Цель урока: дать представление о том, как зимуют дикие звери. Показать связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой. Познакомить учащихся с основными правилами охраны животного мира, взаимосвязь мероприятий по охране природы. Развивать речь учащихся, воспитывать их экологически грамотными людьми.
Оборудование:
а) картины, изображающие жизнь диких зверей
(зайца, белки, волка, лисы, лосей и др.);
б) таблички на каждой парте: биолог, егерь,
краевед, зоотехник, экономист, научный сотрудник
заповедника, филолог, охотник, лесник;
в) таблички: корреспондент журнала “Юный
натуралист”, корреспондент журнала “Лес и
человек”, корреспондент журнала “Лесное
хозяйство”.
Ход урока
1. Подготовка материалов проводится до уроков.
2. Вводное слово учителя:
– Сегодня мы проведем необычный урок природоведения– урок “Пресс– конференцию”. Урок состоит из трех частей: вопросы корреспондентов, отчет о проделанной работе, выпуск экспресс– газеты.
– Каждый из вас выполнил индивидуальное задание. Работая со справочным материалом, энциклопедией, журналами, книгами и т. д., вы подготовились рассказать о жизни диких животных в зимнее время. Сегодня вы будете выступать не в роли учеников, а в роли людей, которые изучают, охраняют природу, пишут о ней. Названия их профессий написаны у вас на карточках.
Итак, начинаем работу:
Корр. Чем отличаются дикие животные от домашних?
Экономист. Домашние животные, в отличие от диких, живут в специальных помещениях, построенных человеком. Люди летом запасают для этих животных корм на зиму и ухаживают за ними.
Корр. Изменилась ли жизнь диких животных в зимнее время?
Биолог. Да, в связи с состоянием неживой природы и жизни растений зимой. Мы с вами уже разбирали на уроках эту зависимость.
Корр. Меня интересует жизнь белки зимой.
Рисунок 1
Егерь. (Выходит к доске и отвечает на вопрос, пользуясь таблицей “Белка”).– Зимой белка живет в дупле или гнезде. Устраивает там подстилку из сухой травы, мха, шерстинок. Выход из гнезда– лазейку, белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. В гнезде тепло. В холодную погоду она спит 20-22 часа в сутки. При теплой погоде зверек на кормежке задерживается дольше и прыгает больше.
Корр. Я понимаю, что осень много пищи для белки можно найти. Но вот зимой?
Рисунок 2
Зоотехник. Против голода она, как хорошая хозяйка, летом и осенью готовит себе значительные запасы. В пищу использует грибы, нанизанные ею на сучки деревьев, желуди, ягоды, орехи. Питается и семенами еловых шишек.
Корр. Есть ли враги у белки? И как она спасается от врагов?
Рисунок 3
Лесник. Жизнь на деревьях уже сама по себе дает возможность укрываться от врагов. Шкура зимой у нее серебристо– серая, делает белку незаметной. К тому же белка– ловкий зверек.
Корр. Чем полезна белка?
Рисунок 4
Экономист. У белки теплый и красивый мех. В охотничьем промысле половина дохода от продажи пушнины идет за счет беличьих шкурок.
Корр. В погоне за пушниной, люди могут истребить всех пушных зверьков. Так ли это?
Охотник. Нет! Охота открывается в определенное время и в определенных местах. У нас в стране в июле 1924 года Президиум ВЦИК определил заповедники. Это участник земли, лесов, подлежащих полной охране человеком.
Корр. Меня еще интересует жизнь зайцев зимой.
Рисунок 5
Краевед. (Использует иллюстративный материал). Заяц– беляк живет в лесу. Это лесной заяц. Днем спит, а ночью выходит на кормежку. Заяц– беляк легко передвигается по глубокому снегу. Ноги его к зиме обрастают шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайцу тепло, да и удержаться на снегу легче: нога становится шире, как– будто беляк надел лыжи.
Рисунок 6
Краевед. Еще есть зайцы– русаки. Этот заяц живет в полях и степях. Он осторожный и пугливый зверек. Из всех чувств у него очень хорошо развит слух.
Корр. Строит ли он себе гнездо, как белка?
Краевед. Нет. Лежку заяц устраивает на открытом месте или под поваленными деревьями. Он роет нору в снегу и забирается в нее.
Корр. Чем питается заяц? Почему он ни летом, ни осенью не запасает корм?
Краевед. Заяц питается корой молодых деревьев, осинок, берез, ив, раскапывает снег и ест озимые, бегает на огороды грызть кочерыжки, скачет к стогам сена.
Корр. Здесь рассказывали, как белка защищена от врагов. А как спасается заяц?
Лесник. У зайцев много врагов: охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего он боится лесной кошки– того и гляди, рысь с вершины дерева, как с неба, прыгнет на спину. Зайцев, спасает способность быстро бегать: во время погони они могут пробегать 70 км в час.
Охотник. Беляк спасает также белая шуба под цвет снега, а русак на поле похож на пенек или камень, припорошенный снегом.
