Класс: 6.
Тема урока: “Москва в XIII–XIV вв.” (первый урок в теме “Начало истории Московской Руси”)
Возможная личностная проблема.
- Нужно ли изучать историю?
- Чем она может быть интересна сегодня?
- Как следует относиться к родному городу, к прошлому своей страны, своего народа?
Планируемые результаты изучения материала.
Перед учащимися предстаёт образ древней и средневековой Москвы XIII–IV вв., образ эпохи, которую им предстоит изучить на последующих уроках, на основе личного опыта, личного переживания, тождества идеалов и смысла.
Цель урока: формирование объективных знаний, образных представлений о средневековой Москве, о начале истории Московской Руси.
Задачи:
- По картинам вятского художника А.Васнецова проследить, как менялся облик Москвы с XII по XIV вв.
- Объяснить, чем были вызваны эти изменения.
- Развивать умения и навыки выделять главное в рассказе учителя, работать с первоисточником. Развивать образное мышление через символы.
- Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей страны, своего народа, любовь к родному городу, познавательный интерес к русской средневековой истории.
Тип урока: изучение нового материала (в рамках модульной технологии).
Структура “урока – образа”.
1. Микромодуль мотивационного образа.
2. Микромодуль опережающего рационального представления.
3. Микромодуль смысла.
4. Микромодуль действия.
5. Микромодуль актуализации и проповеди.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
- иллюстративно-репродуктивный,
- проблемный,
- частично-поисковый.
Приёмы деятельности учителя: показ презентации, заполнение отдельных слайдов презентации с использованием возможностей интерактивной доски, беседа, объяснение, организация интеллектуального путешествия во времени, работы с текстом первоисточников, иллюстративным рядом.
Ход урока
“Москва! Как много в этом слове для сердца русского слилось.
Как много в нём отозвалось…”.
- Кому из вас приходилось бывать в Москве?
- Вспомните, какие чувства вы испытали от пребывания в столице? Когда настало время уезжать из Москвы?
Предлагаю совершить путешествие в Средневековую Москву. В XIII–XIV вв. ей суждено будет стать центром объединения русских земель.
Тема урока: Москва в XIII–XIV вв. (начало истории Московской Руси). (Слайд №1)
Цель урока: создать образ Древней и Средневековой Москвы XIII–XIV вв. (Слайд №2)
- Что для вас является символом Москвы?
Образ Московского Кремля предстаёт на картинах вятского художника А.М.Васнецова. Он был не только художником, но и учёным – историком, археологом, изучал, какой была наша столица сотни лет назад. (Слайд №2).
Задача урока (образовательная): попробуйте сформулировать сами с помощью наводящих слов.
1. Проследить… (как менялся облик Москвы).
2. Объяснить… (чем были вызваны эти изменения). (Слайд №3)
Итак, цель поставлена, определены задачи, можно приступать к работе.
- Где чаще всего возникали города? (У реки, на холме). Почему?
- Вспомните, кем и когда была основана Москва?
Строительство Москвы началось со строительства Кремля. Давайте заглянем в словарь и найдём значение этого слова. (Слайд №4)
Кремль – крепость, хорошо укреплённая часть города.
Строительство нашего города (Вятки – Хлынова) также начиналось с Кремля, образ которого сохранился лишь в иконописном рисунке XVII в. Сейчас о его существовании напоминает лишь холм на набережной, в районе Динамовского проезда. Традиционно датой основания города принято считать 1374 г. Но согласно версии, высказанной автором “Повести о стране Вятской”, наш город был основан в 1199 г. А это значит, что по древности он сравним с Москвой!
Но давайте посмотрим, как рос и расцветал Кремль, а вместе с ним и Москва. О возникновении этого города нам поведали скупые строчки летописи… (Слайд №5)
- Есть ли в этом летописном отрывке непонятные для вас слова, требующие объяснения?
- Что мы узнаём из этих строк?
