– Перечислите виды треугольников в зависимости от его сторон.
– Перечислите виды треугольников в зависимости от углов.
– Как называются стороны в прямоугольном треугольнике.
– Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 1,2дм и 3дм.
2) Практическая работа (слайд 3)
– Начертите прямой угол, отложите на его сторонах катеты 3 м и 4 м (масштаб:1 клеточка равна 1метру)
– Проведите гипотенузу. Она равна 5 м.
– Достройте на катетах и гипотенузе квадраты.
– Найдите площади квадратов.
S=S1+S2
25=16+9, т.е.
52=42+32
– Вывод: (слайд 4)
Площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.
III. Изучение нового материала.
Теорема Пифагора: (слайд 5)
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Провести устное доказательство по следующему плану:
– доказать равенство MBN=NCP=PDK=KAM;
– доказать, что MNPA– квадрат;
– выразить площадь квадрата АВСD через площади MBN, NCP, PDK, KAM и площадь квадрата MNPK;
– записать равенство, связывающее катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника – а2+b2=с2.
Запись в тетрадях учащихся
Дано: АВС, С=90°, а и b катеты, с-гипотенуза.
Доказать: а2+b2=с2.
Доказательство:
– достроим АВС до квадрата со стороной а+b;
– S=( а+b)2;
– MBN=NCP=PDK=KAM по двум катетам;
– S=, 4 S=·4=2,
– SMNPK=c2;
– (а+b)2=2аb+с2;
– а2+ 2аb+ b2=2аb+с2 или а2+b2=с2.
IV. Закрепление изученного материала.
Решение задач по готовым чертежам.
Воспользовавшись теоремой Пифагора, определите значение х (слайд6)
V. Историческая справка – экскурсия в музей Пифагора (слайд 7).
– Биография Пифагора (слайд 8): о жизни Пифагора известно немного. Он родился на острове Самос, недалеко от Греции. Совсем юношей Пифагор покинул родину. Он прошел по дорогам Египта и 12 лет жил в Вавилоне. После возвращения домой, он переселился в Италию, затем в Сицилию. И здесь, в Креоне, рождается школа Пифагора.
– Пифагорейская школа (слайд 9): Пифагор и его ученики занимались изучением чисел и свойств, вкладывая в каждое число определенный смысл. В пифагорейской школе много внимания уделялось музыке, живописи, физическому развитию, здоровью. Известно, что Пифагор был Олимпийским чемпионом. Пифагор и его ученики были очень трудолюбивы и жили по своим заповедям. Вот некоторые из них (слайд 9).
– Главный пифагорейский знак (слайд 10): главным пифагорейским символом здоровья и опознавательным знаком была пентаграмма или пифагорейская звезда– звездчатый пятиугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника. Звездчатый пятиугольник обладает замечательными математическими свойствами. Он содержит все пропорции, известные пифагорейцам: арифметическую, геометрическую, гармоническую и так называемую золотую. Нарисованная пентаграмма была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. В средние века считалось, что пентаграмма “предохраняет” от “нечистой силы”.
– Пифагоровы треугольники (слайд 11): треугольники со сторонами, выраженными целыми числами и удовлетворяющих соотношению, а2+b2=с2, называют пифагоровыми. Треугольник со сторонами 3, 4, 5 назвали египетским треугольником, так как с его помощью строили прямые углы при возведении египетских пирамид.
VI. Итог урока.
– Чье имя носит теорема, изученная на уроке?
– Почему главным пифагорейским символом служит пентаграмма?
– Сформулировать теорему Пифагора.
– Домашнее задание:
1) п.54. № 483(а), 484(в).
2) Найти в дополнительной литературе различные доказательства теоремы Пифагора.
Литература
- Учебник “Геометрия, 7-9”, авт. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.
- Рабочая тетрадь “Геометрия 7 класс”, Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. М., “Просвещение” 2009 год.
- Изучение геометрии в 7-9 классах. Книга для учителя. авт. Л. С. Атанасян и др.