Корр. На доске у нас записана пословица: “Труслив как заяц”. он действительно труслив?
Филолог. Трусливость зайца вошла в поговорку не вполне справедливо. Просто у зайцев в борьбе за существование выработалась чрезвычайная осторожность и накопился большой запас хитроумных уловок. Спасаясь от преследования, зверек может на ходу прыгнуть в телегу и зарыться в сено, он безошибочно отличает охотника от человека безоружного.
Корр. Вы знаете, что заяц– вредное для сельского хозяйства животное. Он поедает озимые посевы сельскохозяйственных культур, обгрызает стволы плодовых деревьев. Зайцев надо совсем уничтожать.
Егерь. Нет! Заяц ведь промысловое животное. Его мясо очень вкусное, а шкурка пушистая. Хорошо используется шерсть, из нее валяют войлочные шляпы, шкурки идут на воротники и шапки.
Корр. В каких местах водится лисица?
Рисунок 7
Корр. (использует иллюстрацию). Лисица водится почти на всей территории России– и на полях, и на болотах, и в лесах, и в перелесках.
Рисунок 8
Учитель. Народ любит лисичку за характер, за красоту. Слагает о ней сказки, песни, загадки. Как в сказке ее называют? Да, Лиса Патрикеевна. Рассмотрите таблицы, картины.
Филолог. У кумушки-лисы зубки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет и на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно, смотри ласково, улыбается. (Показывает рисунок лисы).
Рисунок 9
Егерь. Густая пушистая шубка предохраняет лисицу от самых трескучих морозов. Ноги лисицы к зиме обрастают густой шерстью, наружу торчат кончики пальцев. Лисица зимой ходит как бы в валенках, и ноги ее не зябнут даже в сильные морозы.
И все-таки зима самое тяжелое время для лисицы, добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится лисице рыскать по полю, чтобы насытиться, ей нужно поймать много мышей и полевок.
Биолог. Я хочу рассказать о том, как лисицы мышкуют. (Используется рисунок). Слух у лисицы отличный. Она за много метров слышит, как под снегом пищат мыши и полевки. Опустив низко голову, она бежит по полю прислушиваясь, не пискнет ли полевка или мышь под снегом. Вот что-то ей послышалось. Лисица останавливается, прислушивается, затем делает бросок в снег и хватает добычу.
Рисунок 10
Егерь. Я хочу добавить. Лисица ловит под снегом также куропаток, тетеревов, любит рябчиков. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы, поэтому часто им удается убежать от ее преследования.
Корр. В сказках, рассказах о лисе говорят, что она таскает кур. Так ли это?
Охотник. Да, это так. Однако такие случаи редки.
Если лисицы не находят достаточно пищи в природе, то они прибегают к человеческому жилью, роются на свалках, питаются на помойках, заглядывают в курятник.
Зоотехник. Я недавно в журнале читал, что одна лисица в Москве жила в норе под фундаментом жилого дома, другая– поселилась вблизи больницы.
Лесник. А я читал, что в Ереване была обнаружена лисья семья на территории аэропорта, где потомства обосновалось в траншее между трубами возле стройки нового корпуса.
Корр. Хотелось бы услышать ответ на вопрос: принадлежат ли лисицы к числу важных промысловых животных?
Охотник. Да. Ближе к зиме у лисицы вырастает густой подшерсток, мех приобретает товарную ценность. Рыжеватый теплый мех лисицы ценится очень высоко.
Зоотехник. В нашей стране много зверосовхозов. На зверофермах выводят не только настоящих серебристо– черных лисиц, но и другие цветные формы. Из меха лисиц шьют воротники, шапки, шубы.
Корр. Мне хотелось бы узнать больше об опасных хищниках– волках.
Рисунок 11
Учитель. На нашей пресс-конференции присутствуют кинорежиссеры. Они приготовили фильм о волках и других животных.
Кинорежиссер. Кадр №1:
Рисунок 12
Титры: Волки водятся почти во всех уголках нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы и жару. Зимой волки живут стаями. Обыкновенно в стае 10-12 волков. Волчьи стаи рыщут по полям, дорогам, ищут добычу. Животным трудно спастись от преследования волчьей стаи.
В поисках пищи волки пробегают большие расстояния.
Недаром народ сложил поговорку: “Волка ноги кормят”. И все же зимой волки почти всегда голодны. Злые и голодные волки ведут себя смело. Они забегают в деревни, забираются в овчарни, в птичники, нападают на дворовых собак.
Рисунок 13
Кадр 2. Кабаны.
Рисунок 14
Титры: (Читает режиссер). Большие расстояния приходится преодолевать в поисках пищи кабанам. Они пробираются через густые заросли и занесенные снегом лесные чащи, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, ветки, кору деревьев и кустарников, плоды и семена растений, которые могут добыть из-под снега.
Кадр 3. Лоси.