Кстати, что означает слово “Москва” достоверно не известно. Вероятно, по одной из версий, происходит от финно-угорского “тёмная вода”. На картине А.Васнецова мы видим, с чего начиналась Москва. На переднем плане картины в центре холма плотники из больших, могучих брёвен сосны, что росла на горе и под горой, строили бревенчатые дома. Рядом с ними невысокая церковь и колоколенка. Поодаль от домов по краю холма городят стену, тоже из мощных брёвен. Вся Москва времён Юрия Долгорукого – деревянная и маленькая, как писал о ней летописец: “мал древян град”.
Теперь наш путь в век XIII и XIV – тяжёлое время для русской истории, древнего Кремля и Москвы. Вновь перед нами знакомый Боровицкий холм, но уже совсем не такой, как при Юрии Долгоруком. (Слайд №6). На нём не растёт больше сосновый бор. Вырос вместо сосен на холме большой деревянный город. Впереди ощетинились врытые в землю остроконечные брёвна. За ними высятся стены и башни. Под их защитой на склонах холма стоят бревенчатые дома, а среди них белеют одноглавые храмы. Перед деревянным Кремлём, у его стен, сгрудились корабли с товарами. Их перегружают на подводы, чтобы на лошадях везти в Кремль. Московский князь Иван Калита, мудрый и дальновидный политик, много сделал для возвышения Москвы. В годы его княжения москвичи построили новые стены и башни Кремля из дубовых брёвен. Произошло это после очередного пожара. Как рассказывает летопись, после этого был “заложен град Москва дубов”.
В дубовом граде с годами становилось всё больше каменных зданий. Когда же в Москве стал править князь Дмитрий Иванович (Донской), случилось важное событие. Как сообщает летопись, “князь великий Дмитрий с братом… замыслил ставить город Москву камен и что задумал, то и сделал”. Это очень важный момент в истории Кремля! Ведь строить из камня мог позволить только процветающий, растущий город, а именно такой стала тогда наша древняя столица. Строили Кремль с особым пристрастием и рвением: каждый понимал, что делается небывалое, великое дело: сооружали крепость, которая одна могла защитить всех от врагов. (Слайд №7)
- Почему говорят: “дом – моя крепость”, “дома и стены помогают”?
Вот также и москвичи за стенами Кремля чувствовали себя спокойно, защищенно. А защищаться было от кого! Угрожали и ходили походом на Москву и не раз литовцы, осаждали Москву монголо-татары. Завершилось грандиозное строительство, и Боровицкий холм опоясали стены толщиной в 2 и 3 метра. Ещё выше поднялись сторожевые башни. На вершине холма красовались белокаменные соборы. И стены, и башни Кремля выложили из белого камня. Стали называть Москву белокаменной.
- Как вы относитесь к своему родному городу?
- Каким было отношение к Москве русских средневековых людей? Об этом нам поведают пословицы: “Москва – всем городам мать!” “За Москву–мать не страшно умирать!” “Москва, что гранит - никто Москву не победит!” (объяснить смысл). (Слайд №8)
Выполните задания.
Задания выполняются с использованием возможностей интерактивной доски.
- Почему васнецовские образы Москвы, Московского Кремля расположены на слайде в виде восходящей лестницы? Что она символизирует? Что произойдёт с Москвой в XIII–XIV вв.? (Расцветёт, возвысится!) (Возвращение к слайду №2 через гиперссылку).
Образ Москвы XIII–XIV вв. (какой предстаёт Москва?): процветающая, хорошо укреплённая, торгово-ремесленная, православная… (заполнение слайда №10 со слов учащихся с использованием возможностей интерактивной доски).
В XIII–XIV вв. Москва станет центром объединения русских земель. Но были и другие претенденты на роль лидерства в объединительном процессе! Кто же соперничал с Москвой и почему всё же Москва стала центром объединения русских земель? Над этими вопросами нам предстоит поразмышлять на следующем уроке (уроке логического мышления).
Рефлексия. (Слайд №11)
Домашнее задание: написать оду Москве или родному городу.