Рисунок 15
Титры: Зимой лоси держаться небольшими стадами, питаются лоси корой и мелкими деревьями, которые растирают крепкими как жернова зубами. Молодой осинкой лоси кормятся всего охотнее. В конце февраля для лосей наступает тяжелая пора. Чаще, чем в другое время, в этом месяце верхний слой снега превращается в наст. Лоси от тяжести проваливаются сквозь него и не могут быстро бежать. Этим пользуются волки.
Корр. Хотелось бы узнать, какую пользу приносят эти животные
Егерь. Хотя волки в некоторых местах являются бичом животноводства, но в дикой природе они часто выполняют роль оздоровителей животного населения, уничтожая больных и слабых зверей.
Лесник. Кабаны относятся к ценным животным, они обладают вкусным мясом. Кожа их идет на подошвы обуви и ремни, щетина– на щетки и кисти. Кишки используются для приготовление колбас.
Краевед. В неволе лоси быстро приручаются и привыкают ходить в упряжке. Лосиное молоко целебное.
Лесник. В г. Выборге поставлен памятник лосю, который напоминает людям о необходимости беречь этих животных.
Корр. Мы сегодня не поговорили еще об одном прекрасном животном– медведе. Где сейчас медведь?
Рисунок 16
Охотник. Барсуки, медведи, сейчас спят в своих берлогах, норах, живут они за счет жира, накопленного в теле летом и осенью.
Учитель. Да, медведю хорошо, спит и лапу сосет. (Рисунок).
Краевед. Лапу он не сосет, существует мнение, что в феврале со ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая нежная новая кожа нуждается в согревании. Медведь облизывает лапу языком, согревает, при этом причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
Биолог. Я хочу сказать, что в феврале у медведей рождаются малыши. Весом детеныши маленькие– 500 г. наружу не выходят– погода не та.
Рисунок 17
Корр. Хочется знать, какие из этих животных живут в наших краях?
Краевед. В наших лесах водится белка, волк, лиса, заяц, в тайге можно встретить и медведя.
Егерь. Вообще в наших лесах водится 58 видов животных.
Учитель. Послушайте наблюдения охотника.
Охотник. Ночью идет снег. Утром пойдешь и увидишь на снегу множество таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Значит, были здесь разные лесные жители, ходили, прыгали, что– то делали.
Кто был? Что делал?
На снегу следы– как книжка.
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышки,-
Пишут все. А ты читай!
Рисунок 18
Охотник. Я недавно читал след на снегу и понял, как заяц спать ложиться. Подошло время ложиться на день спать. Заяц не уляжется попросту. Он начнет петлять, возвращаться по своему следу, делать отметки– прыжки в сторону, причем огромные. Напутает, напутает и делает последнюю отметку, побежит еще немножко и ляжет.
Корр. Животные и не только они нуждаются в охране. Что для этого делается?
Егерь. Формы охраны животных разные, но цель одна– надежно защитить их.
Комитет охраны природы. В заповедниках охраняется все от травинок, насекомых, до больших зверей. В заказниках охраняется что– то одно. В Национальных парках охраняется все, но можно гулять, только запрещается жечь костры, ставить палатки, и т.д. Во всех этих местах люди подкармливают животных зимой.
Корр. Чем могут помочь в охране природы школьники?
Егерь. Школьники должны быть прежде всего экологически культурными людьми. Это значит, что они должны научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоты, по– хозяйски использовать землю, полезные ископаемые, воду, леса.
Школьники должны украшать в зеленый наряд города и села. Заботиться о наших меньших братьях.
Учитель. В феврале 1989 года образована Всесоюзная Ассоциация “Спасем мир и природу”. Ее председатель, публицист, путешественники Вадим Николаевич Бурлак обращается к детям: “Хотите знать, как помочь природе. Начните с самого себя, твердо уяснить, что я не один человек, а одна 5-ти миллиардная часть всего человечества.
До конца заверните кран дома, в классе, на улице, не ломать, не топтать, а сажать, изготавливать и развешивать гнездовья для птиц, подкармливать птиц, зверей, не разорять и не давать разорять гнезд другим, не разводить костры и не мусорить, быть другом всем”. Да, быть другом всем, жить под девизом: “Рыбе– вода, птице– воздух, зверю– лес, степь, горы, а человеку нужна родина. Охранять природу– значит охранять Родину”.
Статья №67 Основного закона страны обязывает каждого гражданина нашей Родины беречь природу, охранять ее богатства.
Выставка
- Отчет корреспондентов и выступающих. Выставляются сделанные детьми альбомы о животных, книжки– раскладушки, загадки, стихотворения, книжки– самоделки и др.
- Выпуск экспресс– газеты “Познай мир природы” (Все заметки о диких животных с рисунками и без рисунков быстро наклеиваются на большой лист бумаги, прикрепленный к доске).
- Работа с материалами “Красной книги”, которую ведет класс.
- Обобщение. Итог подводит учитель. Пресс– конференция прошла успешно. Выступающие подробно охарактеризовали жизнь диких животных в зимнее время. Отметили необходимость бережного отношения к животным мира. Решили: будет активными участниками охраны природы.